Я хочу другой жизни…иной, неуловимой, необъяснимой…

Новости Москвы 
0
98
Время на чтение 6 минут
Трудно говорить и писать о композиторе, да и о любом деятеле искусства, поскольку понимаешь, что в какой-то момент почувствуешь беспомощность и невозможность адекватно передать то, что автор выражал в своих произведениях. И если писателя можно процитировать, то с музыкой сложнее. Правда, во всякого рода Интернет-ресурсах уже есть возможность прикреплять к текстам звуковые файлы. И когда я взялась писать материал о Петре Ильиче Чайковском, со дня рождения которого 7 мая исполнилось 170 лет, то сразу возник вопрос — о чем следует сказать прежде всего?

Мы помним, что в контексте мировой музыкальной сцены произведения этого композитора стали визитной карточкой русского мира и русской музыки. Первый фортепианный концерт, балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», фортепианные циклы «Времена года» и «Детский альбом» — все эти произведения обладают беспрецедентной для классической музыки популярностью в среде так называемого «простого» населения. Именно именем Чайковского названы главные музыкальные учебные заведения России и Украины — московская и киевская консерватории, и бесчисленное множество музыкальных заведений разного уровня на всей территории СНГ. И автору этих строк довелось когда-то учиться в харьковской детской школе искусств имени П.И. Чайковского. Кроме того, под именем Чайковского раз в четыре года в Москве проводится один из престижнейших международных музыкальных конкурсов.

Интеллектуалы (или, скорее, считающие себя таковыми) и эстеты от музыки зачастую считают Чайковского чрезмерно сентиментальным. Не зря говорят, что под музыку Чайковского можно «поплакать всласть». Действительно, композитору была присуща склонность к меланхолии, он отличался чрезвычайной чувствительностью натуры. Меланхолическая нота звучит не только в музыке композитора, она пронизывает его и письма; о том же говорят свидетельства современников. Прославленный пианист Николай Рубинштейн в шутку говорил, что «у Петруши всегда глаза на мокром месте». Такая сверхчувствительная реакция на действительность, безусловно, проявилась в специфике его дарования. Музыка Чайковского не отличается строгостью, аскетизмом, которые в большей мере свойственны европейским композиторам, но ее наполняет кажущееся простым, порой безыскусным, человечное высказывание. В этой простоте заключено особое очарование музыки Чайковского — он нигде не боится показаться смешным в прямоте и искренности выражения чувств. В связи с этим в среде музыкантов музыка Чайковского считается своего рода лакмусовой бумажкой для выявления вкуса и чувства меры — исполнителю очень легко «впасть в сентиментальничание» и безвкусицу.

Друг Чайковского Г. Ларош в своих воспоминаниях писал: «Я редко встречал художника, которого так трудно было бы определить одной формулой. Сказать ли, что он был эклектик? На первый взгляд — да: в нем совмещались многие стороны, он был чужд всякого фанатизма, в течение своего поприща заметно подавался вправо и влево. Но эти уклонения так мало касались сущности его таланта! Что бы он ни писал, он явно оставался самим собой. Сказать ли, что он был "чисто русская душа"? Это значило бы принять часть за целое. Есть в нашей современной музыке натуры гораздо более определенно русские: достаточно назвать Балакирева и Римского-Корсакова <...> В Чайковском <...> очень сложно сочетались космополитическая отзывчивость и впечатлительность с сильною национально русскою подкладкою. <...> Нет, элегическое настроение, может быть, и преобладало, но оно то и дело заглушалось мощным, светлым аккордом, и, как я уже говорил, мажорный лирик по силе и глубине вдохновения по меньшей мере равен минорному».

Нельзя не согласиться с Г. Ларошем в том, что гений Чайковского носит светлый жизнеутверждающий характер. В его даровании чувствуется нечто моцартианское, особый взгляд на мир, который видится все же прекрасным, несмотря на постоянные сопутствующие страдания. Композитор говорил: «С некоторых пор во мне утвердилась мысль, что я нахожусь под покровительством если не провидения, то какого-то доброго духа, который ограждает меня от могущих угрожать мне бедствий. Еще будет много тяжелых минут, но, в конце концов, все будет хорошо...»

Чайковский всю жизнь убегал от реалий действительности, которые чрезвычайно его угнетали — от юридической деятельности, от преподавания в консерватории, от неудачной женитьбы. Сам композитор четко определял смысл своей жизни в создании музыки и говорил, что это единственное, для чего он пригоден: «Хорошо ли, худо ли я пишу, но несомненно одно, — это то, что я пишу по внутреннему и непоборимому побуждению. Я говорю на музыкальном языке, потому что мне всегда есть что сказать».

Долгие годы морально и материально поддерживала Надежда Филаретовна фон Мекк, русская меценатка, с которой Чайковский в 1876-1890 гг. вел обширную переписку, но никогда не встречался. Именно благодаря этой поддержке у композитора была возможность полностью посвятить себя творчеству и не озадачиваться проблемой поиска средств к существованию. Фон Мекк посвящено одно из крупных произведений Чайковского этого периода ― Четвертая симфония. В одном из многочисленных писем Н. фон Мекк, глубоко чувствующая личность, нашла для выражения своего ощущения музыки Чайковского замечательные слова: «Я хочу плакать, я хочу умереть, хочу другой жизни, но не той, в которую верят и ждут другие люди, а иной, неуловимой, необъяснимой. И жизнь, и смерть, и счастье, и страдание — все перемешивается одно с другим: чувствуешь, как поднимаешься от земли, как стучит в виски, как бьется сердце, туманится перед глазами, слышишь ясно только звуки этой чарующей музыки, чувствуешь только то, что происходит внутри тебя, и как хорошо тебе, и очнуться не хочется...»

Возможно, музыка как таковая по природе своей обладает способностью уводить слушателя в другие миры и имеет беспрецедентное (по сравнению с другими видами искусства) влияние на эмоционально-чувственную сторону. Но хочется высказать и субъективную мысль о том, что ощущение подобного полета и упоения свойственно в большей мере именно русским композиторам — Чайковскому, Рахманинову.

Как и все выдающиеся личности, Чайковский был новатором в своем деле. Например, о его балетах говорили, что под эту музыку крайне затруднительно танцевать. Возможно, такое впечатление у хореографов и танцоров складывалось потому, что они чувствовали, насколько много будет брать на себя в постановках эта музыка, в которой уже заложено столько, что любой танец будет выглядеть на ее фоне как бы тенью.

Странно и забавно вспоминать, что Николай Рубинштейн, основатель московской консерватории, отказался исполнять первый фортепианный концерт композитора, подверг его жесткой критике и отметил, что концерт крайне «непианистичен» (т.е. неудобен для исполнения, написан с большим количеством противоестественных для рук положений). Уязвленный Чайковский, первоначально посвятивший это произведение Рубинштейну, снял посвящение и «перепосвятил» концерт пианисту Гансу фон Бюлову, который оценил гениальную музыку по достоинству и стал первым ее исполнителем. Стоит ли говорить, что на сегодняшний день первый фортепианный концерт П. Чайковского — одно из самых популярных произведений в репертуаре пианистов, а основную тему первой части может напеть… хочется написать «каждый школьник», но подрастающее поколение настолько поражает нас пробелами в знаниях, что начинаешь сомневаться: будут ли наши потомки помнить все то, что для нас знакомо и привычно с детства, что любимо и дорого — будь то «Золотая осень» Левитана, стихи Есенина или «Времена года» Чайковского.

Вспомним слова композитора: «… я весь состою из противоречий и, доживши до очень зрелого возраста, я ни на чем не остановился, не успокоил своего тревожного духа ни на религии, ни на философии. Право, было бы от чего с ума сойти, если б не музыка. Вот, в самом деле, лучший дар неба для блуждающего в потемках человечества. Она одна только просветляет, примиряет и успокаивает. Но это не соломинка, за которую только едва хватаешься, это верный друг, покровитель и утешитель, и ради его одного стоит жить на свете. Ведь на небе, может быть, не будет музыки. Давайте же жить на земле, пока живется!»

Здесь можно было бы подискутировать с великим композитором, но мы не будем. Видимо, гений не может быть устроен иначе: он ставит превыше всего то, для чего предназначен природой. Давайте помнить и беречь память о наших национальных гениях, благодаря которым мы, русские, «плачем всласть», и «поднимаемся от земли». И все человечество — вместе с нами.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Минакова
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
20.08.2019
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
13.04.2019
На Божьих часах
Поэзия Анны Минаковой в рубрике Павла Крючкова
06.12.2017
Все статьи Анна Минакова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06