Мы стараемся уделить максимальное внимание интерактивности Межсоборного присутствия

Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви) 
0
1208
Время на чтение 8 минут

Год назад на заседании Священного Синода у Русской церкви появилось Межсоборное присутствие. Зачем этот орган был образован, как он функционирует, что сделано им за минувшее время - об этом в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказывает один из тех, кто стоял у истоков появления новой структуры, секретарь управления делами Московской патриархии игумен Савва (Тутунов).

- Часто можно слышать о том, что Межсоборное присутствие Русской православной церкви - это новый консультативный орган церковного управления. А что это означает?

- Поместный Собор Русской православной церкви 2009 года, объединивший архиереев, клириков, мирян, еще раз продемонстрировал настоятельную необходимость в общении всех слоев нашей Церкви. Основной целью созыва последнего Поместного Собора были выборы патриарха Московского и всея Руси, поэтому и продолжительность работы Собора ограничивалась двумя днями. Однако в ходе пленарных заседаний стало совершенно очевидно, что у церковного сообщества есть потребность обсуждать актуальные и острые проблемы сегодняшнего времени. Тогда избранный на Московский патриарший престол митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предложил продолжить начатый на Поместном Соборе диалог в рамках Межсоборного присутствия. Этот постоянно действующий орган объединил архипастырей, пастырей, монашествующих, мирян. Члены Присутствия регулярно собираются для обсуждения, изучения, подготовки экспертных докладов, выработки решений по важным вопросам современной церковной действительности. То есть Межсоборное присутствие - это консультативный орган, помогающий высшему церковному управлению давать вопрошающим четкие, грамотные, взвешенные ответы и представляющий на рассмотрение Священному Синоду, Архиерейскому и Поместному Соборам важные документы. Присутствие призвано помочь священноначалию, например, систематизировать богослужебную практику, источники по каноническому праву, разработать или дать оценку просветительским, миссионерским, социальным, катехизаторским, информационным проектам, претворять в жизнь полезное и нужное, отсекая пустое и лишнее.

- А по какому принципу определяются направления работы Межсоборного присутствия? Как создавались комиссии? Почему их тринадцать? Почему они посвящены, например, богословию, церковному управлению, каноническому праву, приходским практикам, проблеме расколов, взаимоотношениям с инославным миром?

- Первоначально Священный Синод в июле 2009 года определил некую общую повестку дня Межсоборного присутствия, обозначил темы для развития деятельности этого органа. Тринадцать направлений комиссий Присутствия, как мне кажется, покрывают все стороны жизни Церкви: богословие, церковное управление, церковное право, богослужение и церковное искусство, приходскую жизнь и приходскую практику, миссию, монашество и жизнь монастырей, духовное образование и религиозное просвещение, социальную деятельность и благотворительность, взаимодействие Церкви, государства и общества, противодействие церковным расколам и их преодоление, отношение к инославию и другим религиям, информационную деятельность Церкви и отношения со СМИ.

- А по какому принципу избирались члены Присутствия? Будет ли меняться его состав? Может быть, предусмотрена какая-то ротация?

- Согласно положению о Межсоборном присутствии, его состав избирается Священным Синодом. Для его определения в рамках подготовительной комиссии по созданию Присутствия проводились длительные консультации с многочисленными собеседниками - руководителями синодальных учреждений, деятелями церковной общественности. В результате были представлены определенные предложения Священному Синоду с тем, чтобы Межсоборное присутствие включило в себя все возможные тенденции и максимальное число компетентных людей. К сожалению, но это было неизбежно, пришлось ограничивать список всех рекомендованных кандидатов, так как чрезмерное расширение этого органа приведет к ступору. Присутствие нацелено на достаточно быстрое реагирование и призвано к активной, интенсивной работе. В противном случае, оно потеряет свою актуальность и необходимость, превратившись в бесполезную надстройку системы управления. В конечном итоге Священный Синод рассмотрел предложения, выбрал из них членов нынешнего состава Межсоборного присутствия. Сегодня в нем числится 140 человек.

Состав Присутствия пересматривается Священным Синодом по представлению патриарха раз в четыре года. Кроме того, если это необходимо, Синод может дополнительно ввести новых членов, как это было сделано в марте этого года, когда в комиссию по вопросам организации жизни монастырей и монашества были включены представители прославленных обителей русской земли - Троице-Сергиевой лавры, Оптиной пустыни, Серафимо-Дивеевского монастыря.

- А как работа Межсоборного присутствия может повлиять на жизнь простых верующих?

- Знаете, такой вопрос можно задать относительно деятельности любого синодального учреждения. Структура Русской православной церкви такова, что есть патриарх, Священный Синод, правящие архиереи, благочинные, настоятели и простые прихожане. Последние видят, как влияет на их жизнь настоятель, но вряд ли осознают, как влияет на их жизнь благочинные. Пожалуй, эта схема применительна ко всей системе церковного управления. Межсоборное присутствие готовит решения священноначалия по принципиальным направлениям бытия нашей Церкви. Присутствие - это экспертная дискуссионная площадка, позволяющая Церкви дать оценку важным современным процессам, которые затрагивают, волнуют церковное общество. Безусловно, в конечном итоге эта работа повлияет на жизнь каждого прихода и каждого верующего.

В Церкви многие процессы поэтапны: различные решения принимаются на Поместных и Архиерейских Соборах, Священном Синоде, епархиальных собраниях и советах, а потом находят свое применение на уровне благочиний и приходов. Безусловно, не всегда эта схема работает "сверху вниз", нередко инициативы с мест поддерживаются сначала епархиальной властью, после чего перенимаются в соседних регионах и, затем, воспринимаются всей Церковью. Мне кажется, что Межсоборное присутствие будет не только способствовать созданию новых проектов, но и расширению в общецерковном масштабе уже существующих успешных программ, эффективных практик.

Для наглядности приведу пример из работы комиссии по вопросам церковного управления и механизмов соборности в Церкви, в которой я являюсь секретарем. Одной из приоритетных тем мы выбрали социальную и материальную поддержку клира, причта и их семей. Мы пытаемся помочь епархиям решить этот злободневный вопрос, найти принципиальный подход к проблеме обеспечения церковно- и священнослужителей, а также их семей. А ведь особенно в регионах есть нищенские приходы, которые не могут полностью содержать своих клириков, из-за чего священнослужитель вынужден окормлять несколько общин, параллельно с этим заниматься дополнительной, в том числе преподавательской, деятельностью. Среди этой категории духовенства есть настоятели одноклирных приходов деревенского уровня, или небольших храмов в районных центрах, или бедных городских церквушек. Получается, клирик не может полностью посвятить себя приходу. Если мы правильно разработаем программу социальной и материальной поддержки наших пастырей, чтобы они смогли прокормить свои семьи, дать детям хорошее образование, тогда духовенство будет усерднее заботиться о благополучии своего прихода и, таким образом, больше уделять времени своим прихожанам.

- Межсоборное присутствие является своего рода интеллектуальной площадкой Церкви. Как простые люди узнают о деятельности комиссий? Могут ли они представлять свои комментарии по темам, которые Присутствие изучает?

- Мы рассказываем о своей деятельности на официальном сайте Русской православной церкви, где создана специальная рубрика. Кроме того, это интервью также является способом информирования всех неравнодушных к данной деятельности Церкви.

Участники первого заседания президиума подчеркнули, что Присутствие эффективно заработает, когда будет налажена интерактивность. Сегодня информация играет в обществе не последнюю роль, и нужно интегрировать межсоборные дискуссии, например, в интернет-среду, создавая форумы, блоги. На этих ресурсах люди будут иметь возможность обсуждать актуальные проблемы. Сейчас это направление Межсоборного присутствия находится в стадии разработки. Однако заверяю, что данному направлению мы стараемся уделить максимальное внимание.

- В начале XX века в Русской православной церкви существовало Предсоборное присутствие. Многое ли из его работы перенесено на деятельность Межсоборного присутствия? Повлияло ли оно вообще на жизнь Русской церкви?

- Относительно перенесения опыта Предсоборного присутствия на ныне созданную структуру можно, скорее, говорить о типологическом преемстве. Предсоборное присутствие было полностью нацелено на подготовку ожидаемого, уже тогда, в 1906 году, Поместного Собора. То есть оно не было призвано к постоянному взаимодействию священноначалия, клириков и мирян для обсуждения актуальных тем. В то время речь шла о необходимости коренного реформирования Церкви с предложением принципиальных идей по изменению церковного строя. Сейчас ситуация иная, и в подобных процессах Русская церковь не нуждается. Церковь заинтересована в своевременном экспертном реагировании на возникающие вопросы современности. В отличие от Предсоборного присутствия, Межсоборное присутствие - постоянно действующий орган, где происходит регулярное взаимодействие священноначалия с духовенством и мирянами.

Схожесть этих органов высшего церковного управления наблюдается в том, что они призваны созвать максимальное число специалистов, представителей различных церковно-общественных течений.

Что касается содержания работы Предсоборного присутствия, то оно имело очень сильную привязку к тому времени и едва ли в буквальном смысле может быть перенесено на нашу деятельность.

- Известно ли, как работа Предсоборного присутствия оценивалась тем обществом и как оно в целом влияло на общество того времени?

- Есть существенная разница: в то время СМИ действовали совершенно по-другому, не было Интернета, поэтому влияние этого органа на общество трудно сегодня проследить.

С 1905 года начались активные церковно-общественные дискуссии относительно необходимости реформ в Церкви. В центральной церковной прессе, и даже не только в ней, но и в епархиальной прессе за 1905 год, появились сотни и тысячи статей, посвященных вопросам реформирования. Предсоборное присутствие 1906 года эти дискуссии переработало в более формальный вид. Его деятельность под конец была немножко скомкана: орган завершил свою деятельность достаточно быстро, было проведено две сессии по нескольку месяцев. Но позднее, начиная с 1912 года, стал работать другой орган - Предсоборное совещание, который переработал документы Предсоборного присутствия в законопроекты решений Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов.

- Вы являетесь секретарем Управления делами патриархии и участвуете в налаживании взаимоотношений между центром и регионами. Известны ли Вам отклики из епархий, как они относятся к деятельности Присутствия?

- В состав Присутствия входят многие представители епархий, поэтому, полагаю, их участие в работе органа, в его дискуссиях также является выражением мнений регионов. Я получал отклики из отдаленных епархий. Известие о том, что Межсоборное присутствие позволит регионам принять участие в общецерковной жизни, получило у них живой отклик. Многие надеются, что Присутствие, помимо прочих инициатив Святейшего патриарха Кирилла, позволит укрепить церковное единство и оживить жизнь церковной общественности. А в ходе дискуссий на комиссии по церковному управлению был поставлен вопрос о целесообразности открытия епархиальных отделений Межсоборного присутствия. Считаю, что эта инициатива своевременная и логичная.

Кроме того, наша комиссия привлекла епархии к участию в общецерковных обсуждениях посредством опросов: Управлением делами патриархии были разработаны и разосланы специальные анкеты. Ряд епархий проявил максимальную заинтересованность и прислал в аппарат Присутствия исчерпывающие ответы, конкретные предложения по темам "Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления", "Процедура и критерии избрания патриарха Московского и всея Руси" и "Социальная поддержка духовенства и причта, а также семей священнослужителей. Материальное обеспечение клира". Все они будут учтены и использованы при создании итоговых документов.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=278

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Савва (Тутунов)
Все статьи Епископ Савва (Тутунов)
Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)
Важные решения Священного Синода
Утвержден обновленный состав Межсоборного присутствия, временное управление рядом приходов Запорожской епархии поручено управляющему Бердянской епархией, епископ Бронницкий Лука назначен управляющим Биробиджанской епархией
12.03.2024
Хуже врага – предатель…
Недруги осуждают Путина, Шойгу, Патриарха Кирилла, опираясь на лживую информацию с вражьих сайтов, цель которых – посеять рознь между россиянами
15.06.2023
Богоданное величие
В рамках передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ
01.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35