Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Феликсстоуская икона Пресвятой Богородицы

Протоиерей  Андрей  Филлипс, Православие.Ru

22.09.2010

Пресвятая Богородица и Ее иконы

Душное и жаркое августовское утро 1976 года в Екатеринодаре, на юге России. С рынка доносится гул голосов торговцев: цыган, грузин и русских. Мы в гостях у священника, разговариваем очень тихо, потому что за «антисоветскую» деятельность нашего хозяина могут отправить в ссылку или даже арестовать: он рассказывает иностранцу о православной вере, о жестоких гонениях на Русскую Церковь, об условиях жизни общины и о многом другом. Вот что говорил тогда один из ученейших русских священников, доктор наук, отец Л.: «Всякое богословие - от Святого Духа, потому оно мистическое, оно за рамками человеческого рассудка. Если богословие не мистическое, тогда это просто научное размышление, беззаботное развлечение человеческого ума».

Весна 1979 года. Моя маленькая квартира на третьем этаже в пригороде Салоник. «Что такое мариология?» - спрашивает мой друг-киприот, студент Богословской школы в Салониках. Я отвечаю ему, что этим словом римо-католики называют учение о Божией Матери. «А мы, греки, - отвечает он, имея в виду «мы, православные», - сказали бы: теотокология. На самом деле это слово тоже не годится, ибо оно означает лишь часть учения о воплощении. Правильнее было бы сказать: догматика, догматическое богословие, поскольку учение о Богородице не является отдельным учением, ибо Ее роль связана с ролью Ее Сына».

Два утверждения, произнесенные в разных частях православного мира: одно - в условиях гонений, второе - при полной свободе. И оба они связаны с тем фактом, что православный календарь свидетельствует о почитании более 600 икон Пресвятой Богородицы. Ибо у православных по всему миру всегда была тяга «ходить в паломничества» (как верно заметил Дж. Чосер). Иными словами, люди любят посещать святые места, связанные с Божией Матерью и святыми угодниками. В одних местах действием Святого Духа существует особое присутствие Богородицы; другие места связаны с той или иной Ее добродетелью, и в каждом случае таинственным образом действует благодать Святого Духа. Так, есть иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», «Утоли моя печали», «Всех скорбящих Радость», «Державная», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Нечаянная Радость». Через каждую из этих икон Богоматерь помогает в отдельных, особенных обстоятельствах.

И еще одно стремление всегда живет в сердцах православных - «поселить» Божию Матерь ближе к себе, «воплотить» ее, чтобы Она всегда была рядом. Поэтому в православных странах существуют сотни икон Богородицы, связанных с теми или иными местами, например Владимирская, Донская, Испанская, Венская, Тиносская (от названия острова Тинос в Эгейском море), Харбинская (от города Харбин в Китае), Иерусалимская, Казанская, Курская, Леснинская. В недавние годы стараниями отца Давида из Уолсинхема появились Уолсинхемская и Гластонберийская иконы Божией Матери; и уже в наши дни по молитвам многих чад Церкви возродилась и Феликсстоуская икона Божией Матери.

Кто же первым сказал: «Пронесите Мое благословение через море, принесите его на Запад», - великий ирландский святой Колумба († 597) или его «Госпожа и Владычица», то есть Пресвятая Богородица? Мы можем только догадываться, но как бы то ни было, благословение Царицы Небесной вновь пересекло море и достигло нас. Что же это за икона Пресвятой Богородицы - Феликсстоуская, празднование которой 8/21 сентября?

Предыстория

В истории Англии было время, когда эта страна была известна как «приданое Марии» и «остров Марии». К началу XI века Англия оставалась единственной страной Западной Европы, где почитание Богородицы было повсеместным. К концу I тысячелетия в каждом районе Англии можно было найти святыни, связанные с Божией Матерью[1]. Так, монастыри, храмы и другие святыни, посвященные Богородице, о которых мы точно знаем, находились в следующих местах: в Гластонбери (с 540 г.), Ившеме (с 702 г.)[2], Тьюксбери (с 715 г.), Кентербери (с 866 г.), Уиллздене (с 939 г.)[3], Абингдоне (до 955 г.), Эли (с 1020 г.), Ковентри (с 1043 г.), Йорке (с 1050 г.) и Уолсинхеме (с 1061 г.). Именно Англия первой после Константинополя ввела у себя праздник Успения Богородицы[4]. Несомненно, было много и других храмов и святых изображений Пресвятой Богородицы. Об одних мы не знаем ничего, а о существовании других узнаем из более поздних источников, относящихся к XII и XIII векам. Это не удивительно, так как после великой схизмы 1054 года, когда большая часть Западной Европы перешла под власть папы, почитание Божией Матери продолжалось. Однако это почитание уже было своеобразным: например, большинство икон заменили на статуи, о которых православный мир ранее не знал ни на Востоке, ни на Западе. Этим статуям тоже давали различные имена, связанные с местами и добродетелями, например: «Богородица райских врат» (дословно «Наша Госпожа райских врат») (Сомерс-Таун, Лондон), «Богородица скалы» (Нарсборо), «Богородица, Мать милосердия» (Йорк), «Богородица благодати» (Ипсвич). В этих названиях все еще видна практика православных Церквей, особенно Русской, в которой до революции существовало более 600 названий икон Божией Матери, а Россия была известна как дом Пресвятой Богородицы.

Особый интерес для нас представляет «Богородица благодати» из Ипсвича.

Связь с Саффолком

Саффолк в раннем средневековье славился своим благочестием. Датчане, завоевавшие в IX веке большую часть Англии, в том числе и Саффолк (убив его святого короля Эдмунда († 869), обнаружили в этой области столько храмов и часовен, что назвали Саффолк «selig Suffolk», то есть «святой Саффолк». Мы знаем как минимум о 16 святых местах Саффолка, связанных с Божией Матерью. Это Бекклс, Чевингтон, Ай, Ипсвич, Иксуорт, Мелфорд, Милденхолл, Мадфорд, Нортон, Сток-Бай-Клэр, Стоумаркет, Садбери, Тетфорд, Уэстон, Вудбридж и Вулпит. Возможно, святых мест было больше, но о них не сохранилось письменных свидетельств. В конце XII века величайшей национальной святыней почиталось изображение Божией Матери, хранившееся в Уолсинхемском монастыре (графство Норфолк). На втором месте по значимости была «Богородица благодати» из Ипсвича.

Археологические изыскания последних десятилетий подтвердили: Ипсвич был основан в VI веке, когда предки современных англичан приплыли в Британию по Северному морю из северной Германии и южной Дании. Конечно, и до этого на южном и восточном побережьях существовали небольшие поселения и деревушки, но Ипсвич, несомненно, является старейшим английским городом. Известный своими портом и рынком, промышленностью и торговлей, Ипсвич особенно прославился своими гончарными изделиями. Окруженный стенами для защиты от датчан, он в раннем средневековье был городом-крепостью с четырьмя воротами и до Реформации имел 39 древних церквей и монастырей. Главными городскими воротами были западные, от которых шел - и сейчас еще идет - Богородский переулок (Lady Lane), где стояла часовня (она давно уже разрушена) в честь Ипсвичского образа Богоматери. В документах за 1297 год эта часовня упоминается как «одна из самых значительных в ранний период нашей истории». Здесь же местное население, начиная примерно с 1152 года (или даже раньше), почитало и статую Божией Матери.

Все сохранившиеся письменные источники свидетельствуют о славе святого изображения Богородицы, от которого произошло множество исцелений и других чудес. Изображение Пресвятой Девы, известное как «Богородица Ипсвичская», почиталось многими паломниками. «Прославленное изображение Пресвятой Девы в древние времена прославило и святой град Ипсвич, ибо источало многие исцеления благодатью Божией». Сохранились описания цветов и красок этого изображения - голубой и темно-розовый, a также описания складок одежд Пресвятой Девы.

В Ипсвич приезжали и короли. Сохранилось несколько описаний таких паломничеств. Так, дочь короля Эдуарда I Елизавета (1282-1316) в часовне Богородицы в Ипсвиче в 1297 году обвенчалась с графом Голландским Джоном; дочь Генриха IV Бланш (1392-1409) совершила сюда паломничество, как и Генрих VIII и его супруга Екатерина Арагонская в начале XVI века. Возможно, «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера были написаны под впечатлением паломнических поездок к ипсвичской святыне, так как «отец английской поэзии» был сыном виноторговца из Ипсвича. Точно известно, что духовник и главный советник Генриха VIII, многолетний канцлер английского государства, архиепископ Йоркский, кардинал Томас Уолси (1471-1530), пользовавшийся недоброй славой из-за того, что нажил себе огромное состояние и имел незаконнорожденных детей, учредил ежегодные крестные ходы в Ипсвич 7 сентября, накануне праздника Рождества Богородицы. А в совсем недавнее время «Ипсвичский союз в честь Богородицы» («Guild of Our Lady of Ipswich») возродил ежегодные пешие паломничества к месту святыни Ипсвича в ближайшее воскресенье перед 7 сентября.

Все это может показаться не более чем интересными фактами истории. Однако «Ипсвичская Богородица» имеет особое значение для современных православных христиан Англии. В отличие от всех остальных святынь, связанных с Богородицей, статуя «Богородица благодати» пережила кровавую Реформацию и дожила до наших дней. В самый разгар Реформации, в июле 1538 года, статую вынесли из ипсвичской часовни и собрались было на корабле доставить в Лондон, чтобы там предать огню вместе со многими другими изображениями и мощами святых. В сентябре того же года Томас Кромвель выполнил приказ Генриха VIII «уничтожить папские идолы» на огромном костре - тогда погибли статуи Богородицы из Уолсинхема и Уиллздена. Есть масса преданий и документов, свидетельствующих о том, что, несмотря на все старания жестоких борцов со святыми изображениями, статуя Богородицы из Ипсвича осталась целой и невредимой.

Связь с Италией

На западном побережье Италии, на полпути между Римом и Неаполем, рядом с городом Анцио, где в 1943-1944 годы погибло 11 тысяч солдат Англии и других союзных стран, расположен маленький приморский городок Неттуно. В главной церкви города - величественной базилике - на самом почетном месте стоит статуя «Богородица благодати». Согласно давнему преданию, до сих пор хранимому горожанами, эту статую сюда привезли моряки из английского города Ипсвич. Они спасли ее от уничтожения в огне. Местные жители называют ее «Английская Богородица». И это не просто «народное предание», поскольку ему не одна сотня лет и опирается оно в том числе и на английские и итальянские письменные источники. Из них мы узнаем, что в начале XVI века в Неттуно не было статуи Богородицы, а документ 1718 года, основанный на более ранних записях, гласит, что статуя Богородицы в Неттуно родом из малоизвестного тогда в Италии английского города Ипсвич. Согласно этому документу, в 1550 году корабль, плывший из портового города Ипсвич в Неаполь, остановился в Неттуно, чтобы переждать ужасный шторм. Моряки подарили статую горожанам в благодарность за спасение, и жители Неттуно поставили святыню в расположенную на берегу церковь, престол которой освящен в честь Благовещения. Сведения этой рукописи подкрепляются и устной традицией, которая связывает статую с английским Ипсвичем. К тому же саму святыню именуют «Nostra Signora delle Grazie», то есть «Богородица благодати» («Our Lady of Grace»; заметим, что Англии свойственно особо трепетное обращение к Богородице - «наша Госпожа»).

Научный анализ тонкого среза деревянного основания статуи показал, что оно имеет высокое содержание соли, а значит, на него попадала морская вода. Даже то, что статуя сделана из дуба (а это исконно английская традиция, которую не заглушили ни насильственный переход в католицизм, ни Реформация), свидетельствует о ее английском происхождении. Младенец-Христос сидит на правом колене Пречистой Девы, что можно было встретить в то время, за редким исключением, только в Англии. (На континенте Младенца-Христа принято было изображать сидящим на левом колене Его Матери.) Несмотря на то, что статую перекрашивали и «восстанавливали»[5] в 1594, 1650 и 1959 годах, эксперты признают, что она даже сейчас вполне соответствует английским канонам XIII века. А в 1959 году на статуе была обнаружена средневековая надпись на английском языке: «Ты, благодатная».

Вывод православных англичан

Специалист по средневековым статуям Пресвятой Девы, рассмотревший фотографии статуи, сделанные до недавних реставрационных работ, предположил, как первоначально выглядела «Мадонна». После «реставрации» 1550 года Младенец-Христос был помещен в наклонное положение, Богородица водворена на трон, головной убор с Нее был снят, а лица переделаны в католическом итальянском стиле. В 1998 году замечательный православный иконописец с мировым именем иерей Феодор Юревич (клирик храма Русской Зарубежной Церкви в честь Рождества Христова в городе Ири, штат Пенсильвания, США) был приглашен написать новую икону Богоматери - Феликсстоускую - для приморского городка Феликсстоу в графстве Саффолк. Икона была выполнена в соответствии с теми описаниями первоначального Ипсвичского образа Богородицы, издавна почитаемого в этих краях, которые дали православные эксперты. Это не просто новая икона, соответствующая всем православным канонам; она верна самым консервативным исконно английским традициям православной иконографии, выжившим вместе с Ипсвичским образом Богоматери.

Мы верим, что эта икона станет началом новой православной жизни древнего образа, издавна почитаемого в Ипсвиче, в «святом Саффолке». Именно эту новую икону сегодня почитают православные жители Саффолка и прихожане православной церкви во имя святых Феликса и Эдмунда в Феликсстоу[6]. Недавно был составлен акафист, читаемый перед иконой Пресвятой Богородицы «Феликсстоуская». Таким образом, таинственное благословение Божией Матери возвращается в Англию из приморского городка Италии в приморский городок Англии: история прошла полный цикл, а все ошибки истории исправлены. Да станет эта часть Саффолка снова местом паломничества во славу «нашей Госпожи», Чья святыня сегодня восстановлена!

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Тропарь Феликсстоуской иконе Пресвятой Богородицы, глас 2:

О Мария, Матерь Света и Матерь нашего Господа,
Твое имя снова чтится на восточных берегах Англии.
И к Тебе мы сегодня вопием:
моли Сына Твоего и Бога нашего
о возрождении здесь веры православной,
о прогнании всех врагов Христовых
и о том, чтобы все народы этого острова
вновь в истине поклонялись Пресвятой Троице!

Кондак, глас 2:

В древние времена Твой святой образ почитался на святой земле Саффолка,
о, Пречистая Богородица и Матерь Господа!
Затем, во времена мрака и нечестия,
Твой образ провезли через море в другую страну.
А ныне, когда Твоя икона снова чтится
во граде раба Твоего святого Феликса,
моли о нас Своего Сына, Бога и Спаса нашего! 

Перевёл с английского Дмитрий ЛапаOrthodox England. Vol. 5. № 2.


[1] Многому из того, что следует далее, я обязан работе Стенли Смита «The Madonna of Ipswich» (Ипсвич, 1980).

[2] Свое название городок Ившем графства Вустершир получил от имени пастуха Иова, которому в 702 году на этом месте в славном видении явилась Божия Матерь. Здесь святителем Эгвином Вустерским вскоре был построен большой монастырь.

[3] Сегодня совсем рядом, в Брондсбери Парк, находится женский православный Благовещенский монастырь.

[4] См. замечательное исследование Мэри Клейтон «The Cult of the Virgin Mary in Anglo-Saxon England» (Cambridge Studies in Anglo-Saxon England. № 2).

[5] Существуют еще несколько других православных икон, восстановленных с католических и переписанных, самой известной из которых является польская Ченстоховская икона Богоматери.

[6] В конце ноября 2008 года этот приход переехал в храм святителя Иоанна Шанхайского в Колчестере, графство Эссекс.

http://www.pravoslavie.ru/put/39221.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме