Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Колыма и Украина: пересечение параллелей

Олег  Слепынин, Фонд стратегической культуры

15.09.2010

Чем дальше от Европы на восток, тем очевидней и незыблемей понимание плодотворности и жизненности того культурно-исторического феномена, который мы именуем Русским миром. Как-то попривыкли и совсем не удивляет: на двух континентах, меж трёх океанов предки построили страну, соединили неоглядные пространства светом золотых крестов на храмах, водными, железными, воздушными путями... Так широки, что многим и сузить давно неймётся. Но об этом чуть позже...

Колыма - название обобщённое, по гидрониму крупнейшей реки; официально - Магаданская область.

К слову сказать, длины рек Колымы и Днепра примерно одинаковы, а площадь бассейна Колымы несколько больше площади Украины.

Присутствие Украины на Колыме настолько привычно, что обращаешь на это внимание лишь потому, что ныне мы территории, отделённые пограничным контролем. Малая Русь, её созидающее сила, приметна на Колыме, начиная с топонимов некоторых малых ручьёв и речек, пересекающих Колымскую трассу, скажем, таких как Чекай, Нехай, и кончая (точнее продолжая) деятельностью нынешнего магаданского мэра Владимира Печеного, вскормленного Черновцами, одним из культурных центров Западной Украины.

1. Колыма как мечта

Собирался я долго, разные проекты обдумывал - и с компанией, и в командировку... Несколько лет всё грезилось: вокруг фантастической красоты сопки, ласково-мягкий стланик и лиственница с бурундуком на ветке, хрустальные жгуты рек в галечных берегах, дом, в котором были все живы, многосоткилометровая трасса...

С юности не виделись. Малая родина звала.

Вдруг понял: не стоит ждать особого случая или компанию собирать, Пушкин в помощь: «Мы вольные птицы, пора...» Денег подсобрал (замечу, кому интересно, в оба конца можно уложиться и в 500$, но можно, говорят, и в две тысячи не уложиться: рынок), взял благословение у правящего архиерея - и... И вот уж через иллюминатор, над левым крылом самолёта возникло незаходящее багрово-облачное солнце... За бортом минус пятьдесят (бодро сообщил командир самолёта), под стопами до тверди земной - десять тысяч, скорость - под тысячу, время в пути - без малого восемь часов.

Когда тяжёлый «Боинг», глуша свою реактивную мощь, коснулся земли и запрыгал по выбоинам бетонных плит магаданского аэродрома (как полуторка по фронтовой дороге), в салоне раздались аплодисменты: жизнь - продолжается!

В аэропорту окликнул меня, встретил, Валерий Фатеев, председатель Магаданского отделения Союза писателей, автор приключенческих повестей, раскрывающих Магаданские тайны (на Колыме этого много - тайн и приключений), книги эти лишь по недоразумению не экранизированы отечественным кинопромом. Так совпало, что к нашей встрече редактируемый Фатеевым альманах «На Севере Дальнем» начал публикацию моего романа. Валерий Михайлович тут же и вручил мне свежий номер, достав его из багажника своей Тойоты. Сюрприз, спасибо!

От аэропорта «Сокол» до Магадана 53 км.

Я вглядывался в родные пространства, узнавая их, забытые, в тонкостях. После выжженной солнцем Москвы буйная зелень лиственниц воспринималась почти райской. Почти - потому что накрапывал дождь, а тяжёлые от влаги облака цеплялись за сопки...

Знакомо ли вам чувство: всё идёт как по накатанному, а вы и усилий не прилагаете?..

Это я о колымском гостеприимстве.

Но по порядку.

В Магадане к нам в машину (праворульный «японец», тут таких много) подсела Людмила Васильевна Ловцова, генеральный директор православной телекомпании «Охотский ряд». Осторожно поинтересовалась: «Цель приезда?» Движение нашего «японца» она направила к частной гостинице «Путник»...

Как и с Фатеевым, с ней я прежде знаком не был. Нас всех заочно свёл писатель Владимир Данилушкин, с которым мы подружились несколько лет назад в Москве на Всемирном Русском Народном Соборе. Владимир Иванович, автор трогательных рассказов, пронизанных золотыми жилками афористических умозаключений, в ту пору редактировал красивый журнал «Колымские просторы», где вскоре и напечатал мой паломнический очерк «От Ипатьевского дома до Ипатьевского монастыря», ставший здесь как бы моей визитной карточкой.

Частная гостиница «Путник» - очень «неправильная» гостиница, «не рыночная». В ней не просто «пить-кутить» (как и курить) не разрешается, но и с женщиной, брак с которой у вас не зарегистрирован, в один номер здесь не поселят. Дальнобойщикам такая гостиница не интересна. Как и некоторым другим. Не удивительно, из постояльцев в «Путнике» жил я один. Вдобавок оказалось ещё и бесплатно. Ещё и накормить странника, в моём лице, всякий раз норовили. Хозяин - уроженец Одесской области - Евгений, совладелец фирмы «Колымские колбасы» (кажется, не очень процветающей), человек православный. Таковы в «Путнике» и правила. Хозяева гостиницы добродушно шутят: "Пора переименовывать «Путник» в «Приют»"... Многие, попав в Магаданскую область впервые, бывают поражены отзывчивостью колымчан.

2. Главная тайна Дальнего Севера

Есть предположение, что широта и гостеприимство колымчан объяснялись их огромными заработками. Эта приземлённая версия не выдержала испытаний временем. «После Гайдара», когда нормальная жизнь здесь подошла к финишу, гостеприимство и широта в характере колымчан остались как золото, не вымылось. Более того, замечено: и приезжие из «традиционно куркульских мест», как и в иные времена, по-прежнему обретают здесь золотое душевное качество.

У меня иное есть объяснение.

Кто не знает, скажу: большинство колымчан уверено, что находятся в местах столь отдалённых временно. Мол, заработаю - «и на юга». Потом. Вот, до пенсии льготной, а там - Краснодарский край или Белгородская область, то есть райская жизнь. То есть приезжают сюда именно с этой мыслью. Есть выражение: «приезжают на три года, остаются навсегда». Почему? «Колыма затягивает» - объяснение туманное, но верное. Это не лишь деньги, это невероятные красоты, это рыбалка, охота, грибы, ягоды, реки, озёра, острова, заросшие жимолостью и малиной, на которых запросто можно встретить медведя и, напугав друг друга, рвануть в противоположные стороны... Это настоящая жизнь. Но вот есть ощущение временности. И подобно оно тому, что описывается словами: «Мы лишь гости в этом мире». Понимание, столь часто ускользающее «на материке», здесь очевидно. А коль не утрачена память смертная, то какое же может быть скопидомство?! Правда, у «ощущения временности» имеется и другая сторона. Не менее интересная. Но об этом - в «Золоте».

3. О святости Колымского края

На въезде в Магадан пятью высокими золотыми куполами встречает нас великолепнейший белый собор. Лишь вблизи приметно: строительство ещё продолжается - серый дощатый забор, рабочие... Храм, он находится в городской низине, виден из многих точек города вверху, сквозь просветы домов, сквозь лиственницы, так удачно определено ему место; в самые неожиданные моменты он напоминает о горнем - храм- проповедник. Да и высок - за семьдесят метров. Возводится собор в честь Живоначальной Троицы. Узнал - девять внутренних врат в храме (мощный металлический каркас обшит дубом) изготовлены в Черкасской области, в городе Смела. Эти красивые, с округлым верхом, ворота установлены и центральной части храма, и в нижнем пределе. Нижний храм будет освящён во славу Новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных.

Это храм-памятник.

Собор Колымских святых пока не составлен. Но среди Новомучеников и исповедников Российских есть, погибшие на Колыме.

За десять тысяч километров, у Чёрного моря в Евпатории на стене Свято-Ильинского храма установлена мемориальная доска в память о священомученике Елеазаре Спиридоновиче Спиридонове (1873-1937). Этот храм в лихом 1919 году освятил известный иерарх - архиепископ Таврический Димитрий (Давид Ильич Абашидзе, в схиме Антоний). Отец Елеазар служил в этом храме до дня своего ареста в октябре 1936 года. Он был обвинён в хранении литературы, содержащей «элементы монархической пропаганды» (вся богослужебная литература содержит). Прежде к нему множество раз власти предъявляли требование: не ходить по городу в рясе. На что о. Елеазар отвечал: «Я священник и буду ходить в подобающей моему сану одежде». Приговор - 5 лет. Этапом - на колымский рудник. О кончине его сказано: «На 64-м году жизни о. Елеазар Спиридонов, истощенный голодом, холодом и болезнями, измученный рабским трудом и невыносимыми условиями лагерной жизни, преставился». Его жена - матушка Ксения Ивановна, как и его брат, как и многие другие члены греческой евпаторийской общины, которую он окормлял, были расстреляны в 1938-м. Две его дочери в 1944-м оказались в сибирской ссылке, откуда не вернулись.

Сотворялось всё кроваво и жестоко.

Имена всех священнослужителей и мирян, засвидетельствовавших мученической смертью веру во Христа и погибших на Колыме в 1930-1950 годы, известны лишь Богу. Данные, опубликованные исследователями В.И. Мета и В.В. Диденко, позволяют говорить о том, что таких людей было немало. Из 800 расстрельных «дел», описанных ими, несколько явно относятся к названной категории.

Нельзя забыть.

В деле Анастасии Павловны Кульбаровой читаем (1901 года рождения, уроженка Северо-Кавказского края, русская, из крестьян-середняков, семейное положение: «девица», добавлено: «монашка»): «Я в лагере нахожусь семь лет, вместе со мной были священнослужители церкви, и несмотря на то, что они хорошо работали, Советская власть над ними всё время издевается и пьет их кровь. Потому я решила не работать на извергов, пьющих невинных людей кровь, и никогда не подчинюсь этой власти антихристов, а умереть со словом Божьим на устах»... Расстреляна 14 апреля 1938 года. Реабилитирована в 1989 году.

Дело № Р 5638 - коллективное, оно хранит протоколы допросов 15 человек - уроженцев Белоруссии, Нечерноземья, Поволжья, Сибири, Украины, Дона. Осужденные в 1940 году в разных регионах к 10 годам за то, «что они существующий строй в СССР не признают за власть, говоря, что мы на Советскую власть не работали и работать не будем, это власть антихриста», попав на Колыму, 1941-м приговорены к расстрелу. Многие из них отказывались что-либо объяснять, как например уроженец Гомельской области Иван Иванович Максименко, 1898 года рождения... Иные твёрдо повторяли, как Василий Антонович Удовиченко, 1895 года рождения, из деревни Фастовцы Черниговской области: «Работать я категорически отказываюсь. Еще раз повторяю: не обязывайте меня идти с вашими беззаконными людьми по одному пути, я сын Господа Бога и иду с ним по одному пути, и с того пути меня никто не столкнет. Я буду пить чашу страдания вместе с Господом Богом». 31 января 1942 года все 15 человек были расстреляны. В 1957 году их дело пересмотрено Военным трибуналом, признано, что за отказ от работы в лагере заключенные могли нести административную ответственность, но не уголовную.

По аналогичным мотивам (дело № Р 21421) были приговорены к расстрелу три женщины - Варвара Тимофеевна Варфоломеева, 1900 года рождения, уроженка Винницкой области, Анастасия Васильевна Волкова и Лукерья Михайловна Пригодина, 1900 и 1894 года, обе из Ворошиловградской области. Прежде их уже не раз судили. У них были дети, о судьбе которых эти молодые, ещё недавно полные сил женщины, ничего не знали. Они отказывались от работы, от горячей пищи, от медицинского обследования, не желая иметь дело с властью, «запретившей» Бога. Лукерья Пригодина и Анастасия Волкова расстреляны 14 сентября 1941 года. Варвара Варфоломеева, находившаяся в заключении с 1930 года, до исполнения приговора не дожила, умерла в июле. Их реабилитировали в 1993 году.

Из лагерей на волю возвращались единицы священнослужителей. Например, из сотен арестованных в центральных районах Украины (ныне Черкасская область) вернулся лишь один, ныне прославленный в лике исповедников схиархимандрит Аввакум (Дмитрий Старов, 1877-1964) . Где и в каких лагерях он был десять лет, мы пока не знаем. В ответ на расспросы он лишь плакал.

В некоторых случаях имена священнослужителей, уцелевших на Колыме, нам известны.

Вернулся из лагеря, пройдя потом фронты Великой Отечественной, архимандрит Иов (Кундря, 1902-1985), ныне местночтимый святой Хустской епархии, подвижник Руси Карпатской. Вернулся в Подмосковье иеромонах Ефросин (Василий Андреевич Данилов). Подвижник благочестия погребён на погосте храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулове Одинцовского района. Настоятель Покровского храма о. Валериан Кречетов рассказывал о нём: «Он отсидел 10 лет на Колыме. Однажды зимой их послали на лесоповал, он отстал и заблудился. Это была верная смерть. Он шел, обессилев, упал, написал свои грехи на бумажке и приготовился к смерти. И тут он услышал голос старца Дорофея: «Не лежи, вставай». Он пополз дальше и выполз к трассе. Там его подобрали, по номеру определили - откуда. Отправили обратно в лагерь, там его наказали за побег: три недели карцера на хлебе и воде. Когда его выпустили, он был в полном изнеможении и истощении. Начальник лагеря не верил, что заключенный Данилов выжил. Его бросили в камеру умирать, а он остался жив. Пройдя через все это, он сохранил веру. Незадолго до смерти он сказал мне замечательные слова: «Берегись чувства страха, иначе будешь сдавать все позиции». Наверняка могут быть названы ещё и другие имена...

Вот вернулся с Колымы, отсидев три года, обновленческий епископ Сергий Ларин. Позже, после принесения покаяния, он был принят в Русскую Православную Церковь в звании монаха, в 1944 году Сергий (Ларин, 1908-1967) хиротонисан во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии...

Работа по подготовке к канонизации Колымских мучеников и исповедников, как и написание иконы Собора Колымских святых, вероятно, рано или поздно будет исполнена.

(Продолжение следует)

http://www.fondsk.ru/news/2010/09/02/kolyma-i-ukraina-peresechenie-parallelej.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме