Учиться

0
79
Время на чтение 4 минуты

Мне очень хочется видеть Церковь сильной. Сильная Она в моем понимании, когда Она «грозна, как полки со знаменами» (П. Песней 6:4) для врагов спасения; ласкова, как кормилица, для младенцев в вере; вообще же мудра, как Невеста Слова. Церковь по сути таковой и является, и нужно иметь глаза, чтобы это видеть. Ведь «у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме» (Еккл. 2:14) Но красота и мудрость, праведность и благодатность Церкви Христовой по-разному проявляются в Церквах поместных. На некоторых Церквах в некоторые периоды истории все это становится очевидным. Чаще же всего о святости Церкви приходится спорить, выискивая аргументы (ибо они не всем явны) и отражая нападки (ибо пища для нападок у всех перед глазами). Говоря о желании видеть Церковь сильной, я имею в виду Церковь Русскую. К Ней я принадлежу и других поместных Церквей толком не знаю.

Из того, что я знаю в нашем народном и церковном характере (и тот, и другой нередко совпадают) в глаза бросается некая самоуверенность и преждевременная убежденность в самодостаточности. Может быть я сложно выразился, но что поделаешь. Иногда сложные понятия объясняются на пальцах, а иногда очевидные факты получают имя через сложноподчиненные предложения. Скажем проще. Мы не очень любим учиться. А учиться мы не любим оттого, что не очень верим, что у кого-то чему-то можно научиться. Те «макаронники», те в чулках ходят, а о тех вообще говорить не хочется. Тьфу да и только. Разве можно у них чему-то учиться, окромя срамоты?

Такой взгляд на жизнь долго был нашей визитной карточкой. Не исчез он из состава нашей крови и поныне.

Между тем любой Левша, любящий Отечество и умирающий в бреду на казенной койке, и сегодня будет шептать о секретах, высмотренных за морями. «Передайте Государю Императору, что англичанин кирпичом ружья не чистит!» Стоит прислушаться, присмотреться и результат не замедлит явиться.

Вот итальянские католики организовали как-то для журналистов светских СМИ путешествие по монастырям Италии. Оплатили транспорт и проживание, обеспечили культурную программу. Потратились, конечно. Но зато теперь, когда в светских СМИ появится информация о Церкви, в ней будет гораздо меньше предвзятости, насмешек, злобы и ошибок, проистекающих из невежества. Образованный человек ведь, что у них, что у нас, нередко ужасающе дик в вопросах религиозных и религиозно-культурных. А теперь вопрос. Можно ли нам перенимать подобный опыт или грешно у католиков учиться? Как для кого, не знаю, а для меня ответ очевиден. Очевидно и то, что список подобных примеров, достойных подражания, может быть продолжен.

Есть страх потерять себя. Есть опасность влюбиться в «прекрасное далеко» и стать этакой смесью прелюбодея и предателя. Но если в результате перенимания чужого положительного опыта ты изменил веру, язык, обычаи, то одно из двух: либо твоя вера была не от Истины, либо ты не имел мало-мальски глубокого опыта проникновения в свою веру. Что касается Православия, то оно истинно. Ему можно изменить, лишь не зная его. Для того же, чтобы ради православия потрудиться, лишних знаний быть не может.

Перед нами стоит задача перенимать опыт в области техники и методологии. По сути, нужно делать то, чем в бизнесе и промышленности занят последние десятилетия весь проснувшийся необъятный Восток. Восток перенимает западный опыт, западные технологии, не изменяя себе, не совершая предательства по отношению к своей идентичности. Если мы действительно азиаты, как нас уничижительно называют многие, почему бы нам в духе творческой свободы не перенимать западный опыт в религиозной области тоже?

Был такой монах-католик по имени Максимилиан Кольбе. Живя в первой половине 20-го века в Европе, этот монах был последовательным противником всех «измов»: коммунизма, национализма, фашизма, а вместе с ними и масонства. Что же он предлагал взамен? Он предлагал Церкви активнейшим образом присутствовать в тех сферах жизни, где (внимание!) формируется общественное мнение и воспитывается юношество. Газеты, журналы, радио, школа и институт для него были главными точками приложения интеллектуальных и нравственных усилий.

Эту благую мысль он не оставил жить в бестелесной сфере чистых идей. Эту мысль он последовательно воплощал. Издавал газеты и организовывал работу профильных радиостанций. В монастырях, которыми управлял, требовал, чтобы каждый монах владел ремеслом: наборщика, водителя, электрика... Жизнь свою Максимилиан закончил в концлагере, вызвавшись умереть вместо молодого человека, попавшего в смертный список при «децимации».

К чему я все это рассказываю? К тому, что у нас подобных масштабных и необходимых задач никто до недавних пор внятно не формулировал. И когда мы обеспокоимся всерьез подобными вопросами, нам придется поинтересоваться тем, как они решались другими людьми в других странах. Это неизбежно в любой области, и область церковной проповеди - не исключение. Так что же мы будем делать вид, что во всем мире всем также дела мало до этих вопросов, как и нам? Или будем подозревать в еретичестве всех, кто дерзнул поднять тему непривычную? Или все же вытряхнем из себя спесь вместе с ленью, подобно тому, как вытряхивают пыль из залежавшегося в шкафу пальто, и займемся делом? Я за последний вариант. Как говорил Остап Бендер: в пословице «пан или пропал» выбираю пана, хотя он - явный поляк.

Можно, не изменяя веры, ездить в немецкой машине и носить костюм английского сукна. На это у нас в быту ума хватает. Но можно учиться также у немцев аккуратности, а у англичан последовательности и напористости, оставаясь при этом и русским, и православным. Для подобного вывода требуется уже некоторое мужество. Нужно идти дальше. Нужно учиться у западных христиан всему тому, чему они научились раньше нас, тому, что они делают лучше. Это касается в основном технологий и методологий. Мы никого уже никогда не закидаем шапками, не испугаем бесшабашной храбростью, не победим количественно. В изменившемся мире и при наших проблемах это невозможно. Да и ненужно. Но что нужно по настоящему, так это овладение способами ведения «умной войны» и «умного сопротивления».

Все битвы мира переместились в область ума. Битва, проигранная там, не требует даже подписания капитуляции, ибо это не просто проигрыш, а крах. Защитить человека, оградить его, дать уму и сердцу здоровую пищу, вот задача! И охватить огромные массы дезориентированных людей в наши дни невозможно без освоения СМИ. Эта работа для нашей Церкви все еще достаточно нова, и не мы в мире ее начинали первыми. Значит, не грех и поучиться.

* * *

Предки наши среди многих пословиц оставили и такую: «Сатана гордился - с неба свалился. Фараон гордился - в море утопился. Мы разгордимся - на что пригодимся?»

Так что гордиться не надо. Учиться надо. У всех. Ради дела проповеди. Ради Славы Христовой.

http://www.radonezh.ru/analytic/13064.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 07:06
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 06:21
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24