itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Собиратель культурной Руси

0
139
Время на чтение 7 минут

5 июля исполнилось 80 лет со дня рождения Вадима Валериановича Кожинова. Почти десять лет его нет рядом. Десятилетний срок - это первая проверка на прочность всего, что человек оставил после себя. Всего, что он сделал.

Что же удалось сделать ему, потомственному москвичу, за Богом данный отрезок жизни? Многое. Он смог разобраться в истории европейского романа и защитил по этой теме кандидатскую диссертацию. Осветил различные аспекты центральных категорий литературоведения (проза и поэзия, содержание и форма, художественный образ и типизация, сюжет, фабула и композиция, художественная речь и творческий метод, историзм, реализм и авангардизм, жанр, рассказ, повесть, роман, эпопея и проч.). Нашел в Саранске и опубликовал труды талантливого русского филолога и философа М.М. Бахтина. Написал статьи о творчестве русских классиков от А.С. Пушкина до Л.Н. Толстого и авторах ХХ века от М.М. Пришвина до С.Ю. Куняева. Осмыслил отечественную литературу и критику в их развитии. Определил и обосновал основные особенности и своеобразие русской культуры и её составляющей - русской литературы. Внимательнейшим образом изучил основные вехи двенадцативековой истории Руси-России, остановившись в первую очередь на её начальном этапе существования, а также XIX и ХХ веках. Постигал Россию «как цивилизацию и культуру», особенности её национального своеобразия и народного исторического самосознания.

В юности Вадим Валерианович Кожинов был, по собственному признанию, сталинистом. К тридцати-сорока годам стал ярым антикоммунистом и одним из ведущих критиков. К шестидесяти, увлёкшись историей России, с любовью и трепетом, опираясь на православную духовность - основу русской цивилизации, - осмыслял её своеобразие от истоков, с момента зарождения, до начала XXI века. В продолжение практически всей своей деятельности на поприще русской словесности Кожинов открывал новые имена в литературе. Помогал утвердиться в ней многим авторам.

Будучи кандидатом наук и старшим научным сотрудником в ИМЛИ, он сделал для русской науки столько, сколько не под силу многим научным коллективам.

Разносторонность Кожинова поражает: поэтика и эстетика, русский романс и русская гитара, славянофильство и западничество, кино и театр, национальный вопрос и евразийство, черносотенство и сионизм, немецкая философия и работы ОПОЯЗа, зодчество и фольклор, а также прошлое, настоящее и будущее России. И во всём, к чему обращался и что осмыслял, он смог открыть новое, увидеть не замеченное многими и в то же время существенное.

Что же повлияло на формирование русского гения? В первую очередь, русская семья. Родители-москвичи. Затем русская советская система образования, дающая мощную основу для развития. И ещё - культурная традиция России, впитав которую В.В. Кожинов обрёл полнокровный голос и во многом христианский взгляд на жизнь, историю, культуру, литературу. Он стал продолжателем русского дела А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Киреевского, братьев Аксаковых, Н. Данилевского, Ф. Достоевского, Ап. Григорьева, Н. Страхова, Л. Тихомирова, К. Победоносцева, В. Розанова, М. Меньшикова, М. Пришвина, М. Бахтина и многих других писателей, публицистов, мыслителей, отстаивавших идеалы державности и Православия.

И хотя Кожинов признаётся: «...моя жизнь прошла вне религиозных традиций», он, без сомнений, близок практически во всём зрелом творчестве к идеалам Христовой веры.

* * *
Думаю, с особой силой на формирование В. Кожинова повлияли впечатления юности - прежде всего Великая Победа в борьбе с германским фашизмом и японским милитаризмом. Вспоминая об этом, Кожинов говорил: в его дневнике тех лет сохранились «целые страницы патриотического восторга и упоения». Победа сформировала в поколении 1930-х годов плеяду выдающихся деятелей науки и искусства: от Ю. Лощица до Ю. Селезнёва, от В. Белова до И. Глазунова.

Не с теми же чувствами взрослело поколение Пушкина, видевшее победы русского оружия? Не тот ли патриотический восторг питал юные души и заставлял писать:

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны...
..............................
Сразились. Русский - победитель!
И вспять бежит надменный галл...
(«Воспоминания в Царском Селе»)

Возможно, именно Великая Отечественная война и отношение к ней научили воспринимать события 1917 года не как непреодолимую грань, напрочь разделяющую историю Отечества на две части, а как очередной этап развития одной страны. В. Кожинов вспоминает: «...после победы над Японией, выступая по радио, Сталин произнёс потрясающие слова. Я прочёл тогда известную повесть Валентина Катаева «Белеет парус одинокий», где говорилось о войне с Японией как о гнусном деянии царского милитаризма. А тут вдруг Сталин сказал: мы, люди старшего поколения, ждали этой победы сорок лет. То есть ждали с 1905 года! Это высказывание вождя буквально перевернуло во мне всё и вся».

* * *
О чём бы ни писал В. Кожинов, во всём он стремился дойти до сути, до истоков исследуемых явлений, до той точки, с которой ясно различим скрытый смысл давно известных фактов. И в первую очередь это касается литературы и истории.

Именно поэтому он смог с успехом развенчать многие политические мифы. Вот некоторые из них:

- Россия - тюрьма народов, страна невежества, рабства и тотальной отсталости.

- Еврейские погромы в России в начале ХХ века - дело рук черносотенцев. Евреи - пострадавшая сторона в погромах.

- Черносотенцы - реакционеры, антисемиты, подлые и необразованные люди.

- Большевики в гражданской войне воевали с монархистами.

- Самый пострадавший от фашистов народ - евреи (миф о холокосте).

- Нобелевская премия - свидетельство гениальности награждённых ею людей.

- Низкий уровень жизни в России - СССР связан с политическим строем.

- Благосостояние стран Запада впрямую связано с устоявшимися там особенностями «производственных отношений».

- Русские склонны к фашизму.

- Только подражая Западу, Россия станет цивилизованной и процветающей страной.

* * *
Наверное, самое значимое в наследии В.Кожинова - его размышления о будущем России, русского народа. В статье «Несколько соображений о грядущем пути России», входящей в обширное исследование «Драматические и трагические страницы завершившегося ХХ века», учёный утверждает, что решающую роль в становлении всего государства «играет не технология, а фундаментальные основы национального бытия». Жаль только, что ныне об этом позабыли и полагают, что лишь модернизация экономики спасёт Россию. Те, кто так думают, не понимают: сама по себе технологическая, техническая и экономическая модернизация не заработает без уверенной национальной политики, опирающейся в первую очередь на многовековые нравственные традиции русского народа.

Кожинов прозревает сущность отечественных реформаторов 1990-х - 2000-х годов и утверждает, что они продолжают руководствоваться марксизмом в проводимых реформах, поскольку убеждены в том, что «"радикальное" изменение производственных отношений (прежде всего, понятно, форм собственности) само по себе и весьма быстро приведёт к экономическому расцвету». И двадцать лет приватизации говорят сами за себя: ни одно большое предприятие не стало лучше работать, осваивать новые технологии после передачи в частную собственность. А ведь эта вроде бы простенькая истина многим нынешним российским руководителям не даётся, и они с младенческой наивностью продолжают раздавать государственное добро. Последние их желания - сбросить большинство оборонных государственных корпораций с плеч державы в частные руки, освободиться от массового государственного образования - особенно показательны. А ведь Кожинов предупреждает: «Каждое резкое ослабление государства ставило Россию на грань гибели».

* * *
Тема революции стала, пожалуй, центральной в историческом цикле работ В. Кожинова. В книге «Россия. Век ХХ-й (1901-1939)» он прозревает одну из ведущих причин революции начала двадцатого столетия: «Революции совершаются не от слабости, а от силы (здесь и далее курсив - В.К.), не от недостаточности, а от избытка». Для подтверждения своего тезиса Вадим Валерианович приводит примеры английской и французской революций, произошедших в момент достижения этими странами «исключительной мощи». Россия к 1917 году была также мощной державой, в которой предприниматели, купцы, интеллигенция и рабочие предполагали, что «кардинальное изменение социально-политического строя приведёт их ... к безграничным достижениям. <...> ...Стремились не просто к более обеспеченной жизни... но хотели получить свою долю власти, высоко поднять своё общественное положение».

На мой взгляд, мысль Кожинова отчасти можно применить и к горбачёвской революции-перестройке, начатой «сверху» и поддержанной «низами». Привыкшие к стабильности и достатку в конце1970-х - начале 1980-х годов многие советские граждане (и в первую очередь столичная интеллигенция) захотели большего и безумно приняли сначала «перестройку, демократизацию и гласность», построение «социализма с человеческим лицом», а затем и рыночную экономику.

Однако мне видится, что сила таланта Кожинова максимально выразилась не в исторических исследованиях, а в размышлениях о русской литературе. Так, в статье о романе М. Шолохова «Тихий Дон» Вадим Валерианович, осмысляя любовь Григория и Аксиньи, проникает в самую суть революционных событий. Чувство, вспыхнувшее между героями, по мысли Кожинова, «и есть, если угодно, революция, одно из её воплощений, а в самом художественном мире «Тихого Дона» - даже безусловно главнейшее, основополагающее её воплощение». Критик обнаруживает «преступность» этой роковой любви, её разрушительность, направленную и на внутренний мир героев, и на семейный уклад. Распад же «семьи Мелеховых означает распад всего, всей цельности созданного в «Тихом Доне» мира». Поэтому Кожинов приходит к выводу: «история семьи Мелеховых - это в определённом смысле и есть история революции». Так от жизни казачьей семьи Кожинов переходит к бытию народа, показанному Шолоховым в контексте распада традиционных связей, утраты внутреннего единства, слома духовно-нравственных скреп. Критик справедливо утверждает, что «Тихий Дон» Шолохова «подобно творениям Шекспира и Гомера, обращён не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию». Оно не сводится в романе к борьбе красных и белых. Это «извечная битва дьявола с Богом», которая «разрастается и обостряется во время революции».

Подобная глубина и сила дарования Кожинова воплотились также в понимании других произведений русской литературы: от написанных в древний период отечественной словесности до созданных на исходе ХХ века.

«Собиратель культурной Руси» - так в 2003 году назвал В.В. Кожинова В.И. Лихоносов, выступавший в Армавире на Кожиновских чтениях. Он действительно был собирателем, десятилетиями прибавляющим к русской сокровищнице духовные самоцветы. Он делал большое дело. Сегодня оно продолжено многими. И в первую очередь теми, кто, не забывая сделанного мыслителем, своими трудами на благо России и русского народа творит Вадиму Валериановичу Кожинову ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=3147

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04