Церковь встретила их с любовью

0
120
Время на чтение 6 минут

Помолитеся, оглашенние, Господеви. Вернии, об оглашенних помолимся, да Господь помилует их. Огласит их словом истины. Открыет им Евангелие правды. Соединит их Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви…

Это ектения об оглашенных; мы слышим ее за каждой литургией, но в большинстве случаев не придаем ей никакого значения или же воспринимаем этот момент исключительно как «фильтрующий»: после слов оглашенни, изыдите… да никто из оглашенных, елицы верни — начинается литургия верных, и в храме должны остаться только те, кто уже принадлежит к Церкви, то есть только крещеные (хотя быть крещеным и принадлежать к Церкви в наше время совсем не одно и то же).

Мы перестали слышать в этой ектении главное: молитву за тех, кто уже принял решение, но еще не крещен. А нужно, меж тем, слышать: не только молитву, но и великую радость за них — они уже подступили к порогу, им осталось только его перешагнуть.

Мы их просто не знаем, этих людей; долгие годы в нашей Церкви не было… как бы это выразиться? — статуса оглашенного. Вопреки, заметьте, тому обстоятельству, что в течение последних двадцати-двадцати пяти лет очень много людей приходило к вере, к Церкви и крестилось — сознательно, в зрелом возрасте.

Церковь встречала этих людей по-разному. Кого-то на пороге Церкви встретил искренний и внимательный священник — из тех, кто и вопросы задаст необходимые, и сам найдет для пришедшего человека необходимые слова. Но слишком многие из крещаемых, увы, этого не получили. Сухое, формальное, требоисполнительское отношение выражалось, в частности, и в отсутствии сколько-нибудь осмысленного, «возделанного» временного промежутка между волеизъявлением человека: «Хочу креститься» — и самим Таинством. Того промежутка, в течение которого человек как раз и именуется оглашенным.

Но картина меняется — и в нашей, и не только в нашей, надеюсь, епархии.

Рассказывает священник Сергий Штурбабин, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации:

— Для того чтобы сделать подготовку к Крещению более глубокой, надлежит обратиться к древним образцам, к практике первых христиан. В большинстве тогдашних общин практиковалась сорокадневная подготовка, совпадающая по времени с Великим постом, со Святой Четыредесятницей. В Константинополе традиционным днем Крещения огромного количества оглашаемых была Великая Суббота. Сам Патриарх Константинопольский на Великой Вечерне совершал Таинство над людьми, которых готовили к этому при Константинопольском Софийском соборе в течение поста.

В этом году мы собрали группу из двадцати человек, откликнувшихся на наши объявления, провели с ними в течение Великого поста пять огласительных бесед: о вере, о Творце, о Спасении, о Священном Писании. Тайна Святой Троицы, Боговоплощение, Крестная Жертва, воскресение мертвых и жизнь будущего века — все это было содержанием наших бесед. Последние беседы были посвящены Таинствам Церкви и духовному возрастанию.

Вербным воскресеньем в крещальне Свято-Троицкого собора настоятелем этого храма игуменом Пахомием (Брусковым) был совершен Чин оглашения. В современном требнике это последование являет собой единое целое с Крещением и Миропомазанием. Но из этого не следует, что нельзя сделать иначе. В древности человека вводили в Церковь постепенно, «и мы тоже решили последовать этой практике»,— говорит отец Сергий. Временной промежуток служит более глубокому осмыслению.

В чем смысл Чина оглашения? Оглашаемый отрекается от сатаны и приносит обет верности Христу — сочетавается с Ним.

Игумену Пахомию пришлось не только подробно рассказать оглашаемым, как будет проходить Таинство Крещения — ситуация совершенно необычная, и человек должен быть к ней готов! — но и предупредить людей о возможных испытаниях: неожиданных препятствиях, сомнениях, падениях духа и т.д. Враг рода человеческого не любит, когда люди приходят в Церковь, и всячески старается отвратить их от этого.

Само же Крещение и Миропомазание совершил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин в Великую Субботу. Вступление в нижний храм собора предваряемой архиереем процессии людей в белых крещальных рубахах произвело огромное впечатление на всех присутствующих. За литургией новоначальным предстояло первое Причастие.

* * *

Из двадцати человек, пришедших на первое занятие группы, до Крещения в Великую Субботу дошли семнадцать: десять мужчин и семь женщин. Возраст — от подростка до пенсионера. Одна из оглашенных предпочла креститься в менее торжественной обстановке — чисто психологически это, наверное, можно понять. Но те, кто остался — действительно, счастливы теперь; я видела это в их глазах.

Андрей, студент консерватории.

Крестился вместе с младшим братом Сергеем, тоже будущим музыкантом. Несколько лет назад в Астрахани Андрею, далекому на тот момент от Церкви, предложили петь в церковном хоре.

— Когда поешь в храме — вольно или невольно вникаешь в то, что в нем происходит. Стал интересоваться, стал читать Евангелие и в конце концов подумал: если Бог сделал к нам шаг, пришел к нам на Землю, принес Свою Жертву — значит, и мы должны сделать какой-то шаг к Нему. Это же не может быть просто так: я живу, я где-то там, в душе в Бога верю, а сделать для Него ничего не хочу. Мы тоже должны что-то сделать для Него, принести какую-то свою жертву. Поэтому решил креститься. На первое занятие группы позвал с собой брата — и он остался и принял то же решение, что и я. А то, что мы шли к этому не поодиночке, что нас готовили в группе — очень хорошо: чувство локтя помогает.

Ирина Седова, директор «Радио Дача»:

— Я пришла в Церковь не от беды, не от несчастья. Земного благополучия человеку недостаточно. Ему нужна надежная духовная опора. Надежная вера. Я всегда чувствовала в себе веру, ходила в церковь, но решающий момент был — когда мы с дочерью приехали в Покровский храм, чтобы поклониться мощам Матроны Московской. Стояла огромная очередь, я не хотела ждать, но моя Настя, студентка, сказала: нет, мама, я останусь. И мне стало стыдно, и я осталась тоже. И вот, когда мы уже выходили из храма, я очень ясно почувствовала, что… как-то неправильно живу. Подошла к одной женщине, которую знала как постоянную прихожанку Покровского храма и спросила, к кому мне лучше обратиться по поводу моего крещения. Она ответила: да вас просто Бог привел! И указала мне на объявление о наборе группы оглашаемых.

В этой группе я открыла для себя очень многое, но больше всего меня поразило отношение к нам. Нас пестовали как детей. Я почувствовала благодать, я поняла, почему в Церкви принято целовать благословляющую руку священника. Огромное спасибо!

Сергей Хрычев, инженер, работающий в сфере здравоохранения:

— К Крещению я пришел осознанно, и скорее разумом, чем душой. Душа — она в нашем возрасте глубоко внутрь человека уходит, и только когда разум уже утвердился в решении — поднимается и включается в этот процесс.

Я принял уже решение, но у меня было такое стремление, продиктованное, как я теперь понимаю, самолюбием, гордостью: поехать куда-то далеко и креститься в каком-то необыкновенном месте. В Троице-Сергиевой Лавре, к примеру, раз уж я Сергей. Но поездка эта все откладывалась, а я меж тем понял, что креститься мне нужно — здесь и сейчас. Увидел на своем любимом сайте «Православие и современность» объявление о наборе группы оглашаемых, пришел — и понял: вот то, что мне надо.

Занятия в группе помогли избавиться от напряжения, от чувства тревоги перед входом в храм: «Я ничего там не понимаю, я сделаю что-нибудь неправильно». Я получал ответы на все мои вопросы. Если бы не группа — я, может быть, снова заметался бы и опять бы откладывал.

Самое большое сомнение, самый большой страх был связан с исповедью за всю мою прожитую жизнь. Все мои чувства были, наверное, написаны на лице, и отцу Пахомию (игумен Пахомий [Брусков], настоятель Свято-Троицкого собора.— М.Б.) пришлось меня успокаивать. После исповеди я вышел из храма как в столбняке, поехал к себе домой… и только на 3-й Дачной будто очнулся, и это был такой подъем чувств… Это очень трудно передать словами.

А сразу после купели, перед Миропомазанием, когда мы в наших белых одеждах вошли в храм и встали перед иконостасом… Ощущение было — будто я нахожусь в другом измерении. Может быть, не в нашем времени, а в каких-то прошлых веках.

Об этом странном ощущении — выпадения из реального времени — мне рассказывала потом и присутствовавшая на этой литургии прихожанка Свято-Троицкого собора. Да, это был незабываемый день! Но ведь он — только начало пути. Пути непростого, нелегкого.

Валентина, Павел, Сергий, Андрей, Роман, Михаил, Фотиния, Антонина, Ирина, Сергий, Ирина, Галина, Димитрий, Андрей, Анна, Сергий, Павел. Они уже не оглашенные. Они уже переступили порог и вошли к нам — в Церковь. Помолимся о них.

Газета «Православная вера» № 7 (411) 2010 г.

Опубликовано на информационно-аналитическом портале Саратовской епархии "Православие и современность"

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9283&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии