Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Святая Катерина из Богданивки

Станислав  Минаков, Одна Родина

07.12.2010

О Катерине Билокур (1900-1961) пишутся монографии, издаются альбомы, посвященные ее творчеству. На территории Киево-Печерской Лавры действует широко известный музей с ее произведениями. Также ее полотна можно увидеть в музее города Яготина. В Государственном музее искусств Украины в Киеве есть большой зал Катерины Билокур. Письма ее уже изданы отдельной книгой. Поставлены три памятника художнице, в Киеве ее именем названа улица. Композитор Леся Дичко в 1983 г. создала балет «Екатерина Билокур», поставлен одноименный телеспектакль (1980), документальный фильм «Волшебный мир Билокур» (1986) и художественный двухсерийный фильм «Буйная» (1989). 

  К. Билокур. Автопортрет, 1955 г.  

Несколько лет назад киевский режиссер-документалист Ольга Самолевская провела в Харьковской музыкально-театральной библиотеке им. К. С. Станиславского презентацию фильма «Катерина Билокур. Послання», за который была выдвинута на соискание Национальной Шевченковской премии Украины. Кроме того, фильм этот, а мы бы сказали фильм-поэма, был показан на фестивале православных фильмов «Золотой витязь» в России и признан лучшим в своей номинации. Он переведен на английский, побывал на фестивалях в Венгрии, в польском Кракове. Осталось много отснятого материала, который может быть использован для других фильмов. Работа очень яркая, пронзительная, и нам кажется, что ее следовало бы демонстрировать не только на украинских телеканалах, но и, скажем, на российском канале «Культура».   Не случайно мы и теперь говорим об этом фильме, ярко раскрывающем личность знаменитой народной художницы Катерины Билокур, мастерицы украинской народной декоративной живописи, со дня рождения которой 7 декабря с.г. (по нов. ст.) исполняется 110 лет. В сущности, судьба Билокур - это символ судьбы Украины и трудно подобрать лучшую проекцию.   А начинала она, самородок из бедной крестьянской семьи, узнавшая о рисовании из книг, рисовать угольком на куске домашнего полотна. Не училась нигде. Из-за бедности и отсутствия аттестата об окончании школы не смогла поступить в художественное учебное заведение. Днем работала в поле и на огороде, а вечером, управившись по хозяйству, допоздна рисовала. Ей пришлось самой изготавливать кисти из щетины, а краски - из калины, свеклы, лука, бузины и трав. Иногда удавалось доставать и масляные краски. Рисовала она преимущественно цветы, иногда и портреты.  

 

  Катерина Билокур за работой  

Романтический космос сельской малороссийской ментальности очень точно передается отношением самой художницы, в частности, именно к цветам, утверждавшей, что «їх рвати неможна». Зато ведь можно в изобилии их изображать - реальные и идеальные - что, в сущности, она, самодеятельный автор, и делала.    

 

 

  К. Билокур. Цветы за плетнем (1935)  

Молодой девушкой Катерина отправилась в Канев, где молилась возле могилы Кобзаря: «Тарасе Григоровичу, батечку, голубчику, соколику, ви самі це гарно знаєте, теж колись по світу блукали та людей шукали, хоч ви мертвий, допоможіть мені стати художником!»   Достойны трепетного внимания эти бесхитростность, а также вера в особое сношение с душою покойного поэта. Каким бы, на наш взгляд, человеком и стихотворцем он ни был, но, как видим, роль его в душевной и духовной жизни Катерины Билокур оказалась чрезвычайной.   Благодаря работникам Полтавского дома народного творчества в 1940 г. произведения К. Билокур были выставлены сначала в Полтаве, а затем в Киеве. В 1941 г. с большим успехом прошла в Полтаве и ее персональная выставка. К сожалению, большинство произведений Катерины Билокур периода Великой Отечественной войны потеряно. Художница жила на оккупированной территории...   

 

 

  К. Билокур. Цветы на голубом фоне (1942-1943)  

В 1949 г. она получила профессиональный социальный статус: была принята в Союз художников Украины, в 1951 г. - награждена орденом Знак Почета и удостоена звания Заслуженного деятеля искусств Украины, а в 1956 г. - народной художницы Украины. Именно 1950-е годы, как считают искусствоведы, стали для Билокур наиболее плодотворными.   Три картины Билокур - «Царь-Колос», «Березка» и «Колхозное поле» - были представлены в экспозиции советского искусства на Международной выставке в Париже 1954 года. Здесь их увидел Пабло Пикассо, находившийся тогда уже в зените славы. После просмотра выставки он сказал: «Я не умею так, как она. Если бы она жила в Париже, ее знал бы весь мир». Спустя полвека мир знает Катерину Билокур весьма широко.  

 

 

  К. Билокур. Колхозное поле (1948-1949)  

И сегодня, в дни очередного юбилея художницы, кинорежиссер Ольга Самолевская продолжает утверждать о героине своего фильма «Катерина Билокур. Послання»: «Простая, неграмотная женщина, которая, как она говорит, и "гласу вчителя не чула николи" стала в один ряд с "провідниками" украинской нации. Она еще не введена в классический пантеон, как деятели ХІХ века, скажем, Леся Украинка, Иван Франко, тот же Тарас Шевченко. Но это душа - не менее глубокая и не менее важная для Украины. Катерина Билокоур - один из духовных украинских столпов. Мне даже кажется, что она писала лики святых. Женщина, жившая в селе в советское время, как могла, пыталась донести отпущенный ей свет, прямо скажем, Фаворский. Дух Святой присутствует не во всяком художественном творчестве. В Древней Руси иконописцам нужно было прожить аскетичную жизнь, чтобы иметь право писать иконы. Для меня судьба и личность Катерины Билокур - это как бы воплощение судьбы иконописцев. Век, ее судьба, были еще более кровавыми, чем в средневековье.   ХХ век был веком массовых убийств, невиданных преступлений против человечности, век колоссальной разрушительной силы. В этом веке архиважно было противостоять духовному распаду. Катерина Васильевна противостояла хаосу всей своей жизнью».
 

 

  К. Билокур. Хата в Богдановке (1955)    

Всю эту тяжёлую жизнь, с 1900 по 1961 года, Катерина Билокур так и прожила в маленьком домике в родном селе Богданивка. Она жила в такой среде, где считалось, что женщина не имеет права и подумать о чем-то, кроме подсобного хозяйства, огорода... Ее не понимали окружающие, она лишилась всех своих женихов. «Навiщо чортів малюєшь? Хiба в селах є художники? Немає. А ти щось таке надумала, да ти з глузду з`їхала! Та з тебе буде вся Україна cміятись...»... Однако, служа библейской заповеди «не зарывай дара своего», Катерина согласилась с вынужденным одиночеством.   Высказано наблюдение, что ее судьбу можно соотнести, к примеру, с судьбою иконописца Андрея Рублева, существуют определенные параллели и общности: у него сгорели некоторые иконостасы, а у нее - собрание лучших картин, отчего, кстати, она тяжело заболела. Преподобный Андрей был иноком, и Катерина была, в сущности, монашенкой в миру, вела аскетический образ жизни. Духовное противостояние Билокур миру разрушения - очевидно... Как «болящий дух врачует песнопенье», так живут и картины Катерины Билокур.    

 

 

  К. Билокур. Всё идет, всё проходит (1950-е)  

Катерина Васильевна похоронена в центре родного села Богданивка. При ее рождении на рубеже XIX и XX веков это был Пирятинский уезд Полтавской губернии, а ныне это Яготинский район Киевской области. Именем художницы названы улицы в селе и в столице Украины. Остались картины, известные отныне всему миру.    

 

 

  Памятник Катерине Билокур в Яготине. Открыт в 1977 г.  

Весь облик, сама судьба Катерины Билокур производят грандиозное впечатление. Начиная с ее писем - невероятной силы и пронзительности. Если говорить о Билокур лишь как о художнице, это уведет разговор в сторону упрощения. Вообще термины «культура», «искусство», «изобразительное творчество», «всемирный контекст» - понятия, которые не могут быть самоцелью. В данном случае речь идет о глубоко веровавшем человеке, о великой душе, которая вела постоянный диалог с Богом, всеми силами вырываясь из уготованных ей нелегкой судьбой обстоятельств.   Жизнь Катерины Билокур - явное служение. Налицо, на наш взгляд, все признаки жертвенности, а значит, святости: наив (верный знак присутствия ангелов), аскеза, отвержение (умаление, минимилизация) материального мира, безбрачие - притом что человек оставался жить в миру, воодушевленный единственной целью - служением Прекрасному. Следует под этим подразумевать именно фразу Пушкина о «единого прекрасного жрецях», где речь идет, конечно же, не об «искусстве для искусства», а о Прекрасном, синонимичном Славе Божией.  

 

 

  К. Билокур. За селом (1956)    

Именно во Славу Божию горела свеча судьбы Катерины Билокур, в меру сил своих и в силу призвания говорившей своими наивными полотнами о красоте мира, участвовавшей, если угодно, в со-творении. Тяжкие с мирской точки зрения условия были предложены ей для реализации дара. Но это был ее индивидуальный крестный путь, включая, конечно же, человеческие заблуждения и слабости, ее путь на Голгофу, к со-Распятию. Больно думать, насколько не принимала ее душевных (а теперь ясно, что духовных) устремлений окружающая среда, если даже мать сказала Катерине в сердцах: «Піди кудись геть, щоб очi мої тебе не бачили!» Дочь пошла топиться, и мать, устрашась слов своих, раскаялась и зарыдала. Но какова степень отвержения миром этой души! Какова жертва! И не узнаем ли мы себя в облике этой матери - в той или иной мере, в тех или иных обстоятельствах. Не так ли поступаем и мы - и с близкими, и с миром, и со своими душами? «Піди кудись геть!»   В Богданивке время остановилось. Стоит и хата Катерины Билокур. Всё выглядит почти так же, как сто десять лет назад. В 1977 году здесь был открыт музей. Интерьер хаты выглядит так же, как при жизни художницы - скромная мебель, вышитые хозяйкой рушники. Только теперь у порога гостей встречает не сама хозяйка, а гранитный камень с надписью: «Поклонимся земле, где жила и работала Катерина Билокур».   Кто-то из русского священства уже высказывался в том духе, что имеет смысл инициировать процедуру причисления Катерины Билокур к лику святых. Прибавим свой голос и мы: претерпевшая страдания Катерина Билокур остается и пребудет значительной константой малороссийского духа, а также, будучи прихожанкой канонической Русской Православной Церкви даже в безбожные годы, - духа общерусского православного. Народ Украины мог бы в своем пантеоне обрести местночтимую святую Катерину. И поскольку раба Божия Катерина была воцерковленным человеком, Украинская Православная Церковь может сказать свое веское слово.   

 

 

  Катерина Васильевна Билокур


http://odnarodyna.com.ua/articles/3/1695.html





РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме