Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Под покровом таланта

Валерий  Ганичев, Русское Воскресение

22.09.2010


К 90-летию С.Ф. Бондарчука …

На съезде писателей России в 1994 году я сказал, что нам очень повезло, ибо мы были современниками и жили под их духовным покровом национальных гениев Михаила Александровича Шолохова, Георгия Васильевича Свиридова и Сергея Федоровича Бондарчука. Да ведь «Тихий Дон» для нас был книгой века, книгой познания жизни, постижения литературного мастерства, кладезем народного языка. Музыка Свиридова не разрушала внутреннее состояние, а соединяла с гармонией, раскрывала Божественное предназначение человека. И, конечно, «Война и мир» Бондарчука потрясала масштабом, широтой охвата и человеческими чувствами.

Казалось, нет предела их талантам. Мы ощущали, что они гении, но по природной стеснительности россиян в глаза им это не говорили, и наши отношения (и мои тоже) были как радостные отношения младших к старшим и опытным братьям, достигшим вершин. Это позднее, когда они ушли от нас, стала ясна вся недостижимость не только их талантов, но и их личностей.

Бог одарил Россию, наверное, за наши страдания, за упорство в отстаивании своей Родины, за преодоление безбожия. А их творчество спаялось, возвышало друг друга и являло великую русскую классику. Социально-человеческая панорама «Тихого Дона» и историко-философская кинокартина «Войны и мира» сплетались корнями мировоззрения, духовными и душевными исканиями и драмами так непохожих героев XIX и XX веков. Они жестко показывали неумолимые и беспощадные силы истории и невиданную стойкость русского человека в их преодолении.

Трудно себе представить другого артиста в роли солдата Соколова в «Судьбе человека», чем Сергей Бондарчук. Как бы не издевался рой нынешних кино- и социальных аналитиков, критикуя светское кино, но их нынешним адептам ничего равного «Войне и миру» С.Ф. Бондарчука создать не удалось.

Михаил Александрович рассказывал мне, как еще в 1942 году в разговоре со Сталиным вырисовывалась идея создания большого романа о Великой Отечественной войне. Именно Бондарчук был готов духовно и профессионально снять фильм «Они сражались за Родину». Без триумфального пафоса, без клюквы идеологических установок, без мании о победных штрафных батальонах и глубинных стратегических замыслах командующих всех рангов. Нет, это была война внизу, в окопе, в атаке, в прорыве, в отступлении, в неимоверной, нечеловеческой стойкости, в том великом солдатском фронтовом братстве, выше которого, может быть, и не было уровня для спасения народа и страны.

Сергей Федорович сумел соединить великие таланты России на великом художественном полотне картины, дать им абсолютно точные роли, зажечь их, проявить их. Это уже талант великого режиссера - Мастера и великого патриота.

Помню, как за десять или чуть больше дней до кончины пришел ко мне в «Молодую гвардию» Василий Шукшин. Он весь был наполнен какой-то необычайно живительной энергией. От фильма, от встреч с Шолоховым («Я-то в московских салонах понаслушался: Шолохов необразованный парень, написать «Тихий Дон, конечно, не мог... А побеседовал, понял: Шолохов мудрец. Ладонь ко лбу приставит, вдаль смотрит и многое видит... Мудрец. А у Бондарчука я многому научился, как панораму снимать и человека в ней, - Шукшин вздохнул и говорит: - Но вот Шолохов говорит, что на двух лошадях сразу не усидишь. Я ведь тебе заявку принес, заявку на книгу «Ванька, не зевай». О том, чтобы не отрывался деревенский парень от земли, от деревни, от говора, от песни, уезжая в город, а то превратится в приблатненного, бескультурного полубомжа, лишенного всяких глубинных корней».

После встреч с Шолоховым и Бондарчуком, он как-то весь был наполнен энергией и планами. Так эти два гиганта действительно представляли мощные очаги национального духа и культуры. С Сергеем Федоровичем я встречался не раз на разных съездах, приемах, в дружеском застолье. С ним всегда было интересно и весело, ибо был слегка ироничен и наполнен массой веселых и курьезных случаев. Помню, когда в 1988 году мы летели из США в самолете «народной дипломатии» Комитета мира, то в середине самолета, где сидели Бондарчук, Лановой и Матвеев, раздавались взрывы хохота, исходящие от соседей, хотя глаза у всех троих были какие-то печальные, встревоженные. Что там, впереди?

А впереди были нелегкие и драматические времена. Но, пройдя сквозь эти годы, Сергей Федорович остался тем богатырем русского духа, той вершиной, по которой меряют всю горную гряду нашей культуры.

Валерий Ганичев

http://www.voskres.ru/literature/library/ganichev.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме