Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Батюшки в сети

Священник  Максим  Плякин, Православная вера

04.05.2010

В одном из номеров нашей газеты мы начали разговор о том, что существующие в Интернете социальные сети представляют собой широкое поле для миссионера — многие священники, выходя в глобальную сеть, продолжают проповедовать на «Одноклассниках» и «В контакте», где порой люди задают им гораздо больше вопросов, чем в храме. Но кроме простого общения Интернет может принести православному священнику и конкретную пользу. Какую? Об этом рассказал клирик храма в честь Рождества Христова города Саратова, один из смотрителей интернет-сообщества «Церковный устав» в «Живом Журнале» и модератор форума «Диаконник» диакон Максим Плякин.

«Одноклассники» — это игра

— Есть несколько вариантов общения в cети, и если говорить о серьезном общении, то «Одноклассники» в известной степени — это игра,— считает отец Максим.— Там есть группы семинаристов, группы учащихся в духовных академиях, но обычно туда заходят, чтобы просто «поболтать со знакомыми».

Серьезная же работа, по мнению отца Максима, ведется в «Живом Журнале» на livejournal.com, более известном как «ЖЖ». Это американская социальная сеть, насчитывающая десятки миллионов пользователей, в том числе и в русскоязычном секторе. Интернет-сообщество «Церковный устав», в которое входит отец Максим, объединяет людей, неравнодушных к нашему письменному наследию. Каноны Церкви, догматика, богослужение... Люди имеют возможность обсудить интересующие их вопросы и обменяться мнениями. География участников дискуссий (а в них может принимать участие 150–200 человек одновременно) — от Аляски до Австралии.

— Это дает возможность общаться с людьми, которые во многих вопросах гораздо компетентнее тебя, но с которыми в реальной жизни ты, скорее всего, не пересечешься,— рассказывает отец Максим.— Например, «живьем» поговорить с настоятелем храма святых жен-мироносиц в Венеции иереем Алексием Ястребовым я вряд ли когда-нибудь смогу, а на форуме «Диаконник» мы — в соседних темах.

Интернет-форум deacon.ru создавался как сервис, где каждый священнослужитель может получить ответ на свой вопрос или спросить совета в решении той или иной проблемы у более опытных батюшек, у которых за плечами десятки лет служения в сане. 

— Этот форум жестко модерируется, здесь запрещены дискуссии не по темам, а также бессодержательные комментарии. Грубые грамматические ошибки рассматриваются как неуважение к собеседнику, не допускаются хамство и сквернословие — ведь форум заявлен как место общения священнослужителей,— объясняет позицию администрации сайта отец Максим.

Несмотря на то что форум «Диаконник» открыт для регистрации любого пользователя, в правилах оговорено, что для обсуждения проблем в духовной жизни мирян есть другие места. 

Искушения Интернета

Найти друзей за тысячу километров, позволить себе роскошь человеческого общения с людьми, разделяющими твои взгляды, проговорить что-то в кругу единомышленников — вот главные преимущества сети. Но интернет-общение скрывает в себе не только уникальные возможности, но и некоторые опасности. Отец Максим считает одним из самых серьезных искушений Интернета искушение анонимностью. 

— Есть пользователи, которые не скрывают своего имени, другие стараются любой ценой сохранить анонимность. На это могут быть объективные причины,— объясняет отец Максим,— например, человек, занимающий определенный пост в синодальном учреждении, не хочет, чтобы его частное мнение ассоциировалось с позицией этого учреждения; чтобы за его словами, которые могут быть ошибочными, читалась официальная позиция Церкви. Бывает также, что человек не хочет вступать в конфликт с теми или иными структурами Церкви по причине своих резких высказываний. Но гораздо чаще псевдонимы скрывают другую причину — желание спрятаться за маской. И эта личина может сквернословить, хамить, даже богохульствовать… 

По мнению отца Максима, здесь есть еще одна опасность: человек, который привыкает к своей «невидимости», снимает свои внутренние моральные запреты и начинает говорить то, что в обычной ситуации не стал бы говорить.

— Сеть — публичное место. Сегодня стало технически сложно потерять что-то в Интернете. И христианин, общаясь в cети, должен осознавать меру своей ответственности,— уверен отец Максим.— А тем, кто не умеет держать себя в руках, стоило бы применить интернет-воздержание.

Существует и другое искушение — искушение представить себя кем-то, кем ты не являешься. Поэтому на «Диаконнике» приветствуется регистрация под реальными именами и есть предупреждение о том, что человек, приписавший себе сан, которым он не обладает, с форума изгоняется. Еще одно искушение, преодолеть которое не менее трудно,— это иллюзия всезнайства.

— Если человек обладает определенным интеллектуальным багажом, запасом логики и может вести беседы на разные темы, то у него может возникнуть иллюзия, что он может вести беседы на все темы,— поясняет отец Максим.— А если христианин, тем более священнослужитель, начинает поучать на тему, которой он не знает,— это искушение не только для него, но и для его собеседника.

Отец Максим уверен: люди, отстаивающие свое мнение в сети, должны уметь его аргументировать (в этом и состоит классическая задача апологета — объяснять позицию Церкви), но не вступать в дискуссию ради дискуссии.

— В психологии есть такое понятие: человек-магнитофон,— рассказывает отец Максим.— Тот, кто воспроизводит заранее записанную пленку и не воспринимает вторую сторону. За десять лет в сети я научился распознавать таких людей и стараюсь не вступать в бесплодные дискуссии, мотив которых непонятен, а вступаю только в те, где есть шанс быть услышанным. Например, на одном сайте велась дискуссия о том, что Андрей Рублев вовсе не святой, что все это интеллигентские выдумки. И мне довелось объяснять, почему Русская Православная Церковь видит в иконописце Андрее идеал святости. Когда я вступал в дискуссию, я не думал никого переубеждать с пеной у рта. Мне хотелось бы, чтобы тот, кто сомневается, прочитает аргументы двух сторон, задумается и сделает выводы.

Про френдов и девирт

В сети завязываются не только дружеские отношения, личные привязанности и симпатии, но и деловые отношения. С иереем Феодором Людоговским, преподавателем церковнославянского языка Московской Духовной Академии, с которым отец Максим готовил статью для сборника богословских трудов Саратовской православной духовной семинарии, он познакомился в сети. Отец Феодор — постоянный автор портала «Богослов.ру». И то, что началось как знакомство людей, интересующихся акафистами, со временем переросло не только в дружбу, но и в совмест­ную научную работу.

— Сегодня в обиход интернетчиков входит такое понятие как «девирт» — девиртуализация,— объясняет отец Максим.— Когда люди, знавшие друг друга только под никами, встречаются вживую. Этот феномен существовал и раньше — так называемая дружба по переписке,— просто в Интернете это происходит в режиме реального времени. 

Можно ли жить без сети?

Несмотря на то что сегодня трудно представить человека, не знающего ничего про Интернет, отец Максим вовсе не считает его обязательной частью нашей жизни.

— Компьютер должен быть другом, но не господином,— замечает отец Максим.— Проверить, есть ли пристрастие к компьютеру, очень легко: может ли человек спокойно провести день без этого аппарата? У меня была неделя офф-лайна, когда я был лишен возможности выйти в сеть, и я могу сказать, что скучал я не по компьютеру как таковому, а по общению с близкими людьми. Знаю также христиан, которые на время Великого поста не появляются в сети и свои странички блокируют, не давая ни себе, ни другим там писать — это ли не современная аскеза? Для тех, кто в сети не работает, а живет — это труднее, чем не есть колбасу. Думаю, в будущих изданиях епитимийников наравне с наставлениями святых отцов сребролюбцам будут наставления интернетолюбцам.

Подготовила Ольга Новикова

Полезные сайты

Форум православных священнослужителей

http://www.deacon.ru/forum

Предназначен для сетевого общения священнослужителей на любые темы, так или иначе связанные с храмом, службой, внехрамовыми делами духовенства.

Церковный устав во всей его полноте

http://community.livejournal.com/ustav

Богослужебный устав, догматика, церковное и светское право. Как сказано в аннотации самого сообщества, «вопросы, ответы, а также споры по этим темам приветствуются».

Форум Московской регентско-певческой семинарии

http://community.livejournal.com/kliros

Сообщество было создано на базе форума МРПС, чтобы каждый мог высказаться или задать вопрос по теме клиросного пения.

Форум любителей древнерусского пения и богослужения

http://talk.canto.ru

Предназначен для тех, кто любит древнерусское пение и готов обсуждать связанные с этими темами вопросы.

Газета «Православная вера» № 8 (412) 2010 г

 

Опубликовано на сайте информационно-аналитического портала Саратовской епархии "Православие и современность"

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9354&Itemid=4




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме