Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Близ Даневки, на Черниговщине

Ангелина  Демьянок, Одна Родина

30.08.2010

К вечеружаркого августовского денька мы оказались на окраине села Даневка вСвято-Георгиевском монастыре, в шести километрах от Козельца, небольшогогородка Черниговской области, расположенного в 50 км от Чернигова внаправлении Киева. (Кстати, в Козельце поражает красотой большой белый, резнойсобор Рождества Богородицы, построенный в 1752–1766 гг. выходцем из этих местграфом Разумовским, который в архитекторы проекта пригласил Б. Растрелли).Миновав каштановую аллейку и живописный монастырский сад-огород, отправилисьизучать расписание монастырских служб. А затем своей паломнической «Газелью»переехали для ночевки на противоположный от монастыря берег реки Остр.

Позаливным лугам, по берегам, поросшим аиром, легко подойти поближе к монастырю,выглядывающему из зелени дерев, чтобы после жары окунуться в уединении в теплуюреку.  

Этона здешнем бережочке игумен Сергий в 1930-х увидал человека, лежа пившего водуиз реки. Человек бросил в воду кусок сахару, и его сквозь прозрачную воду былохорошо видно на дне. «Раб Божий, – вопросил отец игумен, – что ты тут делаешь?»– «Чай пью». – «Дурак ты, раб Божий, разве чай здесь пьют, чай пьют втрапезной!»

Многое,по преданию, в этих окрестностях было уничтожено. Безбожная власть пилила нетолько кресты на храмах, но и деревья, взрывала не только купола, но имноговековые дубы. Однако неподалеку, с южной стороны обители, все жесохранился лес, называемый Чернещина (от слова «чернец», прежде лес принадлежалмонастырю), в котором прятались местные жители в годы Великой Отечественнойвойны от отступавших оккупантов – зверствовавших, сжигавших села.

Чтонеизменно в этих «избранных уголках земли»: сколько ни готовишься, какой опытни нарабатываешь, сколько ни посетишь святых мест, которые, как правило,находятся среди прекрасных угодьев природы, каждый раз ахаешь и поражаешьсякрасоте места, выбранного подвижниками для обители, уединенной молитвы, –красе, в которой сходятся естественно-природное и надмирно-духовное.

Красотаостается либо в нетронутых человеком местах, либо в усиленных его благодатнымприсутствием. Там, где жили молитвенники, или просто правильные люди, тамприродная (изначальная) красота усилена духовной, умножена молитвеннымделанием.

ВозлеДаневки, над Остром ощущаешь свет покоя, знакомый каждому человеку, когда-либопосещавшему святые места. Кажется, такое умиротворение воцаряется надолго,кажется, дождевая полоса осталась далеко позади. Но жди, непременно жди ииспытания.

Сначалапошел мелкий дождичек, слепой. Внезапно на горизонте стали полыхать зарницы. Втечение часа наш городок из четырех палаток они окружили со всех сторон. Околополуночи на нас обрушился шквальный поток воды. Поскольку современные палаткиимеют вид индейского снежного жилища иглу, то есть верх – тент натянут вполнехорошо, грохот в палатке стоит барабанный. Казалось, нас просто смоет с берегав Остр. Впечатление усиливали молнии и громовой грохот…

Утромдождик то моросил, то уступал солнышку. Мы пешком отправились в монастырь, всвязи с чем женская часть нашего паломнического коллектива облачилась в длинныеюбки и косынки.

Свято-Георгиевскиймонастырь основан в 1654 г.Закрытая безбожной властью Даневская обитель возродилась в 1995 г. – как женскиймонастырь. С великим трепетом подошли мы к главной цели нашего путешествия –святыне этой обители, новопочитаемой чудотворной иконе «Азъ есмь съ вами иниктоже на вы», так называемой Леушинской Богородицей.

Этотобраз нынче публикуется во многих православных журналах и календарях, вСвято-Георгиевском женском монастыре чудотворному образу написан акафист и нотык нему. 13 апреля 2002 г.(в год прославления иконы как Чудотворной) в честь иконы в престольноммонастырском храме освящен Престол левого придела. Сюда мы и стремились, здесьнам посчастливилось преклониться пред святыней, чья судьба таинственна инеобычайна.

Иконабыла создана в Иоанно-Предтеченском женском мо­настыре (основан в 1875 годублиз реки Шексны, между городами Череповцом и Рыбинском). В то вре­мяЛеушинская обитель была одним из самых больших женских монастырей в России.Перед революцией 1917 года там проживало около 700 насельниц. Ког­дапонадобилось расписывать иконостас Похвальского собора, игуменья Таисиянаправила нескольких по­слушниц в Академию художеств в качестве вольнослу­шательниц.Так на основе академической школы в мо­настыре возникла своя иконописнаямастерская. (В настоящее время на Леушинском подворье открыта Леу­шинскаяиконописная реставрационная школа памяти мона­хини Алипии, продолжающаятрадиции иконописной мастер­ской Леушинского монастыря.)

АннаИльинична Герасимова поступила в Леушинскую общину в 1877 году 9-летнейотроковицей. Имея отменные вокальные данные, Анна с радостью и тщанием пела наклиросе. С возникновением в мона­стыре иконописи ярко проявились и ееживописные таланты. Через некоторое время игуменья назна­чила ее старшей виконописной мастерской. Вскоре духовник обители совершил монашеский постриг по­слушницыАнны и нарек ее в честь преподобного Алипия Киево-Печерского, одного из первыхрусских ико­нописцев. Судя по всему, именно кисти Алипии при­надлежитзнаменитый Леушинский образ Царицы Небесной «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».С ново­го образа незамедлительно было сделано несколько списков (один из нихнаходился в иконостасе храма Леушинского подворья в Санкт-Петербурге – в при­делеСвятой великомученицы Варвары).

В1891 году Леушинскую обитель посетил извест­ный подвижник и молитвенник ИоаннКронштадт­ский.

Проникшисьблагодатью этого места, он стал регулярно приезжать в Леушино. Возможно, именнов тот знаменательный приезд, когда отец Иоанн взял Леушино под свой молитвенныйпокров, игуменья Та­исия преподнесла отцу Иоанну точный список Леу­шинскойиконы, написанный все той же монахиней Алипией, с пожеланием, чтобы именноперед этим об­разом батюшка молился за сестричество Леушинско­го монастыря.Этот образ отец Иоанн хранил в сво­ей квартире в Кронштадте и совершал передним молитвы за Россию. В разгар революционной смуты 1905 года Царица Небеснаяутешила Своего избран­ника, явившись ему в образе Леушинской иконы. Об этомвидении отец Иоанн так записал в своем днев­нике: «В ночь на 27 мая 1905 года явидел во сне Пред­вечного Младенца Господа Иисуса Христа на руках ПречистойДевы Марии, (...) сердце мое порывалось к Нему умилением и любовью, яприкоснулся к ногам Его, и Владычица милостиво обратила взор Свой ко мне,соизволяя на целование ног Пречистого Младенца. Сердце мое горело радостью.Благодарю Господа за новое славное сновидение...»

Нельзяне видеть в этом удивительном событии свидетельство глубокой внутренней связиИоанна Кронштадтского с Леушинским образом. Именно в это время у иконыпоявилось новое имя – «Спаси­тельница России». Незадолго перед кончиной ИоаннКронштадтский передал свой личный список с перво­образа петербургскому купцуВасилию Муравьеву, из­вестному не только своим богатством, но и благочес­тием.Кто бы мог тогда предположить, что он ста­нет известен в православном мире какпреподобный Серафим Вырицкий?

Судьбоноснаявстреча всероссий­ского пастыря с Василием Муравьевым произошла в начале XXвека. Один из последних хранителей иконы схиархимандрит Херувим (Дегтярь)пишет, что, пе­редавая сей образ, Иоанн Кронштадтский сказал Серафиму: «Молисьо спасении России пред этой иконой», – и по­велел «повторить подвигпреподобного Серафима Са­ровского, (то есть молитвенное стояние на камне. – С.М.),чтобы Господь умиротворил нашу страну». Икона эта стала келейной уиеросхимонаха Серафима в Александро-Невской Лавре.

Получивблагословение у епископа Григория (Лебедева) поехать на лечение в село Вырица,Серафим спросил владыку, как быть с сей иконой. Епископ Григорий сказал: «Развы получили ее себе в благословение, от Святого, то возь­мите с собой икону насохранение». Множество чудес совершилось в Вырице по молитвам старца. (А наРыбинском водохранилище, под водами которого теперь скрыта Леушинская обитель,теперь ежегодно совершается Леушинское стояние – в память о затопленноммонастыре.)

Вгоды Великой Отечественной войны отец Сера­фим исполнил волю ИоаннаКронштадтского: тысячу дней отстоял он на камне, воздев руки в непрестан­ноймолитве пред иконой Преподобного Серафима Саровского и пред Леушинским образом.

В 1947 г. в Россию прибылмитрополит Гор Ливан­ских Илия, поведавший о том, как Господь открыл ему именанаипервейших праведников, чьи молитвы о спа­сении России и были приняты Им.Среди них было на­звано имя иеросхимонаха Серафима Вырицкого.

Когдав 1960-е годы возникла реальная опасность, что икона будет отобрана властями,отец Серафим передал ее своей духовной дочери матушке Варсонофии, проживавшей вЛенинграде близ Сенной пло­щади. Незадолго перед кончиной своего духовного отцаона спросила его о том, как быть с иконой в дальнейшем и кому ее передать.«Херувиму!» – таинственно ответил старец, оста­вив матушку в полном недоумении.Тем не менее, она смиренно ждала исполнения предсмертной воли старца. Долгиегоды чудотворный образ хранился у нее дома, пока матушка Варсонофия невстретила молодого монаха из Киева по имени... отец Херу­вим.

Самон так рассказывает об этой встрече: «Я встретился с матушкой Варсонофией вНикольском соборе и по ее же просьбе зашел к ней на квартиру. Я попросил этуикону, ничего не зная о ней. Она ска­зала: «Я старая и очень слабенькая, иввиду того, что не встретила до сей поры человека с именем Херу­вим, отдаю еевам с тем, чтобы вы отдали ее в Леушинский монастырь, как только он будетвосстанов­лен».

ОтецХерувим привез икону в Киев, где хранил ее в течение многих лет. И вновь передней был по­вторен подвиг тысячедневной молитвы, совершенный на этот раз матерьюотца Херувима схиигуменией Александрой. Однажды во время молитвы она яв­ственноуслышала исходящий от иконы глас: «Будь готова в день Ангела в вечную жизнь!» Идействи­тельно, в день памяти святой царицы Александры, причастившись Христовыхтайн, она мирно почила «в Бозе».

Затри года до нового тысячелетия (в 1997 г.) отец Херувим решил передать Леушинскийобраз в Свято-Георгиевский Козелецкий монастырь Чернигов­ской епархии. И вновьсвятыня эта явила многочис­ленные чудеса исцеления.

Передачаиконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» в монастырь произошла накануне праздникаПохвалы Божией Матери. За время своего пребывания в обители икона прославилась– после молитв перед святыней – ниспосланием от Бога скорой благодатной помощиверующим, в том числе исцелением страждущих. Свидетельства об этихчудотворениях, среди которых много показаний священнослужителей, приведены вдвух изданных Свято-Георгиевским монастырем книгах.

Благодаряпосылаемой Господом людям благодатной помощи ради молитв у иконы «Аз есмь свами и никтоже на вы» святыня пользуется особой любовью и почитанием. Святойобраз дважды привозили на поклонение в Свято-Введенский монастырь Киева, вхрамы Кировограда, Чернигова, приходы Киевской епархии.

ВСвято-Георгиевскую обитель в Даневке приезжает для поклонения чудотворномуобразу много паломников из разных городов Украины, России, Белоруссии,Молдавии.

Своейблагодатной помощью, исходящей даже от литографии, икона прославилась и вВашингтоне (США), и в Италии, о чем свидетельствуют письма и телефонные звонкииз этих стран. В начале апреля 2002 г. из Вашингтона (США) верующими переданы записки длямолебна перед чудотворным образом, закуплено много книг и литографий иконы,освященного возле святыни масла. В Свято-Георгиевский монастырь поступает многоустных и письменных прошений благословить написание копии иконы Божией Матери«Аз есмъ с вами и никтоже на вы» для приходов. Во многих храмах различныхепархий уже имеются копии святого образа (города Киев, Запорожье, Симферополь,Житомир, Вишневое, Днепропетровск, Измаил и др.).

23апреля 2002 г.Священным Синодом Украинской Православной Церкви Московского ПатриархатаДаневская икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» внесена в списокчудотворных, и установлен день ее празднования на Похвалу Божией Матери (всубботу, на пятой неделе Великого поста).

Вистории Церкви это первый богородичный образ с таким названием. Оно восходит кпоследним словам Спасителя, сказанным на горе Елеонской перед Возне­сением:«Азъ есмь съ вами во все дни до скончания ве­ка». В отличие от наименованиямногих других бого­родичных икон, выражающих моления, обращенные к БожиейМатери («Утоли моя печали», «Взыскание погибших»), в названии Леушинскойсвятыни слышит­ся ободряющий глас Самой Богородицы, сулящей неус­таннуюподдержку тем, кто верит в Ее заступни­чество.

…Учудотворной иконы мы провели около часа. Нам была дарована эта несуетнаявозможность, когда в храм, кроме нас, зашли лишь несколько молитвенниц.

Глядишьна синеву Богородичного плаща, на небесную голубизну, из которой выступает ликПриснодевы, на распростертые к нам руки Младенца и думаешь не только и нестолько о себе и близких, но и о судьбе Отечества, претерпевшего – Божиимпромыслом – тяжкие испытания в ХХ в. Икона новых времен, в духовном своемпослании и назидании «доставленная» нам двумя великими молитвенниками, – препп.Иоанном (от кончины коего нас отделяет менее столетия) и Серафимом (почившегочуть более полувека назад) – несет нам устами Богородицы простое и ясноесообщение: если я буду с вами (то есть если вы имеете сердечный посыл быть сомной), то никакой враг вас не одолеет.

Купивкниги и иконки, мы набрали воды из монастырского источника. Топтались,осененные, под дубами и липами у входа в обитель, не решаясь столь быстроуезжать…

http://odnarodyna.com.ua/articles/14/1514.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме