Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Памяти Августина (Кантиотиса) - самого почитаемого старца в Греции

Николай  Селищев, Русский вестник

08.09.2010

Утром 28 августа 2010 года на сто четвёртом году жизни скончался всегреческий старец Августин (Кантиотис), пребывавший на покое митрополит Флоринский. 30 декабря 2010 года его похоронили в монастыре Св. Августина под Флориной. Служили 14 иерархов Элладской Православной Церкви и архиепископ Охридский Иоанн, представитель Сербской Патриархии. Прибыли тысячи людей всех возрастов из разных городов Греции.
 
О митрополите Августине Флоринском «Русский Вестник» уже писал (2007, 26, с. 11; см. мою статью «Сто лет борцу с папством»). К сказанному тогда хочется добавить многое. Трудно выделить что-то главное. С уходом Владыки Августина минул век великих потрясений - ХХ век. 

 Наверное, родители оказали самое значительное влияние на личность Владыки Августина (в миру Андрея Кантиотиса). Его отец Николай Кантиотис был торговцем, мать София - учительницей. Родители жили в деревне на небольшом острове Парос, входящем в огромную россыпь Кикладских островов Эгейского моря. 

Парос стал образом малой родины, за ней позже выросла великая родина - Греция, которую Андрей Кантиотис изъездил, казалось, вдоль и поперёк. Он учился в сельской школе на Паросе, потом в гимназии на другом острове - Сирос. С отличием окончил богословский факультет Афинского университета и вернулся помогать своей маме - учительнице, тогда уже уехавшей с Пароса и работавшей в школе на острове Иос.
   

Митрополит Августин проповедует. 1997 год

В 1934 году он принял монашество с именем Августин, был рукоположен в иеродиакона и протосинкела (помощника митрополита) вдали от родных мест, в центральной Греции. До того как стать митрополитом в 1967 году, Владыка Августин служил в разных епархиях, не всегда находил общий язык с местными епископами. Проповедовал в Афинах, да так успешно, что с ним стали считаться в Св. Синоде в 1960-х годах.

Характер Августина - независимый, горячий, твёрдый - не привёл его в тихую келью, а звал к борьбе, требовал деятельности. В этом смысле нельзя сказать, что старец Августин - ученик такого-то старца в монастыре N. Знание приходской жизни, долгая работа в библиотеках, изучение св. отцов, переживания за судьбу страны - вот что создало его неповторимую церковную личность.

Пережив фашистский террор в годы Второй мировой войны, чудом уцелев, он позже, в одной из своих проповедей, сравнивал священника и епископа с часовыми. И спрашивал: в годы войны все ли часовые были на посту, все ли исполнили патриотический долг борьбы с врагом? 

Наблюдая странности послевоенной жизни, Августин не побоялся открыто, уже в 1949 году, выступить против масонских лож. Тогда этого было достаточно, чтобы оказаться «левым» в глазах американцев. Но сколько раз Владыка Августин обличал коммунизм и иронизировал над небедной греческой компартией? Он вообще сторонился любых партий и политического театра. Его невозможно было представить на предвыборным митинге в качестве почётного гостя, рассуждающего о «духовном факторе» и «молитвенном векторе». 

Однако всегда боролся с ересью экуменизма. Наиболее опасным путём Владыка считал диалог: уступка рождает уступку, и так до бесконечности. Но с соотечественниками он спорил, убеждал и подбадривал. 

Я был свидетелем трогательной сцены в Афинах: машины стоят на красный свет, вдруг какой-то человек быстро проходит между автомобилями и исчезает. В каждой машине (окна открыты) оказывается бесплатная газета «Христианики Спифа» («Христианская искра»). В 1990-х годах - две полосы формата А3. Ежемесячно, без задержек её выпускал митрополит Августин Флоринский, распространяли монахи и миряне.   

В те годы он определял направление ещё двух ежемесячных журналов - «Ставрос» («Крест») и «Салпингс Орфодоксиас» («Труба Православия»), частично влиял на афинскую газету «Экклисиастикос агон» («Церковная борьба»). Епархия вела ежедневное радиовещание, а по воскресеньям митрополит выступал на государственной радиостанции Флорины.

Владыка Августин был среди первых, кто понял: греков хотят приучить к наркотикам. Сначала это были карнавалы, затем - беснования на дискотеках. Ещё будучи архимандритом в 1950-х-1960-х годах, Августин выступал против карнавалов. Когда Грецию втянули в Европейский Союз (1981 год) и наркотики постепенно стали известным злом, - боролся с наркоманией. 

Детство Владыки Августина пришлось на милые патриархальные времена с многодетными семьями и обилием церквей. Но огромные людские потери из-за малоазийской катастрофы 1922-1923 годов, затем и фашистского геноцида Второй Мировой войны, отбросили Грецию назад. Казалось бы, от менявшихся кабинетов требовалось укреплять семьи и поддерживать рождаемость. Но вместо этого, в угоду пресловутому бюджетному равновесию, делалось всё наоборот. Пропаганда «западного образа жизни» разрушала Грецию изнутри. Если просмотреть подшивки периодики, издававшейся митрополитом Августином, то статей в защиту материнства и против абортов окажется не меньше, чем историко-церковных и военно-исторических - о борьбе с турками и папством в разные эпохи. 

Насколько был прав митрополит Августин, связывая демографические проблемы Греции с масонским влиянием! Сейчас, в 2010 году, «греческое» правительство, заполненное выпускниками англо-американских университетов, согласилось на кабальные условия «помощи» Европейского Союза. Вместо того чтобы объявить банкротство и разом избавиться от роя спекулянтов, правительство Греции берёт новые займы для выплат по прежним долгам. Даже Аргентина объявила себя банкротом в 2001 году, сменила четырёх президентов и добилась списания большей части долга. В 2010 году западные банкиры списали огромные долги загадочного фонда в аравийском княжестве Дубай. 

США, Англия, Италия, Германия живут с гигантским внешним долгом, и только от греков требуют урезать зарплаты, пособия, пенсии. Уже не тайна планы продажи тех или иных греческих островов. Заодно туркам предоставили, как говорят, безвизовый режим на некоторые острова. К чему это приведёт? Грецию хотят обезлюдить и заселить мигрантами. 

Кстати, Греция никогда не была для старца Августина «многонациональной и многоконфессиональной страной». Греция - это вечная преемница Византии и древней античности, страна православных греков. Жаль, многие статьи митрополита Августина ныне небезопасно цитировать в «новой России» из-за негласной либеральной цензуры. Но в Греции не было ни одного судебного решения против какой-либо его статьи или книги. 

Митрополит Августин управлял одной, Флоринской, епархией 33 года (1967-2000), он сжился с краем. И, будучи старейшим митрополитом, ни разу не участвовал в избрании Архиепископа (Первоиерарха) Афинского и всей Греции. Почему? Причины разные. В 1974 году хунта «чёрных полковников» запретила митрополиту Августину участвовать в Архиерейском Соборе. И Архиепископа Серафима (Тикаса) (1974-1998) избрали без митрополита Августина. На греческих Архиерейских Соборах можно подавать так называемые «белые» голоса - ни «да», ни «нет». 

Хунта настолько ненавидела митрополита Августина, что даже его «белый» голос привёл бы её в ярость. Кстати, последний главарь хунты «чёрных полковников» - 87-летний Димитрий Иоаннидис - просидел в тюрьме 35 лет и умер недавно, в августе 2010 года. Как писали, «от теплового удара». Владыка Августин пережил и Иоаннидиса - это невыносимо для тех, кто поклоняется египетской птице «Феникс» - эмблеме «чёрных полковников». 

Надо отдать должное Архиепископу Серафиму. Полковники его поставили, затем сели на скамью подсудимых и разбрелись по камерам в афинской тюрьме Коридаллос. Серафим решил идти в ногу со временем, с редким хладнокровием приводя к присяге демократов любого оттенка. Серафим был умён и не хотел, чтобы ему напоминали о былой дружбе с хунтой. Поэтому он не преследовал за критику. Хочешь обличать масонство - обличай на здоровье. Ничего за это не будет ни обличителю, ни тем, кого он обличает. Митрополит Августин подавал доклад Св. Синоду о связях ряда иерархов с масонскими ложами. Доклад выслушали, но всё осталось без перемен.
   

Владыка Августин прочитал на заседании Св. Синода и другой доклад - с призывом вернуть Элладскую Церковь к старому стилю, т.е. до революции 1922-1923 годов. Владыка Августин считал, что возврат к старому стилю восстановит единство Церкви и нации. Одновременно он предложил выяснить, законно ли рукоположены большинство старостильных юрисдикций. 

Уверен, митрополит был прав. Говорят, среди старостильников «новой волны» есть прямые агенты Запада и даже иезуиты «восточного обряда».

Однако все здравые обращения митрополита Августина оставались почти «гласом вопиющего в пустыне». Вот почему на Архиерейский Собор в апреле 1998 года он не приехал. Правившие социалисты двигали в Архиепископы Христодула, выдвиженца хунты и крайнего экумениста. Всё, на что Серафим закрывал глаза, Христодул решил задавить в негласном союзе с «сильными мира сего». Почти сразу появились статьи в либеральных изданиях, что Владыке Августину пора на покой. Архиепископ Христодул приезжал во Флорину в октябре 1998 года - якобы проведать митрополита Августина.   

Казалось бы, с отставкой митрополита Августина в январе 2000 года вопрос был закрыт. Но к старцу потянулись люди со всей Греции и из греческой диаспоры. В 2008 году умер Христодул, забыты его пышные банкеты и экуменические приёмы. А к старцу Августину приезжали из года в год - за советом и благословением. Конечно, в Элладской Церкви есть немало митрополитов, не замешанных в скандалах, людей, которые «просто служат». Но народ их не замечает. Народу нужны дела, а не игра в формальное «благочестие». Поэтому можно быть уверенным - к могиле старца Августина Флоринского не зарастёт народная тропа...

Н. СЕЛИЩЕВ, 
член Русского Исторического Общества

 

http://www.rv.ru/content.php3?id=8625    



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме