itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Крест - словно крылья за спиной

0
237
Время на чтение 7 минут

Первое, что видишь, подходя к церкви Свв.апп. Петра и Павла в посёлке Сиверская, - крест. Не тот крест, что на куполе, а простой, деревянный, у обочины дороги, в том месте, где когда-то стояла колокольня Петропавловского храма.
Так в преддверии Крестопоклонной недели началась наша беседа с о.Сергием Ломакиным - о кресте.

- Мы поём на Крестопоклонной: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...» А вот будет ли правомерно сказать так: «Кресту своему поклоняемся...» То есть, поймите мою мысль, у каждого из нас есть свой крест, и надо носить его не просто как тяжкое бремя, а с любовью, даже с радостью, поклоняться в душе собственному кресту, как средству своего спасения. Что вы думаете об этом?

- Надо, наверное, быть осторожней со словом «радость»... Всё-таки следование за Христом - это не увеселительная прогулка. Любовь - так будет вернее. Когда говоришь современным людям, что вы-де должны нести крест, должны терпеть горести и страдания, должны исполнять заповеди, - так и чувствуешь их внутреннее отторжение. Умом люди соглашаются с тобой, а в сердце очень противятся. Особенно это относится к молодёжи - они просто не переваривают слово «долг», «должен»: «Мы никому ничего не должны!» Надо учитывать такое отношение и пытаться подходить с другой стороны. Крест - это не только бремя, это и помощь нам, грешным. Когда наша душа ничем не ограничена, не поставлена в жёсткие рамки, не пригнетена крестом к земле, то и развиваться толком она не может. Все заложенные в нас Богом таланты, все наши добрые качества, всё, что есть в нас хорошего, - без креста чахнет и безцельно расходуется. Это, может быть, парадоксально звучит, но это так, и подтверждения тому мы видим повсюду. Вот возьмите нашу недавнюю историю: на нас не давил долг исполнения заповедей Господних, но государственный контроль, цензура - как-то всё это сдерживало людей, и благодаря такому сдерживанию человек в той или иной мере оставался человеком. Теперь контроль ушёл, цензуру отменили - и что же? Человек воспрянул на свободе? Нет, ничего подобного, скорее наоборот. Так и иго Христово - оно действительное благо для наших душ, только под таким бременем душа и способна развиваться и свободно дышать, - и как же можно не любить за это свой крест? Да, не только терпение нужно, но и любовь.

- А вот о терпении... С одной стороны, нести крест следует безропотно и принимать всё, что ни пошлёт Господь. А с другой стороны, Церковь не запрещает уходить иной раз от страданий, обходить препятствия, лечиться от болезней. Как эти два положения совместить? Где тут средний, царский, путь?

- Конечно, вылечиться от болезни, если есть такая возможность, - что же тут греховного? Наоборот: грешно не лечиться - это уже почти к самоубийству приравнивается. Если уж ты выбрал христианский путь жизни, если ты взял крест, то трудности всегда найдутся. Надо их принимать и преодолевать - так и будет душа набираться сил. Греховно вот что: желание совсем, раз и навсегда вылечиться от всех недугов, убрать со своего пути все до единой трудности, жить беззаботно и безпечально. Это и невозможно, и вредно. Если хочешь лёгкой жизни, то так и скажи: «Господи, убери Своё бремя, не хочу я больше ни в церковь ходить, ни заповеди выполнять - ничего не хочу!» К сожалению, многие такой путь и выбирают. Смотришь порой монастырские фотографии начала 90-х годов - всё молодые лица, мальчики чуть ли не школьного возраста... Из них многие потом ушли из монастырей и из Церкви, и вообще неизвестно куда делись... Сбросили крест. Но не надо отчаиваться: может быть, когда-то - в зрелости или в старости - они этот крест снова поднимут.

- А ведь мы стремимся не только облегчить свой крест, но порой и утяжелить его. Бывает, нагрешишь, совесть мучает, и хочешь как-то наказать себя: то ли пост принять, то ли молитвенное правило увеличить... Разумно ли это?

- Это всё равно как если бы я, сидя за рулём, имел возможность проехать по хорошей дороге, но свернул бы на плохую: пусть я там намучаюсь, и перепачкаюсь, и машину разобью - но мне за это множество грехов простится. Как вы думаете, разумно ли такое предположение? Но действительно подобные идеи витают в воздухе. Вот, например, Великорецкий крестный ход. Поймите меня правильно: я ничего не хочу сказать против этой замечательной древней традиции. Но от участников его зачастую можно услышать такие слова: «Вот, мол, в этот раз дождя не было, жары не было, всё получилось легко, а значит, и толку от крестного хода нет. Вот если бы помесили грязь, да пожарились бы на солнце - вот тогда бы мы очистились!» Люди едут в Вятку, чтобы за участие в тяжёлом крестном ходе им простились какие-то грехи. А не разумнее ли будет дойти до ближайшей больницы и помочь там безпомощным людям: повыносить за ними горшки, покормить их с ложечки? Экзотики в этом поменьше, чем в Великорецком крестном ходе, - если вы едете туда за экзотикой, - а пользы, наверное, побольше.

И кроме того, надо верно рассчитывать свои силы: если человек работает и не имеет возможности прийти на праздник в церковь (а сейчас работодатели мало считаются с нуждами своих работников), то не стоит разрываться между двумя огнями. Примите необходимость оставаться на работе как возможность пострадать Христа ради. Это вас от Церкви не отлучит. Или бывает такое: кому-то здоровье не позволяет прийти в храм, а он всё равно идёт из последних сил, ублажая себя: вот, мол, какой я образцовый христианин - и не могу, а плетусь на службу... Что же из этого выходит? В храме у этого человека подскакивает давление, он теряет сознание, служба прерывается, вызывают «скорую»... Кому от этого стало лучше? Но ведь тебя же не просили брать крест выше сил: если болен, то помолись дома да постарайся в этот день не осуждать соседа - вот это будет праздник. Всё нужно делать с умом, с рассуждением и с помощью духовного отца.

- Так, значит, наказывать себя за грехи нельзя?

- Хорошо бы подобные шаги согласовывать с духовником, потому что когда духовная жизнь ведётся самостоятельно, по книгам, безконтрольно, то, как правило, результаты выходят плачевными. Какой-то контроль необходим, иначе человек может впасть в завышенную или заниженную самооценку... И наказание самого себя - оно тоже из области самоуправства. Есть церковные наказания, епитимии, которые накладывает священник, но за епитимии люди на батюшку обычно обижаются. Это почти во всех случаях верно: кто сам выбирает для себя наказание, тот не станет слушать священника. А самонаказания - это попросту вид мазохизма: человеку в радость собственные страдания.

- А вы назначаете епитимии своим прихожанам?

- Да... Но с большой осторожностью, конечно: люди очень обидчивы. Я беру самые лёгкие епитимии, сугубо касающиеся молитв и поклонов. Для кого-то прочесть утреннюю молитву - это уже наказание: как правило, утром всегда некогда, а встать на полчаса пораньше - это такая кара, что будь здоров.

- Многим, наверное, знакомо такое понятие, как «навязчивый грех»: привязалась к тебе какая-то гадость - и борешься с ней, борешься, а она всё возвращается, возвращается... Мучаешься, сил никаких нет! Так вот можно ли сказать, что склонность к этому греху дана тебе как крест?

- Нет, ни в коей мере. Грех - это наше, никем не посланное, не подаренное, в нашей собственной душе выращенное, нашим попустительством. У апостола Иакова сказано: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1,13). Не посылает Бог человеку никакой страсти. Грех - это всё результат нашего собственного выбора. Нет, крестом можно назвать только те трудности, которые мы встречаем, пытаясь жить по-христиански. А когда мы потворствуем своим слабостям или страдаем из-за собственного неразумия... Перепарился я в бане сдуру и страдаю теперь - это что, крестоношение? Вышел зимой без шапки, схватил менингит - это значит, крест на себя принял? Говорили мне, что нельзя грешить, а я согрешил и теперь расплачиваюсь - это, значит, бремя Христово на мне? Нет, разумеется, нет.

- Такой вопрос, батюшка: говорят, что Бог не даёт нам креста выше наших сил. Однако разве редко мы видим людей, которые сломались под своим крестом, у которых не хватило сил нести это бремя? Как такое объяснить?

- Я думаю, что если человек твёрдо идёт за Христом, то он никогда не сломается. И это не моё только убеждение, этому и Церковь учит. Ломается человек, когда начинает петлять на своём крестном пути: тогда для него всё теряет смысл, а крест превращается просто в груз непосильный. А ведь Господь - вспомним опять эти слова - говорит: «Иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф.11,30). Оно не может никого раздавить. Господь призывает: отложите свои попечения, а крест возьмите на себя и будете Моими учениками. Но человек порой пытается служить двум господам, и тогда происходит эта ломка, потому что такое раздвоение никому не по силам: нельзя и Христов крест нести, и всё успеть в этой жизни.

- Как вы думаете, для нынешних православных что более характерно: перегружать свой крест или пытаться его сбросить?

- Для нынешних православных характерен дух этакой сектантской замкнутости: вот здесь наш приход, здесь наши люди, здесь наши иконы - и всё это есть мерило церковной жизни. Если в каком-то храме иконы не так развешаны, поют не так, как мы привыкли, одеваются иначе, - значит, я туда ни ногой, там всё неправильно. Мы ищем душевного комфорта, привычной обстановки, приятного для нас круга общения. Церковная жизнь и превращается в какой-то кружок по интересам, «для тех, кому за 30»... И молиться-то в таком кружке многим скучно бывает, а потому зачастую люди стараются найти себе дополнительные занятия: что-то строить, куда-то ехать... Между прочим, такая позиция очень далека от крестоношения. Крестоношение предполагает готовность к покаянию, к перемене мысли, к перемене образа жизни... И если ты чувствуешь, что достиг некоего душевного комфорта, знай: это ненормально, надо что-то менять. Слава Богу, что Церковь несколько раз в году выносит на середину храма Крест, чтобы мы увидели Господа Распятого и поняли, что пора просыпаться, пора и свой крест взваливать себе на плечи и следовать за Христом на Голгофу, чтобы, умерев вместе с Ним, вместе с Ним и воскреснуть душой.

http://www.pravpiter.ru/gorn/n037/ta004.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Ломакин
Все статьи Священник Сергий Ломакин
Последние комментарии