Увлечение футболом как причина убийства Юрия Волкова

К разговору о футбольных фанатах и экстремизме

0
169
Время на чтение 7 минут
Все больше разгораются споры вокруг трагической гибели 22-летнего Юрия Волкова, ставшего жертвой гостивших в столице уроженцев Чечни. Обеспокоенные развитием следствия, а особенно возможностью вмешательства в его ход высокопоставленных представителей диаспоры, близкие молодого человека и сообщество футбольных болельщиков постарались придать убийству на Чистых прудах максимальную огласку. Во многом это получилось благодаря тому, что погибший являлся ассистентом режиссера на государственном телеканале «Россия-2» (бывший «Спорт»).

Массовое возложение цветов, зажженные свечи и слова прощания возле станции метро «Чистые пруды» стали поводом для споров в обществе. Огромное количество болельщиков, пришедших почтить память незнакомого человека, появление на трибунах ряда российских клубов баннеров «За что убили Юру Волкова?», наклейки с тем же вопросом в метро - всё это было названо в либеральной прессе и либеральными комментаторами лицемерием. И объяснение, что на месте Юрия мог оказаться любой простой москвич или приезжий славянской внешности, не понравившийся гордому гостю с Кавказа, не кажется убедительным.

Убийство, конечно, налицо, но, во-первых, по мнению либералов, подчеркивать, что подозревается в нем житель одной из кавказских республик, захвативший в поездку по Москве охотничий нож, почему-то некорректно, а во-вторых, если погибший являлся русским, да еще и фанатом «Спартака», то преступление преступлению рознь. Как отдельные правозащитники, так и рядовые адепты либерально-интеллигентской мысли настаивают, что «футбольный фанат - не человек», что оплакивать его могут только подобные ему отморозки, мешающие нормальным гражданам ходить на футбол, ибо создают опасную обстановку на трибунах, а главное, что, как и большинство фанатов, Юрий Волков придерживался экстремистских взглядов, а следовательно, сам мог спровоцировать убийцу. И выходит, что безобидные чеченцы действовали в рамках самообороны, решив атаковать с ножом компанию русских парней и девушек, возвращавшихся с концерта тем роковым вечером.

Похоже на неудачную шутку, однако на какую-то часть населения страны это действует, и те, кто только ищет повод сказать «моя хата с краю», с облегчением отмахиваются: нет, все-таки с каждым такое не случилось бы, не такие уж опьяненные безнаказанностью у нас «гости», да и нет у преступности национальности. Зато у крайнего она всегда есть - русский, но чтобы убедительнее звучало перед широкими массами, он непременно оказывается фашистом, нацистом, членом экстремистских группировок и т.д. И чем больше происходит столкновений футбольных фанатов с горскими народами, тем активнее народу вбивается в голову стереотип: фанат - это почти что скинхед. А, следовательно, если что-то происходит, то исключительно по вине оголтелых болельщиков. Поскольку дело Юрия Волкова уже у всех на слуху, то его и стремятся подать в том же свете.

Фанатское движение в России - это тема целой диссертации, ибо это больше чем субкультура, социальное или политическое явление, для многих его участников - больше, чем увлечение, для кого-то - жизнь. Миллионы людей с головой отдаются футболу, но при этом футбольные фанаты остаются темой для многочисленных споров, чаще - предметом осуждения. У движения своя история, особенно богатая у болельщиков ФК «Спартак» и ЦСКА, «Торпедо», питерского «Зенита» и московского «Динамо». Тысячи фанатов регулярно посещают стадионы, поют песни в поддержку клубов, ездят в другие города на игры своей команды. При этом их сопровождают многочисленные наряды милиции, ОМОНа и батальоны внутренних войск. Оказываясь вместе, фанаты представляют собой грозную и сплоченную силу (по крайней мере внешне), что вызывает страх у окружающих.

Какова же на самом деле связь футбольных фанатов с главным бичом России по мнению тех же кавказцев и правозащитников - скинхедами? Если оторваться от стереотипов, то выясняется, что по большей части ее просто нет. Среднестатистический обыватель видит современного футбольного фаната бритоголовым молодчиком в бомбере и тяжелых ботинках, либо ПТУшником в спортивном костюме и шарфе, малообразованным, примитивным и крайне агрессивным, беря устоявшиеся образы из 90-х и 80-х годов прошлого века. И тому и другому приписывается «пещерный расизм» и совсем не кухонный антисемитизм на фоне постоянного стремления к разрушению.

После громких дел с нападениями на иммигрантов и погромов рынков в конце 1990-х-начале 2000-х в СМИ между скинхедами и футбольными фанатами начали ставить знак равенства. В результате впечатлительные люди и сейчас обсуждают бесчинства фанатов, о которых так много слышали, но сами никогда и не видели. Не видели, потому что не в силах предположить, что сидящий за соседним компьютером улыбчивый парень, молодой начальник отдела или системный администратор того же офиса окажется футбольным фанатом. К активным любителям футбола могут относиться не только тысячи студентов, но и преподаватели, сотрудники крупных компаний, работники государственных структур, словом, представители совершенно разных профессий и социальных групп. У молодых групп фанатов действительно существует свой дресс-код, но по нему они скорее узнают друг друга, чем выделяются из толпы. В итоге внешне для незнающего человека фанат почти никак не отличается от окружающих, разве что более аккуратным стилем молодых людей на уровне других субкультур.

Если перейти к политическим взглядам или мировоззрению в целом, то следует отказаться от обобщений, коими пользуются нынешние создатели стереотипов. Если основная масса скинхедов - сторонники национал-социалистических идей, жаждущие смены власти путем национальной революции, готовящие себя к этому ведением здорового образа жизни и активным занятием спортом (а какая-то часть уходит в подполье, посвящая себя радикальной деятельности), то с фанатами ситуация гораздо сложнее. С уверенностью можно сказать только одно - что 90% движения относится к патриотам своей страны. Но формы проявления и понимание любви к Родине сильно различаются в зависимости от личных взглядов отдельно взятого болельщика, его возраста, социального статуса и т.д. Посему заносить всех сразу в разряд фашистов весьма некорректно.

Определенная часть фанатов имеет «бритоголовое» прошлое и гипотетически может сохранять национал-социалистические воззрения, но в сравнении с общей численностью эта группа не так велика. Основное же число можно отнести к правым в классическом понимании русского национализма: с любовью к родному, православным и монархическим ценностям. Эти люди с радостью начнут перекличку «Русские - вперед!» с фанатским сектором противостоящей русской команды или проскандируют «Православные» во время игры с клубом из исламского региона. Они стремятся к единению на трибунах, к подъему национального самосознания хотя бы в собственной среде. Но основная направленность их действий - это футбол, а не борьба с инородцами, как у скинхедов, и потому даже крайне правые лозунги, прозвучавшие на трибунах, остаются лозунгами для подавляющего большинства болельщиков.

Кроме того, все больше современных фанатов поддерживают тезис «Футбол вне политики», отдаляя движение от того образа из 1990-х, которым пугают обывателя. Следовательно, если консолидация русской молодежи и происходит на трибунах, то все-таки в рамках пристрастия к любимой игре и клубным цветам, прежде всего, а не идеологиям, которые могут сильно различаться у стоящих рядом фанатов и самозабвенно скандирующих какую-нибудь «кричалку».

Остается последний аргумент, основополагающий для впечатлительной общественности: фанаты дерутся, а следовательно, могут напасть не только друг на друга, случайного прохожего, но и какого-нибудь мирно танцующего лезгинку чеченца, таджикскую девочку или беззащитного дагестанца. Не лишним будет напомнить, что, во-первых, драк на трибунах в России уже много лет нет, но молва продолжает упорно разносить слухи о неистовстве фанатов на стадионах, из-за которого добропорядочные граждане не могут привести на сектор жену или ребенка. Во-вторых, далеко не каждый фанат, бросающий угрожающие слова «кричалки» в сторону противоположной трибуны, на деле готов разбивать лицо противнику.

Регулярно выясняют отношения на кулаках только «футбольные хулиганы», собирающиеся в так называемые «фирмы» или «банды». Вопреки стереотипам драки происходят не на футболе, а перед или после матча, чаще всего в удаленных от глаз случайных прохожих местах. Хулиганы схлестываются стенка на стенку, словно продолжая старые русские забавы, где в честном бою выплескивают злость и приносят победу своим клубным цветам. Большинство членов «фирм» не пьют и не курят, активно занимаются спортом, чтобы с каждым разом лучше выступать на этом спонтанном соревновании. Говорить, что фанаты профессионально занимаются борьбой, чтобы потом забивать несчастных гастарбайтеров, уже пытались в отдельных недобросовестных газетах, однако это было бы явным преувеличением и неправдой. Преувеличением потому, что хулиганы являются небольшим сегментом из общего числа фанатов, а неправдой потому, что когда хулиганы «Спартака» и ЦСКА сходятся двумя группами по сорок человек и бьются на голых кулаках - это для них спорт, как и готовящие к этому тренировки.

Как показали события на Юго-Востоке Москвы 3 года назад, когда фанаты красно-синих договорились о такой же встрече с выходцами с Кавказа, предъявившими им какие-то претензии, о спорте уже не могло идти и речи: горцы были к честному бою не готовы и потому пустили в ход ножи, травматические и пневматические пистолеты. Фанаты и хулиганы в том числе все-таки остаются любителями и в какой-то степени участниками спорта, но никак не профессиональными борцами с инородцами, коими их сейчас пытаются представить. Если драка имеет место, то со своими, по своим правилам и ради своих клубных цветов.

Основная масса фанатов - балагуры, любящие свою команду и веселую жизнь. На первом плане для них романтика выездов, матчей с заклятыми противниками, совместные встречи, концерты тематической музыки и т.д. Просто помимо развлечений в их жизни занимает серьезное место свой кодекс чести и свои ценности, которые заставляют в определенные моменты объединяться и проявлять солидарность. Массовое возложение цветов к станции «Чистые пруды» - тому пример. И если вернуться к вопросу, может ли принадлежность к футбольным фанатам убитого служить поводом для рассуждений о каком-либо оправдании убийцы, то выводы должны напрашиваться сами. Призывали ли фанатские ценности красно-белого болельщика Юрия Волкова, возвращавшегося с друзьями после концерта, бросаться на троих чеченцев, и как это соответствовало бы лозунгу «Только Россия и «Спартак»? Наверно, вопрос останется риторическом, поскольку всё очевидно. Другие вопросы, кажется, важнее. Призывал ли кодекс чести фаната и лозунг «Один за всех и все за одного» закрыть грудью своего друга, когда горец атаковал его с ножом? Видимо, да. И этот же кодекс призвал фанатов других команд создать общественный резонанс вокруг бессмысленной смерти простого русского парня, заколотого в центре Москвы распоясавшимся от безнаказанности гостем столицы. И какой кодекс чести заставит, наконец, столь разобщенных русских людей объединиться и вернуть к себе уважение инородцев, вместо того, чтобы искать врагов друг в друге?

http://www.rv.ru/content.php3?id=8615
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Лебедь
Казус Великой Финляндии
Политические амбиции и несостоятельность панфинно-угризма
20.01.2024
Где казаки снова на государственной службе
Черноморское казачество делится практическим опытом и архивом
02.01.2024
Альтернативные версии событий 7 октября
Была ли сакральная жертва?
04.12.2023
Все статьи Филипп Лебедь
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40