О «пустующих» храмах

0
242
Время на чтение 4 минуты

Если читающий эти строки является обладателем большой квартиры, автору статьи хотелось бы за него сердечно порадоваться. Но одно соображение радоваться немного мешает. А не придет ли кто-нибудь в ближайшее время в просторную квартиру этого читателя и не скажет ли: что-то у вас, любезный, многовато жилплощади пропадает зряшно! Вот посудите сами: вы с женой да двое детей, а комнат, между тем, целых пять. Помещения-то, можно сказать, пустуют! А разве вы не знаете, что тысячи гастарбайтеров ютятся по нескольку человек в комнатенке?! Так что по всей справедливости завтра мы вас, уважаемый, уплотним. Фантастика? Да как сказать.

Тюменский муфтий Фатых Гарифуллин провозгласил, что на нынешний праздник Курбан-Байрам, 16 ноября, мусульман надлежит пустить для празднования в православные храмы. Логика весьма простая: по будним-де дням в них маловато прихожан. «Я еще раз говорю: может быть, не совсем это корректно, красиво и недипломатично, но, тем не менее, я хочу сказать: у вас 800 церквей, которые практически пустуют, а мусульмане стоят на улице мерзнут» [1].

Ну и чем, строго говоря, эта коллизия отличается от той, квартирной? У квартиры есть собственник, но и у храма он тоже есть. И логика строго та же: «Все отнять и поделить». Цитируемого персонажа, надеюсь, все узнали.

Нам к этой логике не привыкать стать. Китайцы давно уже переживают о том, что простаивает практически пустая Сибирь, за счет которой можно замечательно решить территориальные проблемы Китая, с уст отдельных западных политиков слетают высказывания о том, что Россия уж слишком эгоистически единолично владеет всякими полезными ископаемыми. Впрочем, не станем отвлекаться, воротимся к делам внутренним. Если они, конечно, взаправду внутренние, о чем речь пойдет ниже.

Хотелось бы счесть демарш муфтия экстравагантностью данного конкретного лица, но не вполне получается. Во-первых, лицо хоть и конкретное, а вполне официальное, а во-вторых, инициативу бойко поддержали московские единомышленники. (В приведенной цитате о восьмистах храмах речь, понятное дело, тоже не о Тюмени). А соответствующая петиция направлялась не кому-нибудь, а главе Русской православной церкви. Так что отнести всю коллизию к области курьезов и анекдотов не получается при всем желании.

При ближайшем рассмотрении обнаруживается ряд моментов, самое меньшее, интересных. Не станем здесь вдаваться в религиозные тонкости и много говорить о том, что на Курбан-Байрам режут баранов, между тем как в стенах православных храмов может совершаться лишь бескровная жертва, о том, что православие не приемлет экуменизма (в данном случае недопустимы ритуалы представителей иной веры там, где служится литургия), хотя обо всем этом муфтий Гарифуллин должен был бы быть осведомлен, выдвигая свои инициативы. Впрочем, несомненно, и был, но к этому мы опять же еще вернемся. Но помимо интересных лишь православной аудитории разговоров об экуменизме и бескровной жертве, есть то, что должно затрагивать уже все общество. Подчеркивая необходимость приспособить церкви для временных нужд мусульман, муфтий заявил, что «у мусульман запрещено идолопоклонство, нельзя обращаться к изображениям, к крестам», поэтому иконы в храмах, буде оные предоставлены, придется «завесить». Итак, словом «идолопоклонство» публично оскорблена титульная религия страны, патриотом коей муфтий себя, как выяснилось, позиционирует. Далее (и это прецедент) представитель другой религии впервые публично покушается на православные святыни не на нейтральной светской территории, а на православной. Момент весьма значимый.

Конечно, «завесить» - не значит разбить или сжечь, но так ведь и пустить гастарбайтеров жить в своей квартире не означает непременно их в ней прописать. Но расстояние от проживания до прописки укорачивается, укорачивается и расстояние от «завесить» до сжечь. Многоходовка видна взглядом невооруженным. Если «пустующий» храм все равно иногда предоставляется мусульманам, то отчего бы попросту не переделать его в мечеть?

Гарифуллин держится очень уверенно. Он знает о неприемлемости своей идеи для православных, но его это волнует весьма мало. Такая ходьба в чужой монастырь со своим уставом может проистекать только от немалой убежденности в том, что обломится не одно, так другое.

Кстати, о монастыре и уставе [2]. Опять же в нынешнем сентябре Гарифуллин высказался о том, что открытие новых православных монастырей должно быть оценено негативно.

Монастыри, оказывается, подрывают демографическую ситуацию в стране. (Неувязочка между тем: если монастыри наносят такой сокрушительный удар по демографии, каким же образом тогда «пустуют» церкви?) Но ходить в чужой монастырь со своим уставом, оказывается, хорошо и правильно, если хождение совершает представитель религиозного меньшинства.

Впрочем, меньшинства ли? Недавно поднятый (и уже весьма болезненно аукнувшийся) вопрос о строительстве новых мечетей в Москве ставит нас перед фактом, что тысячи мусульман вынуждены совершать намаз на улице. Однако, как справедливо заметил один священник, проверка документов показала бы, что большая часть религиозно неустроенных пребывает в столице временно. Добавлю - зачастую и незаконно.

Следовательно мы имеем в действительности дело не с неудобствами нынешнего населения Москвы, а с неудобствами ее, так сказать, будущего населения, если, конечно, такое будущее нас устраивает. И это первая причина, по которой вопрос о мечетях не является сугубо внутренней проблемой. Есть и вторая. С каждым днем все громче звучит мнение, что мечеть и медресе в Текстильщиках (против строительства которых так отчаянно протестуют сейчас местные жители) финансируются из-за рубежа. А из чужих пределов, как известно, ничто и никогда не проплачивается за красивые глаза. Какие цели может преследовать Саудовская Аравия [3], вмешиваясь в баланс российских межрелигиозных отношений и тем самым его расшатывая?

И как-то оно все плохо склеивается с патриотическими разглагольствованиями, на кои горазды некоторые желающие поделить площадь культовых «помещений» по справедливости.

Религиозный мир в стране необходим. Но призывы к нему не должны служить прикрытием процессов экспансии, закрывать глаза на которые по меньшей мере неблагоразумно.

http://www.expert.ru/columns/2010/09/29/hram?esr=6

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Чудинова
Без нового социализма нет победы и будущего
Народ России должен прозреть и сказать своё слово, выдвинув из глубин подлинно созидательную элиту, высказавшись за скорейшее построение нового социализма
02.11.2022
Закон Василисы
Миграция
27.02.2013
Зачем Тема рисует усы
Когда олигофрены рулят общественным мнением, это страшно. Социальная идиотия заразна, она передается не капельно, но виртуально
09.09.2012
Все статьи Елена Чудинова
Последние комментарии