Интервью заместителя председателя Отдела внешних церковных связей радиостанции «Радонеж» о диалоге «Ислам - Православие»

0
395
Время на чтение 8 минут

Накануне VII раунда диалога «Ислам-Православие» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) дал интервью православной радиостанции «Радонеж», в котором рассказал о целях и задачах собеседований представителей Русской Православной Церкви и мусульман Ирана, которые будут проходить в Тегеране (Иран) 6-9 октября 2010 года. Беседу вел преподаватель Московской духовной академии и сотрудник ОВЦС Д.В.Сафонов.

- Диалог «Ислам - Православие» проходит уже в течение 15 лет. Не могли бы Вы рассказать о результатах этого диалога? Каково его значение для Русской Православной Церкви?

- Для России отношения с исламским миром всегда были важны, поскольку значительная часть населения России является мусульманами, и мы - православные христиане - живем бок о бок с мусульманами на протяжении многих столетий. Иран традиционно является соседом России. Хотя современная Россия не имеет общей сухопутной границы с Ираном, тем не менее, в прошлом Россия имела такую границу. Отношения двух стран были непростыми, но было и очень много светлых страниц. России и Ирану удавалось находить пути для мирного сосуществования. Задачей России было обеспечение мира на своих рубежах, это же было и задачей для Персии.

Добрососедство невозможно без хорошего знакомства с культурой друг друга. Так, для наших обществ очень важна роль религии. Без хорошего знания религиозных традиций друг друга невозможно глубоко понять Россию и Иран. Поэтому благодаря нашему диалогу мы знакомимся с религиозной жизнью, составляющей основу для общественной и частной жизни в наших странах. Иранские делегации, приезжая в Москву, всегда посещают духовные центры Русской Православной Церкви. Мы предоставляем им возможность побывать в главных православных храмах, встретиться с православными богословами, увидеть религиозную жизнь нашей страны. По такой же программе всегда проходят и наши визиты в Иран: русские делегации встречаются с иранскими богословами, политиками, общественными деятелями, посещают культурно и религиозно значимые места Ирана, бывают в богословских центрах этой страны. Таким образом, один из важных результатов нашего диалога - это близкое знакомство друг с другом.

Кроме того, мы всегда обмениваемся взглядами на современную жизнь и перспективы совместных действий в регионе и на международной арене. Например, пятое по счету заседание в Тегеране, в котором я принимал участие, было посвящено эсхатологии: разделу богословия, который говорит о конце мира, о том, что будет после этого конца. Эта тема имеет очень большое значение для оценки современного состояния мира и варианты развития дальнейших событий в нем. Мы пытались сравнить подходы к этим темам иранских и православных богословов, найти какие-то пересечения и близкие взгляды на то, через какие духовные этапы должно пройти человечество и какова будет главная характеристика этих этапов. Во многом мы обнаружили совпадения, хотя констатировали и принципиальные вероучительные расхождения. Например, в ходе заседания возникла интересная дискуссия по поводу соотнесения справедливости и любви на Страшном Суде. Мусульмане настаивали на первостепенной важности справедливости, тогда как православные подчеркивали любовь и милосердие Создателя, конечно, не отрицая при этом и справедливость. Такие дискуссии характеризуют все наши диалоги. На этот раз тема диалога посвящена присутствию религии в обществе. Но мы будем обсуждать не только общественно значимые темы, но и те религиозные основания, на которых строится отношение верующих людей к общественным вопросам.

- Отец Филипп, не могли бы Вы назвать состав делегации Русской Православной Церкви, которая отправляется в Иран?

- Решение о составе комиссии принималось Священным Синодом, что указывает на уровень отношения Русской Православной Церкви к этому диалогу. Состав делегации формируется не просто церковным учреждением, ответственным за внешнюю деятельность, а высшим руководством Русской Церкви. Более того, делегация, которая направляется в Иран, будет отчитываться перед ним о результатах этого раунда диалога.

По решению Священного Синода в состав делегации Русской Православной Церкви входят епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт (он возглавляет делегацию), заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых), настоятель Свято-Николаевского собора в Тегеране игумен Александр (Заркешев), секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарев (в его компетенцию входит ведение диалога с другими религиями), а также преподаватель Московской духовной семинарии и академии, сотрудник ОВЦС Д.В.Сафонов. С нами должен был поехать профессор МДАиС А.И.Осипов, многолетний участник этих диалогов, но, к сожалению, он оказался в больнице и не сможет участвовать в этой поездке.

По решению Священного Синода Владыка Феофилакт сейчас является также управляющим православными приходами в Туркмении. Его главная задача состоит в налаживании полноценной церковной жизни в этой республике главным образом для русскоязычного населения, которое там проживает. Поэтому владыка Феофилакт регулярно посещает Туркмению с пастырскими визитами, вступает в диалог с местным исламским духовенством и с властями этой страны. С одной стороны Иран и Туркмения находятся в непосредственной близости друг от друга, а с другой стороны у Владыки уже есть опыт ведения диалога с представителями исламского мира. Думаю, что это и определило выбор священноначалия Русской Православной Церкви, назначившего его главой делегации.

- Каков круг вопросов, который будет обсуждаться на седьмом раунде заседания комиссии «Ислам - Православие»?

- Тема заседания диалога «Ислам - Православие» в этом году посвящена роли религии в жизни человека и общества. Формулируя тему, мы провели консультацию с иранской стороной на предмет того, каким подтемам могли быть посвящены наши переговоры. Для этого в феврале этого года в Иран ездила передовая группа из двух человек. В результате мы определили следующие вопросы.

Прежде всего, мы будем обсуждать влияние религии на различные сферы жизни общества: культуру, социальную сферу, политическую, экономическую. Общий интерес представляет вопрос - как наша вера преломляется во всех направлениях общественной деятельности?

На обсуждение также выносится проблема соотношения религиозной традиции и доктрины прав человека. В современном обществе, в том числе на международном уровне, есть консенсус по поводу того, что права человека являются общими ценностями для всех стран. Однако в каждой стране есть свое понимание и свой опыт воплощения этих прав и свобод. Мы хотели бы поразмышлять над тем, как правозащитная концепция сочетается с религиозной традицией, как выстраиваются отношения между ними. С одной стороны, у человека есть право выбирать религию и, с другой стороны, - право религиозной общины защищать свою целостность и свою традицию. Как достигнуть согласования между этими двумя утверждениями? Как сделать так, чтобы соблюдалась и свобода человека, и защищались религиозные традиции. Нельзя отказываться от одного и поддерживать только другое, тогда начинаются разные конфликты и нестроения. Нужно находить мудрый баланс.

Еще одна тема - это свидетельство религиозного сообщества секулярному миру. Сегодня есть люди, которые считают, что общественная жизнь и жизнь отдельного человека должна основываться только на материальных ценностях или на атеистических воззрениях. Максимум, допускаемый для религии, - это частная сфера жизни. Там, где-то в душе, в кругу своей семьи ты можешь верить, во что ты хочешь, а здесь в обществе совершенно другие ценности, которые почему-то объявляются общими и приемлемыми для всех. В Русской Православной Церкви нередко задаются вопросом: насколько постулат о том, что счастье человека определяется только материальным благополучием, является общепризнанным в мире? Почему всё наше законодательство и правила жизни должны исходить из этого представления. Вместе с мусульманами, для которых ценность религиозной жизни является очень важной, мы можем сказать вместе отстаивать такое мировоззрение на международной площадке. Для нас, православных верующих, религиозная жизнь также является центром нашего миропонимания.

Четвертый вопрос собеседований - это роль религии в укреплении нравственности в обществе. Как воспитывать современного человека, и вообще имеет ли на это право общество? Общественные установления не могут держаться только на принудительной силе полиции или армии. Что есть добро, что есть зло - об этом человек должен выносить суждение из своего сердца. Лучший и надежный страж над человеком - его совесть. Укрепление совести, развитие этого внутреннего различения добра и зла, как раз всегда велось в рамках религиозной традиции. Именно религия воспитывает человека в нравственной системе координат. В России - это преимущественно христианство, а в Иране - это ислам.

Наконец, последняя тема - религия и молодежь. Она обобщает все предыдущие темы, потому что нельзя говорить о соотношении веры и общественной жизни, если молодежь не усваивает религиозный взгляд на мир и не продолжает его. Будем говорить о том, как можно утверждать в молодежной среде религиозные ценности и что мы можем для этого делать? Собственно это и есть круг вопросов, которые мы предполагаем обсудить.

- Мусульмане Ирана воспринимают этот диалог как диалог цивилизаций. Каково отношение Русской Православной Церкви к этому?

- В общем-то, в этом вопросе наши взгляды близки. В Русской Православной Церкви с большой симпатией относятся к термину «цивилизация». Как правило, под цивилизацией понимается совокупность культурных, политических, экономических, религиозных традиций и форм существования, которые разделяет определенная общность людей, имеющая свой географический ареал распространения. Однако в глобальном мире представители одной цивилизации могут существовать в рамках другой цивилизации. Другими словами мы сталкиваемся с повсеместным переплетением разных цивилизаций. Кроме того, понятие цивилизация тесно увязано с личной идентичностью человека. Для любого человека, как бы там не развивался мир, остается важным вопрос: кто я такой и как мое самопонимание должно влиять на мою жизнь? Сегодня идентичность состоит из многих уровней. Самым, наверное, высоким уровнем идентичности является цивилизационная идентичность. Человек может себя осознавать гражданином той или иной страны и одновременно причислять себя к исламской, христианской цивилизации. Таким образом, у людей возникает солидарность и сопричастность к жизни и судьбе других государств и народов. Наконец, понятие цивилизации помогает преодолеть тот искусственный раскол, который начали навязывать деятели Просвещения между рациональным и духовным, религией и общественной жизнью. А в понятии цивилизации происходит ре-интеграция, некий новый синтез между духовным и материальным, что позволяет не разъединять их, а соединять. Поэтому, ведя диалог, в том числе, и с мусульманами Ирана, мы понимаем, что это не только богословский, но и межцивилизационный диалог. Каждый из нас любит и хранит свою цивилизационную идентичность, культурное наследие и духовное богатство. Мы можем вместе отстаивать в международных делах такие нормы и ценности, которые бы нам помогали сохранять свою самобытность и строить сотрудничество между народами. Таковы изначальные посылки, которые нами руководят при вступлении в диалог с мусульманами Ирана.

- Почему Русская Православная Церковь ведет диалог именно с мусульманами Ирана, планируются ли подобные диалоги с мусульманами других стран?

- Этот диалог был основан благодаря усилиям нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, который в 1995 году посетил Иран. В 1997 году состоялся ответный визит в Москву аятоллы Мохаммада Али Тасхири. После встречи с покойным Патриархом Алексием II в 1997 году и было принято решение о начале такого регулярного диалога.

Никакой диалог невозможно проводить без обоюдного желания сторон. На разных международных площадках мы встречаемся с представителями разных традиций и регионов исламского мира. Мы хотели бы по образцу диалога с иранскими богословами развивать отношения с мусульманами других стран. Мы к этому открыты и ведем об этом переговоры.

Фото: http://www.patriarchia.ru

http://www.mospat.ru/ru/2010/10/06/news27466/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Филипп (Рябых)
"Это дискриминация"
Игумен Филипп (Рябых) - о проблемах РПЦ на Украине. Беседовал Александр Трушин
11.02.2015
Московский Патриархат продолжает диалог с Европой
Представитель Церкви в ПАСЕ о работе с европейскими депутатами, консервативных ценностях и моратории на смертную казнь
26.05.2014
Все статьи Архимандрит Филипп (Рябых)
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03