Праздник духа и тела

0
217
Время на чтение 6 минут

…Всё-таки праздник Вознесения как-то тонет в сиянии Пасхи и Троицы — он между ними не очень-то заметен и о духовном его смысле люди не часто задумываются…

— А стоило бы задуматься! — заявляет отец Серафим Сологуб, настоятель Вознесенского храма в Колпине. — Тем более что смысл этого праздника не только духовный, но и телесный. Да, представьте себе. Разве Господь наш вознёсся на небо только духом? Нет, — и телом тоже. Вы вдумайтесь: какая честь телу человеческому!.. Ну а если Сам Господь оказал ему такую почесть, то и мы, грешные, не должны своим телом пренебрегать, — не должны унижать его всевозможными ядами — от курева до наркотиков, не должны обременять лишним весом, расслаблять ленью, уродовать его нелепыми одеждами… Нужно всегда поддерживать тело в рабочем состоянии, не пренебрегать спортом, физической работой — вот тогда наша плоть станет послушным, удобным и ладным с виду инструментом для совершения добрых дел.
То же, если подумать, можно сказать и о храме Божием. Душа всякого храма — это его община, клир, прихожане… Дух — это таинства, которые в нём совершаются. А тело — это стены, камни… Можно, конечно, сказать, что тело не важно, важен дух, — и молиться в сарае. Но мы почему-то стараемся, чтобы храмы наши стали украшением города, чтобы даже неверующие, проходя мимо них, испытывали благоговение. И это правильно! Вот возьмите наш Вознесенский храм: он стоит на главном проспекте Колпина, он возвышается над прочими зданиями и красотой намного превосходит советские постройки… И прохожие — я не раз замечал это — становятся как-то собраннее, проходя мимо. Часто приходится видеть из окон храма: проезжает мимо автомобилист — обязательно сбавит скорость и перекрестится на наши купола…

— Ведь к вашему приходу не только Вознесенский храм относится…

— Верно! К нам приписана, во-первых, Никольская кладбищенская церковь. И как мне дорог этот храм! — не скажу, что больше Вознесенского, но и не меньше. Наверное, потому, что это первый храм, который построен мной от начала до конца. Такой вышел уютный, такой тёплый — просто душа радуется. И не у меня одного, вы не думайте, — многие люди с удовольствием молятся там, и, хотя храм кладбищенский, но в нём проводятся не только отпевания, но и крещения и даже венчания. Близость кладбища людей не смущает, — их привлекает особая, тёплая, домашняя благодать, которая как раз и нужна будущей семье. И сам я очень люблю там молиться за всех упокоившихся на Колпинском кладбище: мне ещё отец говорил (отец мой, протоиерей Иоанн Сологуб, был известным в нашей епархии священником), что молитва за усопших имеет особую силу: ты молишься за них, а они — за тебя…

Второй наш храм — Покровский, военный, — расположен на территории Северо-Западного спасательного центра МЧС. Маленький полковой храм, служим там по воскресным дням литургию, при необходимости проводим с бойцами беседы. Поставили его совместными усилиями с командованием части. Ребята-срочники ходят на литургию исправно: конечно, не всегда у солдата есть возможность поучаствовать в общей молитве, но, как правило, человек 10—15 срочников на литургии присутствует. Сейчас не советские времена, среди ребят есть много тех, кто ещё до призыва воцерковился… Был там такой раб Божий Иоанн — он, как попал в часть, сразу заявил, что служил иподиаконом у вологодского владыки и готов нести в храме любое послушание. Конечно, мы с радостью согласились.

Есть у нас часовня Тихвинской иконы Божией Матери при спец. ПТУ… Что это за ПТУ? Это такое учебное заведение, где учатся дети, которые для тюрьмы по возрасту не подходят, а по поведению не подходят для нормальной школы… Они молятся в своей часовне и порою приезжают в Вознесенский храм на исповедь и причастие…

— Какое они производят впечатление? Легко ли с ними общаться? Я слышал, что уголовники любят из каких-то корыстных целей прикидываться верующими…

— Да какая там корысть? Не знаю… А общаться с ними легко — легче, чем со многими из тех, кого общество считает «нормальными». Паренёк из спец. ПТУ приходит на исповедь и прямо говорит: «Я воровал! Я хулиганил! Я обижал слабых!» А из тех, кто ходит в храм постоянно, порой слова толкового не вытянуть: «Ну, я не знаю, в чём грешен… Ну, все грешны, и я тоже…» Ясное видение своего греха — дело немалое, весьма помогающее спасению. Мальчики из спец. ПТУ приходят в храм аккуратно одетыми, на службе внимательны, на беседах заинтересованны, любят ездить в паломничества — особенно им дорог Варлаамо-Хутынский монастырь…
Есть у нас ещё домовая часовня Св. прав. Иоанна Русского при детской больнице № 22. Она чем интересна? Больница большая, строилась в советское время как крупнейший в области центр, и в ней часто приходится крестить младенцев, рождённых недоношенными. Понимаете: роды трудные, ребёнок недоношенный, больной, есть опасность, что он с минуты на минуту умрёт; и кто-то из наших батюшек — день ли, ночь ли — бежит в больницу крестить новорожденного, что называется, «страха ради смертного». А ребёночек-то лежит под стеклянным колпаком, его не то что окунать в купель, — на него и побрызгать-то святой водой нельзя; какая-то крошечная капелька ему достаётся, но и этого хватает для такого случая.

— Вот вы, батюшка, потомственный священник… Это помогает вам в вашем служении или…

— Конечно, помогает. Для меня храм Божий — это родной дом, служба — это то, что с молоком матери впитано… Мой папа служил в Никольском Большеохтинском храме, а настоятелем там был о. Михаил Гундяев — родной папа нашего Святейшего Патриарха. Среди моих детских впечатлений беседы со священниками, которые были рукоположены ещё в царское время!.. Совершенно особые люди, хранители великих традиций петербургского благочестия. Я, к слову сказать, считаю, что петербургская школа церковного пения, петербургский строй церковной службы был непревзойдённым в старой России. Столица — она и есть столица: лучшие силы сюда собирались. И я в детстве мог видеть эту священническую элиту, а детские впечатления — они самые крепкие. Но вы сказали: «Помогает или…» — я понимаю, откуда это «или». К сожалению, случается такой соблазн у потомственных священников: воспринимать храм не родным домом, а своими личными угодьями, где ни с чем не считаешься и дверь в алтарь ногой открываешь… Но мне, слава Богу, такие настроения не свойственны.

— Отец Серафим, Колпино как будто недалеко от Петербурга — фактически это ещё черта города, — но нельзя сказать, что оно весьма популярно среди петербуржцев. Я, например, здесь первый раз. Мало знают люди этот район, мало знают и о вашем главном, Вознесенском, храме. Если кто-то из наших читателей вдруг приедет сюда, на что бы вы посоветовали ему обратить внимание в храме, какие из ваших святынь особенно почитаются прихожанами?

— Да, Колпино не слишком популярно: я тоже, пока не получил назначение сюда, ни разу тут не бывал. А побывать стоит: и город наш зелёный, красивый, и храм замечательный. На какую же нашу святыню стоит в первую очередь обратить внимание? Обратите внимание на то, что у нас очень много частиц святых мощей, причём таких, какие и в Петербурге не часто встретишь. Как-то так получилось, нарочно мы их не искали: они сами к нам приходят. Вот, например, нежданно-негаданно явились частицы мощей всех Оптинских старцев: диакон наш привёз из паломничества. Есть мощи св. прп. Силуана Афонского (правда, они в Покровском храме, на территории воинской части). А не так давно мой друг священник — без каких-либо просьб с моей стороны — подарил нам медальон с частицей мощей Святителя Николая Чудотворца. Это особая наша святыня! Вы, конечно, слышали, что Святитель издавна почтил Колпино своей милостью?.. Ещё в начале XVIII века эти земли были пожалованы Александру Меншикову, который построил здесь лесопилку — она потом разрослась в огромное предприятие и теперь именуется акционерным обществом «Ижорский завод»… Но в те давние годы в бараках, где жили рабочие, вдруг вспыхнуло моровое поветрие: люди гибли один за другим, — и так продолжалось до тех пор, пока в одном из бараков среди хлама не нашли чудесный образ Николая Угодника. Рабочие стали молиться перед ним — и болезнь вскоре прошла. Чудотворный образ стал одной из любимых святынь петербуржцев. Люди толпами съезжались в Колпино, чтобы поклониться ему; а на майского Николу с Николаевского вокзала даже пускали особый состав для колпинских паломников. Сейчас чудесный образ находится в Петербурге, в храме «Кулич и Пасха», зато мы разыскали то самое место, где его обрели в XVIII веке, и поставили там поклонный крест. Два раза в год — на зимнего и вешнего Николу — служим там молебен. А теперь вот Святитель телесно, в виде частицы мощей, вернулся в свои колпинские угодья — стало быть, благодать Божия не оставляет наш град.

Вопросы задавал Алексей МАКСИМОВ

Адрес Вознесенского храма: 196653, СПб, г. Колпино, пр. Ленина, д. 4, т./ф. 461-09-69

http://pravpiter.ru/pspb/n220/ta006.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии