itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Предвкушение Царствия Небесного

Беседа с митрополитом Молдовы и Буковины Феофаном (Саву)

0
168
Время на чтение 7 минут
Митрополия Молдовы и Буковины очень много значит для Румынской Православной Церкви. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что предыдущий патриарх Румынский Феоктист († 2007) и нынешний предстоятель Румынской Церкви патриарх Даниил возглавляли эту митрополию. Эта митрополия, пожалуй, и самая монашеская в Румынской Церкви. Здесь находятся важные монастыри, возникшие в XV-XVI веках; здесь подвизался преподобный Паисий Величковский. Три года назад митрополию возглавил митрополит Феофан (Саву), которого лучше всего, наверное, характеризует такая подробность его биографии: из шести братьев и сестер владыки трое, как и он, выбрали монашеский путь. О румынском монашестве, о его значении для страны и общества - беседа с митрополитом Молдовы и Буковины Феофаном (Саву).

* * *

- Владыка, сколько сейчас монастырей в Румынии и каково значение монашеской жизни?

- 420 монастырей. Это и небольшие скиты, в которых подвизаются не более семи монахов, и большие обители, где 300-400 насельников. Всего монашествующих в Румынии около 9 тысяч.

В Румынии монашество, как и везде, дает возможность пройти по одному из тех двух путей, которыми человек может достичь Царствия Небесного (второй путь - благочестивая жизнь в миру воцерковленного христианина). Господь оставил людям монашество, чтобы еще в этом мире можно было в видимой форме предвкусить небесную жизнь.

- Известно, что при коммунистическом режиме монашество в Румынии притеснялось.

- Положение монашества в отрезок времени между 1945 и 1990 годами несколько раз менялось. Можно говорить о трех периодах. Первый - это годы 1945-1959. Тогда сложилась парадоксальная ситуация, ибо в монастыри приходило много желающих подвизаться на монашеском поприще, число монахов и монахинь вроде бы увеличивалось, но при этом власти начали репрессии против верующих, и многие монашествующие, как и приходские священники, были брошены в темницы.

В 1959 году приблизительно 200 монастырей были закрыты, а из тех, что остались, была изгнана большая часть монахов, причем преимущественно молодых. С этого года берет отсчет второй период, который продлился до 1964 года. Это был самый болезненный период монашеской истории коммунистического времени.

С 1964 по 1990 год наблюдалось послабление гонений на монашество. В это время были заново открыты некоторые монастыри, в них вернулась часть изгнанных монахов, кое-кого выпустили из тюрем.

- Удалось сохранить монашеские традиции?

- В монастырской жизни, как и в приходской, у нас всегда сохранялась преемственность. Приходских церквей было закрыто мало. И в каждом населенном пункте был священник, поэтому не было проблем с духовенством, которое крестило, венчало и отпевало народ.

В 1990 году в Румынии редко где можно было встретить некрещеного человека. В то же время давление коммунистического режима на Церковь всегда присутствовало. Было очень тяжело получить разрешение на строительство храмов. Правда, несмотря на это, Церкви удалось построить около 700 храмов. Издавались православные книги, но очень маленькими тиражами, которые не могли удовлетворить существовавшего спроса. Были богословские школы: два факультета в университетах и шесть семинарий. Но число выпускников этих духовных школ не удовлетворяло потребность Церкви в священниках. Церковь имела возможность свободно служить литургию, но было тяжело проповедовать Евангелие в школах, армии, тюрьмах; приходилось это делать тайно, скрыто.

Но, слава Богу, самое главное удалось сохранить: храмы были открыты, священники служили литургию, крестили, исповедовали, венчали и отпевали. Мы всегда имели помощь Божию.

- Сегодня в румынских монастырях можно увидеть очень много молодых, образованных и в принципе состоявшихся как личности людей. Чем их привлекает монашество?

- На самом деле не достаточно много, чтобы пополнить необходимое для миссионерских нужд число. За последнее время возросло количество новых монастырей, а число поступивших в них уменьшилось.

Что приводит в монашество молодых людей? Те, кто выбирают путь монашеской жизни, в первую очередь следуют внутреннему призыву полностью посвятить себя Господу. Точно такие же мотивы и у идущих в монастырь в России и в других странах. Это во-первых. Во-вторых, наша традиция старчества. У нас много удивительных подвижников, слова и жизненный пример которых влекут в монашество тех, кто их слышал и видел. И в-третьих, в Румынии существует многовековая традиция присутствия монашества в духовной, культурной и воспитательной сторонах жизни общества. Монастыри внесли огромный вклад в развитие румынского общества, и потому это очень естественно, что в стране, где живет 20 миллионов православных людей, имеется несколько тысяч человек, которые избрали для себя монашеский путь, чтобы посвятить свою жизнь всецело Богу.

- Какую роль играют монастыри в сегодняшней Румынии?

- Не думаю, что эта роль сильно отличается от той, которую монастыри играли всегда. Монашество - это предвкушение Царствия Небесного в этой жизни. Монашество дает отчасти образ небесной жизни.

В то же время монастырь - это место, куда отовсюду стекаются православные; здесь они могут собраться единым умом и единой душой на несколько часов или несколько дней и потом, наполненные монастырским светом и молитвой, вернуться в мир, в семьи, чтобы с новыми силами нести по дороге жизни свой крест.

У некоторых обителей есть особые функции: они издают книги, содержат семинарии и духовные училища для молодых монахов и монахинь, в той или иной форме несут социальное служение. Но таких монастырей мало, потому что главное, что ждут люди от монастырей, - это молитвенная помощь, живой пример жизни во Христе и проповедь слова Божия.

Именно поэтому вся работа Церкви по социальным, культурным и образовательным программам, как правило, ведется священниками, при епархиальных управлениях.

- Монашество откликается на социальные проблемы современной жизни?

- Мы не думаем, что монахи и монахини должны как-то непосредственно участвовать в решении этих проблем. Они должны молиться за весь мир, в том числе и о людях, у которых возникают такие проблемы. Точку зрения и позицию Румынской Церкви на такие проблемы озвучивают иерархи и богословские школы.

Конечно, есть монастыри, которые как-то откликаются на эти вызовы, что-то предпринимают. И это их участие помогает Церкви в ее брани против этих негативных социальных явлений, потому что в ситуации, когда церковная иерархия не высказывает своего отношения к какому-то вызову, возникают проблемы.

Есть и монахи, которые, например, занимаются тюремным окормлением, работой с армией, но это особые случаи. В основном же такая деятельность осуществляется через приходы или специальные церковные структуры.

- Вы учились в Европе, получили хорошее образование. Как это помогает в вашей деятельности по управлению митрополией?

- Если ты познаешь другую реальность, кроме той, в которой родился (это касается как Церкви, так и общества), то это просто замечательно. В архиерейском служении это очень помогает, потому что, зная традиции и обычаи других Церквей, других народов, ты лучше понимаешь свою Церковь, свой народ. Европейское образование позволяет хорошо знать и понимать, что сегодня необходимо Церкви для наилучшей реализации ее миссионерской деятельности. Румыния является членом Евросоюза. И понимание того контекста, в котором ты находишься, позволяет сильнее и надежнее защищать себя от навязывания тех ценностей, которые противоречат Евангелию. В то же время знакомство с полезным опытом других дает возможность использовать его и в своей практике.

- В коммунистическое время румынская молодежь была искушаема атеизмом, который предлагал забыть Бога ради социальной справедливости. Сейчас перед христианскими народами, живущими в бывших соцстранах, стоит новое искушение: предлагается хорошо устроенная в материальном плане жизнь, но в обмен, порой, на еще большее отступление от Христа. Стоит ли перед румынской молодежью искушение богатством, комфортом, возможностью какой угодно самореализации?

- Это искушение стояло перед Церковью Христовой еще с ее основания. Были времена особо тяжелые, были и полегче. Сейчас наибольшая опасность в том, что грань между добром и злом, между нормальным и ненормальным становится все более невидимой. И молодому человеку разобраться с этим в одиночку очень тяжело. Грехи были всегда, но раньше их осознавали и те, кто их совершал. В последние десятки лет к грехам стали относиться по-другому. Добро смешалось со злом, и людям стало сложно отделять их друг от друга. Я вижу, как трудно молодым найти себя, свой путь. Другое большое современное искушение - релятивизация евангельских ценностей и слов Христа. И получается, что ты можешь считать себя христианином, но жить совершенно не по Евангелию. Раньше это было невозможно; повторюсь: была видна грань между добром и злом. Поэтому тот современный молодой человек, который смог решить для себя эти проблемы, имеет перед Богом большее достоинство, чем тот, который находил свой путь к Богу тоже в тяжелое, но более понятное и ясное время. Было бы идеально, если бы больше молодых умели пользоваться достижениями и успехами экономики и прогресса, но при этом оставались в лоне Церкви. Мы имеем в истории примеры людей, которые были обеспечены, оставаясь при этом очень близкими к Богу: это Авраам, Иов, царь Давид... Идеал не в том, чтобы, живя в современном обществе - я говорю о семейной жизни, а не о монашеской, - совсем отказаться от материального достатка и вести христианскую жизнь, а в том, чтобы быть подлинным христианином даже если ты бизнесмен, профессор, военный или политик.

- Румынские политики - верующие люди?

- Присутствие политиков в приходском храме или монастыре в будничный день или праздник - обычное дело. Президент Румынии, принося присягу, клянется на Библии. Когда нынешний президент Траян Бэсеску был избран на свой первый срок, то на церемонию инаугурации он пригласил патриарха Феоктиста. На его второй президентской инаугурации присутствовал патриарх Даниил, отслуживший молебен в сослужении иерархов и благословивший президента служить на благо общества.

- Оказывает ли государство помощь монастырям?

- Есть несколько видов помощи. Так, была возвращеначасть конфискованного коммунистами у Церкви имущества. Оказывается помощь при реконструкции монастырей и храмов и постройке новых церквей и церковных зданий. Правда, сейчас, когда из-за мирового кризиса у государства появились экономические проблемы, размер такой поддержки уменьшился.

Кроме того, монашеские семинарии включены в систему государственного образования, соответственно зарплату преподавателям и стипендии учащимся платит государство. Также государство платит зарплату тем священникам и учителям, которые преподают закон Божий в школах. Еще в Румынии монахи получают небольшие пособия, которые монастыри используют для своих нужд.

- Владыка, в заключение нашего разговора, что бы вы хотели пожелать русским читателям?

- Воцерковленные пусть еще больше углубятся в жизнь во Христе для стяжания Духа Святаго. А тем, которые еще не в Церкви, желаю помощи Господа открыть путь к Нему, чтобы иметь подлинную земную жизнь и получить благословение быть в Царствии Божием на вечную жизнь.

http://www.pravoslavie.ru/guest/39328.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04