Особенно духоподъемно прозвучала перед тысячами собравшихся проникновенная речь Патриарха Кирилла, которую в своем слове Н. Рыжков резонно посоветовал опубликовать во всех СМИ.
Приведем несколько цитат из этой речи Предстоятеля РПЦ у стен храма Петра и Павла в Прохоровке. В этом храме, 59-метровой высоты, на стенах размещены мраморные плиты, на которых высечены имена 8500 воинов, павших в битве под Прохоровкой. (Автор этих строк обнаружил слева от алтаря, за образом Св. Георгия Победоносца четверых своих однофамильцев, а, исходя из соседской географической близости, не исключено, что и родственников.)
«Сегодня мы преклоняем главу пред всеми, кто жизнь свою отдал за спасение Отечества, мы преклоняем главу перед живыми ветеранами, которые помнят те огненные годы и осуществляют живую связь поколений, – сказал Святейший Патриарх. – Чем больше времени проходит от той самой страшной войны и от Победы, тем драгоценней становится для всего нашего общества присутствие ветеранов, носителей живой исторической памяти, героев духа, победивших врага».
«Для того чтобы побеждать, нужно быть сильным. И народ наш день и ночь трудился, куя победу, у станков, на полях, давая все необходимое фронту. А те, кто был на фронте, не щадили жизни своей, не думали о выгодах, но исполняли приказ и погибали за народ свой и страну свою. То, что совершила наша армия, то, что совершило тогдашнее поколение, навсегда останется великим примером для последующих поколений», – подчеркнул Предстоятель.
«Если мы хотим побеждать трудные обстоятельства жизни, если мы хотим обеспечить мир и процветание нашего Отечества, а если необходимо, и защитить наше Отечество, то мы должны быть сильными духом, – продолжил Святейший Владыка. – И это не простой призыв по случаю приближающегося праздника <…> Взирая в прошлое, мы отдаем дань нашим героям и говорим, что они выполнили долг. А что такое долг? Это нравственное, а не юридическое понятие. Мы знаем, что никакие суровые законы военного времени не гарантировали исполнения долга – были и такие, кто предавал и позорно бежал с поля боя, вступал в сотрудничество с оккупантами. Долг – это нравственное понятие. Человек способен исполнять долг тогда, когда он силен духом».
«Поэтому сегодня мы с молитвой вспоминаем подвиг наших героев, строим храмы по всему лицу нашей земли, – сказал Святейший Патриарх Кирилл. – Верим, что Бог способен сохранить наш народ, укрепить его нравственное начало, а вместе с тем укрепить способность людей выполнять свой долг не за страх, а за совесть, как только и можно выполнять долг».
«Сегодня, вспоминая героев войны, склоняя головы перед прошлым, мы обращаемся в будущее и просим Бога, чтобы Он никогда не оставлял наш народ, укреплял нашу веру, помогал нам быть сильными и способными одерживать победы. А это значит, что будут существовать и наш народ, и наше Отечество», – сказал Святейший Владыка и завершил свое обращение Пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!»
* * *
Когда зазвонили с высоких высот колокола, нельзя было не обратить внимание и на колоколенку-ротонду, стоящую в нескольких десятках метров от Петропавловского храма. Ротонда была установлена в мае 2000 г. с Колоколом единения славянских народов, который освятил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II в присутствии президентов трех славянских государств – Беларуси (
Лукашенко А.Г.), России (
Путина В.В.), Украины (Кучмы Л.Д.); тогда же состоялось открытие скульптурной композиции «Воинам, павшим на Прохоровском поле».
Эта колоколенка с единым колоколом словно озвучивала мысль Патриарха, высказанную на учредительном заседании Белгородского регионального отделения Всемирного русского народного собора накануне в Овальном зале: «Современная Россия,
Украина, Беларусь – это Русский мир, это историческая Русь, которая сформирована одним и тем же духовным началом, которая существовала и существует в одной системе ценностей. Это огромного значения цивилизационное явление в современном мире. Вот почему нужно употреблять все силы для сохранения этого цивилизационного единства. Мы живем в суверенных государствах – так распорядилась история. Но это не значит, что мы должны становиться чужими людьми. И замечательно, что сегодня так энергично развиваются интеграционные процессы – и на уровне политического диалога, и на уровне экономики. Я думаю, что нужно употреблять все силы для того, чтобы сохранять в первую очередь наше духовное единство. И Русская Православная Церковь, которая является Церковью и для россиян, и для украинцев, и для белорусов, и для молдаван, и для прочих народов, образующих великий Русский мир, несет за это особую ответственность. Очень важно, чтобы эту ответственность вместе с Церковью разделяли совестливые люди, для которых славная история Руси не является перевернутой страницей, но для которых эта история живет и в сегодняшнем дне».
По окончании церемонии открытия, освящения музея и общения с ветеранами и участниками театрализованных инсталляций Святейший Патриарх Кирилл посетил Прохоровский православный детский дом-школу во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
В ходе праздничного обеда, состоявшегося в Прохоровском культурно-историческом центре, Его Святейшеству были вручены еще несколько подарков. Губернатор Е. Савченко вручил макет Прохоровской Звонницы В. Клыкова. А владыка Иоанн преподнес большую цветную линогравюру знаменитого белгородского художника С. Косенкова (1941–1993) из цикла «Прохоровское поле». Вдова художника Анна Косенкова, директор музея-мастерской Заслуженного художника РСФСР С. С. Косенкова, подарила владыке большие художественные альбомы «Станислав Косенков» (Белгород, 2001) и «Храмы великой России» (
Москва, 2009).
Увиденную символику подаренной гравюры пояснил Патриарху владыка Иоанн. Дело в том, что на гравюре спиной к зрителю изображен сидящий среди белых пушистых одуванчиков белобрысый мальчишка, сам словно одуванчик, а поле переходит в хлебное и затем в глубокие борозды, среди которых словно произрастают фотокарточки, письма военных лет. Все вместе это символизирует наследие русской памяти, вечно восходящей на ратных полях Отечества, в мирные годы засеваемые хлебом, питающим нас телесно и сердечно. Хрупкость памяти, самой человеческой жизни, хрупкость мира символизируют образы одуванчиков, но в образе мальчишки, глядящего словно в лики павших предков и получающего от них, погибших, напутствие в жизнь, есть необоримая духовная сила, претворяющая горечь потерь и жертв в победительную мощь, дающая конкретному человеку и всему нашему Отечеству надежду на жизнь и процветание.
Можно сказать, что на этом двухдневный визит Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на Белгородчину завершился. И мы неслучайно завершим рассказ об этом визите косенковской темой. Патриарха в Прохоровском культурно-историческом центре – наряду с выставкой детских рисунков и нескольких тематических произведений мастеров разных лет – встречала экспозиция из 12 работ С. Косенкова. А 7 мая в музее-мастерской Косенкова в Белгороде открылась выставка его произведений о главной косенковской теме, о Великой войне – «Красное вино Победы» (так назывался рассказ курского прозаика Е. Носова, выходивший подарочным изданием в 1980-х с цветными иллюстрациями С. Косенкова).
* * *
«Есть замечательные слова в Священном Писании: «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5, 15). Ничто не запрограммировано на нашем историческом пути. Когда иногда читаешь те или иные газетные статьи, то поражаешься историческому беспамятству людей – будто бы не было революции, гражданской войны, всей этой крови; будто бы не было потрясений 90-х. Думали, что пройдет еще некоторое время, уйдут наши ветераны, уйдут люди, прошедшие в том числе и через трагедию распада великой страны, и придет новое поколение. А не станет ли оно снова легкой добычей демагогов, болтунов, популистов, которые снова, как некогда, постараются развернуть наш народ на другой путь исторического развития?.. Только внутреннее духовное состояние, целостность человеческой природы являются панацеей от всех бед. Народ силен только тогда, когда он силен духом. И об этом очень естественно говорить здесь, на Белгородской земле, рядом с Прохоровским полем» – так сказал наш Патриарх.
«Именно эта земля принадлежала сыновьям святого равноапостольного великого князя Владимира – сначала Мстиславу Храброму, потом Ярославу Мудрому, и стала военным и духовным оплотом древнерусского государства. Здешние крепости – Хотмысль, Белгородье, Холок, Оскол не раз вставали на пути печенегов, половцев, защищая с юга российские земли. Не покорились белгородцы ни монголо-татарам, ни литовским рыцарям, ни войскам Речи Посполитой».
Добавим в этот сокрушенный вражеский ряд и немецко-фашистских захватчиков.