Задание на всю жизнь

Новости Москвы 
0
150
Время на чтение 8 минут

В Хвалынск мы отправились в командировку, чтобы написать о православной гимназии, которая здесь открылась первого сентября. Хотелось рассказать, как все начиналось и как гимназия прожила первых два месяца учебного года. Но пообщавшись с отцом Виталием Колпаченко, который возглавляет это учебное заведение, поняли: начиналось на самом деле все очень-очень давно. Когда будущий священник, а тогда выпускник исторического факультета Саратовского госуниверситета, поехал поступать в Москву, в ГИТИС, на курс известного режиссера Марка Захарова и... не прошел по конкурсу.

«ТЕБЕ НЕ ЭТИМ НАДО ЗАНИМАТЬСЯ»

Закончив в 1999 году исторический факультет Саратовского госуниверситета, Виталий Колпаченко и не думал о священстве. Сразу после защиты диплома поехал в Москву - поступать в ГИТИС.
- Семья у нас театральная: папа мой - режиссер народного театра, мама всю жизнь проработала в сфере искусства, младший брат учится на театральном факультете, - рассказывает отец Виталий.

Двадцатичетырехлетний выпускник истфака, пока еще был студентом, пытался осилить многие тома философской премудрости. В какой-то момент стало ясно, что все эти тома легко вмещаются в краткую и простую, но одновременно очень сложную для исполнения истину - жизнь должна быть служением Богу. Только на каком поприще? Вопрос этот встал особенно остро, когда Виталий в ГИТИС по конкурсу не прошел.

- Трагедии для меня в моем непоступлении не было. Я просто хотел понять: для меня театр или нет, преодолевать преграду и поступать снова или передо мной глухая стена?

Учась в университете, отец Виталий впервые прочитал «Братьев Карамазовых». Его поразил образ старца Зосимы, списанный Достоевским во многом с преподобного Амвросия Оптинского. Мысль о том, что есть на свете духоносные старцы, Божии люди, которые могут помочь человеку на жизненном перепутье, засела в голове. Еще в троллейбусе, который вез абитуриента ГИТИСа на железнодорожный вокзал Саратова, он встретил знакомого священника, который тоже учился на истфаке, - отца Максима Митрофанова.

- Не зная еще толком, как к нему правильно обращаться, я спросил: «Кто сейчас в России старец? - вспоминает отец Виталий. - Он назвал мне отца Кирилла (Павлова) и отца Наума из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. И, не поступив, прямо из Москвы я решил ехать в Сергиев Посад, в Лавру, за советом.

Почти две недели молодой человек ждал возвращения старца Наума из поездки - жил в казарме при военной части, где служил друг, читал житие преподобного Сергия Радонежского, впервые осознанно готовился к исповеди.

- До этого я исповедовался, причащался, еще учась в школе. Но это было не ради Богообщения, не ради приближения к Богу, а потому что мама велела, чтобы экзамены сдать хорошо. Хотя, конечно, мы всегда должны помнить, ради чего мы подходим к Чаше - ради близости к Царству Божию. В школе осознания этого не было, да, впрочем, и перед Лаврой тоже, однако в сердце жило горячее желание покаяния, которое подается Господом.

Когда Виталий приехал в Лавру, купив предварительно билет на поезд «Москва - Саратов» на двадцатое июля, обитель святого Сергия была полна паломников со всей России. К отцу Науму он не попал ни восемнадцатого июля, ни девятнадцатого. Удалось только записку передать: «Благословите меня служить Богу искусством театра и кино».

- Мне уже нужно было уезжать утром двадцатого, и была уверенность, что отец Наум ответит. Вышел он из кельи, вокруг него море народу, я чуть в отдалении стою - жду, что батюшка мимо будет проходить и остановится, поговорит со мной. Этого не случилось... Полный негодования я закричал: «А как же я?». Он повернулся и спросил: «А что ты?» - «Я вам вчера записку написал!» - «А что в записке?» - «Благословите меня служить Богу искусством театра и кино». Отец Наум посмотрел на меня и сказал: «А тебе не этим надо заниматься...».

По признанию отца Виталия, тогда он впервые искренне решил положиться на волю Божию, изреченную устами подвижника. Отец Наум благословил молодого человека поехать в монастырь. Больше ничего не сказал, только келейница батюшки вынесла записку для наместника.

В МОНАСТЫРЬ, А ЗАТЕМ В БЛАГОДАТНОЕ

Отъезд домой был отменен, билет сдан. Путь лежал в Николо-Шартомский монастырь под Иваново, в древнюю обитель, построенную еще в XV веке. О путешествии туда можно было бы написать еще целый рассказ, но не хватит газетного разворота. Об одном только нужно упомянуть - о потрясении родных, которые не ожидали такого развития событий.

- А я был спокоен внутренне. Впервые ощутил, что такое благодать Божия, глубокий покой. Сейчас родители понимают: чтобы меня развернуть в правильную сторону, нужно было вмешательство Господа. И я благодарен, что все так сложилось.

В древней обители отец Виталий прожил почти месяц, нес послушание печатника, библиотекаря. Поражало его все: обстановка, строгий устав, особый настрой, чувство, что Бог рядом.

- Службы начинались очень рано - в четыре утра. В девять выходил из храма, -вспоминает отец Виталий. - Тогда еще лучше понял, что такое благодать: стоишь на Литургии, носом клюешь, спать хочется, и вдруг в какой-то момент словно что-то включается внутри, и тебе больше не хочется спать, ум ясный... Богослужения словно ополаскивали глаза, сердце, душу раскрывали навстречу Богу.

Скоро за сыном приехали родители. Он согласился вернуться с ними, но при условии, что мама и папа не будут мешать на выбранном пути - трудник Николо-Шартомского монастыря решил стать священником.

В Саратове отец Виталий проводил в последний путь бабушку - она скончалась, дождавшись внука, которого когда-то крестила. После этого молодой человек решил уехать на год из города, потому что тяжело давалась его жизнь по монастырскому уставу и ему, и домашним.

- Я пошел в областное министерство образования и попросил назначение в школу какой-нибудь глухой деревни. Мне назвали несколько сел, в том числе Благодатное Хвалынского района. Куда после монастыря поедет человек? Только в село с таким названием.

В средней школе села Благодатного отец Виталий преподавал историю. Здесь же познакомился с будущей супругой, Натальей. Летом 2000-го поступил в Саратовскую семинарию, в январе 2001-го уже был рукоположен во диаконы, а через несколько дней - во священники.

- Когда мы с матушкой уезжали в Саратов, я пообещал вернуться в Хвалынский район, чтобы построить здесь еще один храм, до этого верующим приходилось ездить в единственную церковь в Хвалынск или Сызрань. И когда уже служил священником в саратовском храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», попросился у владыки обратно, в Благодатное.

Тогдашний правящий архиерей, архиепископ Александр, очень удивился: других желающих, кроме отца Виталия, ехать в глушь не было. Удивился и издал указ об обустройстве приходской жизни в поселке Возрождение, что в нескольких километрах от Благодатного.

Отец Виталий улыбается, когда думает о том, что даже названия у сел, в которых он служил, столь символичны, что сомневаться в Божьем промысле не приходится.

- Меня промыслительно привел Господь в Благодатное, а потом в Возрождение. Благодать возрождает человека, чтобы тот мог нести свой крест. Преподобный Макарий Оптинский говорил, что выше креста ничего нет. Близость к Богу - на кресте.

СЛУЖЕНИЕ

За годы служения отец Виталий построил храм в поселке Возрождение Хвалынского района. Храма здесь никогда ранее не было. На строительство ушло восемь лет.

- Когда я приехал тогда в Возрождение и пришел в администрацию, люди там словно ждали меня, - рассказывает отец Виталий. - Они говорили: «Наш поселок - как черная дыра, ничего у нас не получается. Может, построим храм - все изменится?». Интуитивно люди понимали, что без Божией помощи ничего не выйдет доброго. И приходить на службы сразу стали многие - это было естественно и просто, ведь жажда духовная сильнее даже, чем физический голод.

Забот во время строительства было очень много. Не убавилось их и со временем, когда батюшка стал настоятелем воссозданного храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены в поселке Северный (бывший хутор Александрия, некогда имение графа Александра Медема, прославленного в лике святых Русской Православной Церкви), старинного Свято-Никольского храма в селе Поповка, который нужно было восстанавливать. Заложил он и фундамент церкви в селе Благодатном.

Сегодня священник Виталий Колпаченко - настоятель Крестовоздвиженского храма города Хвалынска и директор открытой здесь же в сентябре православной гимназии.

ГИМНАЗИЯ

Редкие люди в Хвалынском районе не знают отца Виталия. В администрации, музеях, школах, домах рядовых горожан - он бывает везде, общается со всеми, уважаем многими. Однако когда Хвалынск облетела новость о том, что с сентября здесь открывается православная гимназия (подобное учебное заведение есть только в Саратове), это вызвало бурю эмоций. Кто-то сразу решил отвести туда ребенка, кто-то всеми силами от этого отговаривал своих знакомых. Пришлось преодолевать массу трудностей, связанных с реконструкцией здания, которое отдали под учебное заведение. Были и хлопоты, связанные с государственной лицензией, в общем, много чего пришлось пережить отцу Виталию и его помощникам.

Сегодня в православной классической гимназии во имя мученика Александра Медема учатся семь первоклассников.

- Мы решили идти от малого к большему, - говорит отец Виталий. - С Божьей помощью в нашей гимназии будут все классы, но не сразу.

Дети занимаются пока только в одном кабинете, но зато в нем есть все, что нужно ученикам для полноценного развития: книги, пианино, современная техника. Раз в неделю проходят уроки Закона Божия. К тому же вся программа выстроена так, чтобы как можно больше дать ребятам знаний о Православии. И пусть фасад гимназии пока неказист (ведется его ремонт), внутри - тепло не только от батарей. Когда мы, журналисты, заходим вместе с отцом Виталием на урок математики, дети приветствуют его без подсказок со стороны учительницы. Священник их благословляет и для каждого находит доброе слово.

Вообще вокруг отца Виталия всегда много людей разных профессий, социальных слоев, жизненных устремлений. Он многих называет своими друзьями, искренне радуется их приезду в Хвалынск или Возрождение. Как удается ему уделять время всем, никого не обижая невниманием? Он отвечает так:

- Когда-то мне приходилось много выступать на сцене, и мой папа приучил меня тратить себя всего без остатка. Неважно, сколько людей перед тобой, неважно, в каком ты сам состоянии. Прежде всего - твое служение. Иначе - фальшь, знаменитое «Не верю!». И в Церкви то же самое. Только фальшь в Церкви умножается стократно. Поэтому лукавить нельзя, беречь себя нельзя - Господь еще даст сил обязательно.

БЫТЬ ПОМОЩНИЦЕЙ МУЖУ

Так отвечает на вопрос о том, в чем состоит предназначение женщины, супруга отца Виталия, матушка Наталья. Она строга и сосредоточена, но так кажется только поначалу. Быть женой священника нелегко. Наталья - универсальный работник для любого прихода. За десять лет она научилась вести разнообразную документацию, петь и читать на клиросе, звонить в колокола, преподавать в воскресной школе.

- Наверное, я левая рука батюшки, - улыбаясь, говорит матушка и тут же поясняет: - Правой-то он благословляет... Он организатор, я исполнитель. Все, что он начинает, я довожу под его руководством до нужной формы.

Наталье приходится еще и хозяйство домашнее вести. В семье Колпаченко трое детей: Георгий учится в третьем классе, Аня - в первом, в православной гимназии, а младшая Катя ходит в ясли и проводит время с няней, пока родители заняты. Хватает ли детям родительского внимания?

- Если у отца Виталия нет времени на общение с детьми: он поздно приходит, рано уходит, то он делает так, чтобы разгрузить меня. Тогда я могу с ними побольше позаниматься. Конечно, иногда хочется расстроиться - вот, не вижу его, одна... Но все время говорю себе: он священник, у него такое служение. И когда возвращается домой, у него должно быть время для уединения, для отдыха. Я могу просто прийти в его комнату, посидеть рядом, почувствовать его теплоту, любовь, даже если он говорит в этот момент по телефону или готовится к проповеди.

Матушка Наталья очень просто, без надрыва, говорит о том, что настоящая любовь - это умение жертвовать собой. И в это также просто и безоговорочно веришь - достаточно несколько часов провести рядом со священником Виталием Колпаченко и его семьей.

Вспоминая о своем стремлении серьезно заниматься искусством, отец Виталий сказал, что когда-то хотел снять фильм о Христе.

- Потом я понял, что снять фильм о Нем легче, чем жить так, как Он просит. А вот жить по Евангелию - это задание на всю жизнь.

Наталья ВОЛКОВА
Фото Артема КОРЕНЮКА

http://www.vzsar.ru/special/2010/11/06/zadanie_na_vsyu_zhizn.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Волкова
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи Наталья Волкова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29