Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Не всякая уния есть святой союз, не всякий совет ведет к единению

Матвей  Славко, Фонд "Русское единство"

07.07.2010

28 июня произошли два взаимосвязанных, на наш взгляд, события, на которых непременно следует остановить внимание.

В это день, отмечаемый в православных святцах как день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и поклонился мощам святителя Ионы.

В Первосвятительском слове Патриарх напомнил, что святитель Иона был первым митрополитом, поставленным Архиерейским собором Русской Православной Церкви, с чего и началась автокефальная история нашей Русской Церкви.

Однако поставлению митрополита Ионы предшествовали очень печальные обстоятельства, связанные с нестроениями в семье Православных Церквей. «То было тяжелое время испытаний для Церкви Константинопольской, потому что велика была опасность оккупации Константинополя, его захвата турками, и естественно, что христиане Константинополя возлагали надежду на своих братьев-христиан, - сказал Патриарх Кирилл. - Чтобы защитить город и православную Византийскую империю, они взывали к христианской солидарности. Но в ответ им были предъявлены определенные условия. Помощь могла прийти только на тех условиях, которые предлагала Римская Церковь: требовалось принятие особенностей этой Церкви, ее вероучительных и канонических принципов. Мы знаем, что именно с этим был связан так называемый Флорентийский собор, когда православные подписали унию с Римом. Подписал ее и Московский митрополит Исидор. Но Церковь наша не приняла унии, потому что люди ясно понимали, что дело это - не Божие, что под всем этим скрывается большой обман и политические факторы довлеют над церковным сознанием. И когда после подписания унии митрополит Исидор захотел вернуться в Москву и войти в сей кафедральный собор, Церковь его не приняла - он был изгнан из Москвы, а Предстоятелем Русской Православной Церкви был избран митрополит Иона».

Нас восхищает ярким примером духовное стояние святителя Ионы, уроженца села Одноушева, что близ Солигалича, в 12 лет принявшего монашеский постриг в одном из галичских монастырей. Он был митрополитом Киевским и всея Руси с 1448 по 1461 гг., но постоянно проживал в Москве и был последним московским святителем, носившим титул митрополита Киевского. Он ввел новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов - Собором русских епископов, с согласия московского князя.

Меж тем, не забудем, что территория, где располагается нынешняя Западная Украина, унию впоследствии как раз приняла. Так называемую Брестскую унию в 1596 г., и означает это «присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой, на территории Речи Посполитой».

В землях Малороссии был свой знаменитый преподобный, неколебимо стоявший против унии как против отступления, против измены Православию - уроженец Коломыи игумен Иов Почаевский (1551-1651), проживший сто лет и в миру носивший несокрушимое имя Иоанн Железо.

Проникнемся завершающими словами Патриарха Кирилла в Успенском соборе. Его Святейшество сослался на Евангелие от Иоанна, сказав, что в нем содержатся удивительные слова о том, что у Пастыря, Спасителя, есть много овец. Эти овцы принадлежат к разным дворам, но всех их нужно привести в Царство Небесное. И Господь говорит, что есть только один пастырь - это Он, и у Него будет едино стадо (Ин. 10, 16).

И затем Патриарх Кирилл заключил: «Когда мы сегодня задумываемся о множественности различных традиций, существующих в христианстве, о разделениях, которые присутствуют в христианской среде, мы, конечно, оплакиваем все эти разделения, которые ослабляют единое стадо Христово. Но вместе с тем мы возлагаем надежду на то, что слова Спасителя осуществятся в истории. Мы еще не знаем, как это произойдет: у нас нет видения, нет опыта жизни в едином стаде; но верим, что Господь таинственно, но реально ведет людей к этой цели - чтобы вокруг Него было собрано единое стадо - то самое стадо, что будет хранить истину, без которой не может существовать род человеческий. Все это требует от каждого христианина мудрости, мужества, глубокой веры. И сегодня мы молились святителю Ионе, чтобы он укреплял нашу веру, укреплял наше мужество, помогал нам идти тем путем, началом которого является Христос».

В тот же день, как сообщал сайт Патриархия.ru, по окончании богослужения в Успенском соборе Московского Кремля произошло второе событие - состоялась знаменательная встреча Патриарха с прибывшим в Москву генеральным секретарем Всемирного совета церквей (ВСЦ) пастором доктором Олафом Фюксе Твейтом. В ходе визита О.Ф. Твейта в Россию сопровождали заместитель генерального секретаря ВСЦ Георгиос Лемопулос (Константинопольский Патриархат) и профессор Экуменического института Боссе доктор Дагмар Хеллер.

Последнее время звучало немало критики, связанной с участием РПЦ в деятельности этой организации, вроде бы призванной к поиску общего языка меж разными конфессиями и неконфликтного, сколь возможно, существования. И вот во время последней беседы с г-ном Твейтом и его коллегами Патриарх Кирилл отметил, что Всемирный совет церквей переживает затяжной кризис, причина которого кроется в противоречии между декларируемым стремлением к христианскому единству и, с другой стороны, усугублением расхождений между христианами по ряду доктринальных вопросов, касающихся, в первую очередь, антропологии и нравственности. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что попытки пересмотра норм христианской нравственности, появившиеся в недрах протестантских общин, способствуют отчуждению православных от ВСЦ. Если бы православные христиане не обращали внимания на эти тенденции, это стало бы отступлением от христианской Истины и послужило бы поводом для раскола в самих Православных Церквах, добавил Святейший Патриарх.

Рассуждая о перспективах обновления ВСЦ, Предстоятель Русской Церкви сказал: «Мы живем в мире, в котором все более значимыми становятся отношения между различными цивилизациями. В этих условиях для всех христиан важно обеспечить сохранение христианской цивилизации и содействовать построению ее добрых отношений с другими цивилизационными общностями. ВСЦ может содействовать достижению этих двух целей через защиту христианской системы ценностей и развитие диалога христиан с другими религиями и нерелигиозными мировоззрениями».

«В странах христианской традиции, - считает Патриарх Кирилл, - Христианство нуждается в совместных усилиях христиан по его защите от секулярных сил, которые стремятся навязать всему миру антихристианские и в целом антирелигиозные настроения. Уверен, что Вы в полной мере осознаете опасность этих явлений и намерены предпринять активные шаги для активизации совместного христианского свидетельства».

Г-н Твейт, в свою очередь, поблагодарил Патриарха за теплый прием и оказанное гостеприимство, высоко оценил подвиг веры и свидетельства, явленный святыми новомучениками и исповедниками Российскими. Он также признал, что экуменическое движение находится в кризисе, назвав это состояние межхристианского диалога «экуменической зимой», а также выразил надежду на продолжение диалога в ВСЦ по затронутым темам. По его мнению, существующие разногласия по целому спектру вопросов между Церквами-членами ВСЦ можно преодолеть в процессе честной и открытой дискуссии.

Комментариев по поводу состоявшегося диалога было множество. Обратим внимание на высказанное в интервью «Русской народной линии» суждение писателя Владимира Крупина, известного своей деятельностью на ниве Православия: «Слова Святейшего Патриарха Кирилла, несомненно, попадут на благодатную почву православных сердец, потому что уже давным-давно тяготит нас пребывание Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей. Это пребывание нам ровным счетом ничего не принесло, ничем нас не напитало и никаким образом нас не приблизило ко Христу. Прискорбно быть в одном сообществе с людьми, у которых есть уже священство, далекое от моральных и нравственных норм, нас это отягощает. Потому что, как говорили наши великие мыслители, в частности, Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев, мы их ничему не научим, а сами можем от них заразиться. Поэтому, конечно, после таких замечательных слов Святейшего Патриарха мы будем ждать следующего шага - выхода нашей Церкви из Всемирного совета церквей (выделено мной. - М.С.)».

Однако это восприятие критического высказывания Патриарха в адрес ВСЦ некоторые трезвые умы не сочли прямо ведущим к каким-то серьезным организационным последствиям. Было множество реплик, утверждающих, что участие РПЦ во ВСЦ является частью политики современной России на международной арене, и либеральный вектор, явно доминирующий сегодня в этом направлении, делает невозможным желаемый православным сообществом выход РПЦ из ВСЦ. Посему выводы В. Крупина, хоть и желаемы, но вряд ли будут воплощены в жизнь.

Тем не менее, со своей стороны, подчеркнем, что и критическое высказывание Его Святейшества в сторону ВСЦ имеет существенную общественную значимость, дает понять, что Русское Православие не может мириться с теми вопиющими «нормами» религиозной жизни в христианском мире, которые набирают обороты на Западе: появление женщин-священников (точней было бы сказать священниц, а то и жриц), педофилия в рядах клира и многое другое.

Как высокий ориентир нам всем следует помнить великие слова псалмопевца Давида, которые в данном случае можно принимать и вполне буквально: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей (Пс. 1:1)».

 

Символично, что оба упомянутых нами события происходили в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля - одной из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм, заложенный в 1326 г. великим князем Иваном Калитой и святителем Петром как первый каменный собор в Москве, был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. До наших времен храм дошел в новом облике, полученном в 1475-1479 гг. от итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, взявшего прообразом Свято-Успенский собор во Владимире.

http://rusedin.ru/2010/07/06/ne-vsyakaya-uniya-est-svyatoy-soyuz/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме