Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Во всем хвалите Пресвятую Троицу...»

Николай  Головкин, Фонд стратегической культуры

24.05.2010

В этом году Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) – 23 мая.

О единой восточнославянской Державе, вновь объединившей Великую Русь, Малую Русь и Русь Белую, объединившей некогда трагически разлучённый историческими разломами единый русский народ, мы вспоминаем часто. Воспоминаем Святого Владимира-Крестителя, праздник во имя которого наконец-то появится и в России. И особый смысл приобретает ныне молитва «Пресвятая Троица, помилуй нас!».

* * *

Вновь праздник, великий православный праздник, который отмечается в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвящен прославлению Святой Троицы. Это – праздник рождения Святой Христовой Церкви. После Своего Воскресения Господь повелел Ученикам находиться в Иерусалиме. Апостолы собрались в той же самой горнице, где произошла Тайная Вечеря, проводя время в молитвах вплоть до 50-го дня с момента Воскресения Христова. И вот, как говорят «Деяния святых апостолов», раздался шум, появились «разделяющиеся» языки пламени и почили на главе у каждого. Свершилось чудо.

Апостолы, которые скрывались в горнице страха ради иудейского, вышли к народу, на открытую проповедь – хотя до этого только и опасались, что их должны схватить.

Проповедь была настолько убедительной, яркой, что тысячи людей уверовали, пожелали принять святое крещение. А ведь она звучала в устах людей необразованных - рыбаков галилейских. Только чудесным образом можно объяснить, что собравшиеся в Иерусалиме люди из многих стран слышали апостола Петра каждый на своем наречии.

Главное же чудо, что разрозненные до этого ученики Христа после сошествия на них Святого Духа оказались единым телом духовным. Между ними возникла незримая прочная духовная связь. Учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры.

Вскоре апостолы отправились по разным странам проповедовать Евангелие. С тех пор при Таинстве Крещения и миропомазания совершается великое Таинство соединения со Святой Христовой Церковью.

* * *

«Во всем хвалите Пресвятую Троицу...» Так наставляли наших предков и старцы в обителях, и духовники в приходах. У нас, в России, этот переходящий двунадесятый праздник всегда совпадает с концом весны - началом лета. Верующие приходят в храмы с букетами из березовых веток и самых разных цветов. Эти букеты символизируют расцветающие жизненные силы, даруемые христианину Духом Святым. Церкви превращаются в солнечные рощи: возле икон стоят молодые березки, а священнослужители надевают зеленые облачения – цвета жизни и возрождения.

На Троицу впервые начнут призывать Духа Святого, Которому возносится коленопреклоненная молитва. А после этого праздника начнется особый период – каждый день будет отмечаться память какого-то новозаветного святого - святые чудотворцы и угодники Божьи стали появляться на Земле только после сошествия Святого Духа.

И каждый из нас создан как троичная ипостась, соединяя в себе дух, душу и тело в единое и нераздельное творение. Тайна Святой Троицы указывает на близость Бога к миру: Бог над нами, Бог с нами, Бог в нас, а значит, и во всем окружающем человека мире.

Святая Троица - великий символ истории Русской Православной Церкви и нашей государственности. Этот символ мы наблюдаем прежде всего в православном перстосложении при крестном знамении. Уже до официального Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром его бабушка, благоверная княгиня Ольга, которая еще в Византии приняла святое Крещение, выразила свое почитание Единому в Трех Лицах тем, что впервые поставила во Пскове Троицкий храм.

Святой благоверный князь Александр Невский вел русскую рать на Ледовое побоище со словами: «За Святую Троицу!»

Освобождение Руси от татарского ига также начиналось под символом Троицы, когда преподобный Сергий Радонежский в основанной им Троицкой обители сначала благословил благоверного князя Димитрия перед битвой на Куликовом поле, а затем направил ему двух своих иноков-воинов – Пересвета и Ослябю.

В Большой государственной печати Ивана Грозного - троичный символ, который читается как «Бога, в Троице славимого, милостью великий государь, царь и великий князь...».

В конце XV века, когда Российское государство приняло официальный герб в виде двуглавого орла, троичный символ вновь обнаружил себя в трёх венцах над головами орла, которые были ещё в венце византийских Палеологов.

Окончательно такое изображение государственного герба России было утверждено при царе Алексее Михайловиче, где верхний (средний) венец символизировал Бога Отца, а два других над головами орла – Бога Сына и Бога Духа Святого.

Обычай Древней Руси почитать и славить Святую Троицу лег в основу и первого российского триколора, который выбрал Петр I в качестве символа морского флота Государства Российского. А при Александре III петровский триколор стал использоваться и как государственный штандарт.

Уже в наше время V Съезд народных депутатов РСФСР подтвердил выбор наших предков, утвердив бело-сине-красный триколор в качестве государственного флага новой России.

* * *

Не счесть в России пословиц и поговорок, связанных с почитанием Пресвятой Троицы!

А любимым изречением священника и ученого отца Павла Флоренского было: «Если есть «Троица» Рублёва, значит, есть Бог!»

Ещё век назад русские люди шли пешком на богомолье к Троице, чудотворной иконе Андрея Рублёва. В годины тяжких испытаний она защищала Русскую Землю, оступившимся помогала встать на путь истинный, больных исцеляла…

Об этом ярко повествует в своём «Лете Господнем», написанном в эмиграции, великий русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В этой замечательной книге писатель вспоминает своё детство. В соответствии с церковным календарем он воссоздал в ней неизменный круг бытия Святой Руси: повседневную жизнь большого купеческого дома и работников, почитающих этот дом как свой собственный, религиозные и семейные праздники, крестные ходы, Масленицу и Великий пост, паломничество к Святой Троице... Жажда праведности составляет, по Шмелёву, коренную черту всего русского обихода.

О Святой Троице его Горкин говорит так:

«Троица-то? А небось учил в книжке, как Авраам Троицу в гости принимал... Как же ты так не знаешь? У Казанской иконы вот... три Лика с посошками, под деревом, и яблочки на древе. А на столике хлебца стопочка и кувшинчик с питием. А царь Авраам поклонился, руки сложил и головку от страха отворотил... Пойдет завтра Господь во Святой Троице по всей земле... Земля Ему всякие цветочки взрастила, березки, травки всякие... Вот и понесем Ему, как Авраам-царь».

Шмелёв и сам неукоснительно следовал традиции предков, неоднократно бывал в Троице-Сергиевой Лавре, где до октябрьского переворота находилась святая реликвия. Ныне икона – в Государственной Третьяковской галерее.

Сегодня и в Лавре, и во многих уголках России, Украины, Белоруссии списки рублёвской иконы - столь же чудотворные, как и оригинал. И к старой Троице, детищу преподобного Сергия Радонежского, и к новым Троицким храмам и монастырям можно добираться теперь на богомолье не пешком, а самыми разными видами транспорта. Нужна лишь вера.

Николай ГОЛОВКИН - член Союза писателей России.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=3049

 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме