Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

С прицелом не только на Сочи...

Алексей  Балиев, Русский вестник

23.04.2010


Почему в Грузии ныне вспоминают о черноморском побережье Краснодарского края?.. …

Официальные круги в Тбилиси и «примкнувшие к ним» аналитики в последнее время часто напоминают России, что регион Туапсе-Сочи-Адлер-Красная Поляна был в составе как «первой» независимой Грузии, так и Советской Грузии в первые годы ее существования. Эта линия Тбилиси обусловлена не столько стремлением «отторгнуть» эти территории, что едва ли возможно даже теоретически, сколько намерениями под любыми предлогами помешать Олимпиаде в Сочи. В пользу последней версии говорит то, что грузинские власти уже вовсю протестуют против Сочинской Олимпиады и под экологическими предлогами (см., например, http://kalmykia.kavkaz-uzel.ru/articles/159160/).

Но кампания в пользу «нероссийской» принадлежности олимпийского региона нацелена и на Абхазию: дескать, не только у Грузии, а также и у автономной от Грузии Абхазии Москва отняла упомянутую территорию (ибо она была в составе Абхазии, автономной до 1991 г. от Грузии). Тем самым абхазам подбрасывают так потенциально возможный спор с Россией. Во всяком случае, в Грузии в последнее время публикуются и карты, и статьи, «доказывающие» якобы исконно грузинскую, точнее - грузино-абхазскую принадлежность Сочи-Туапсинско-Краснополянского региона и, соответственно, его «оккупацию» Россией (см., например, www.abkhaziya.org/news_detail.html?nid=15248).

Адептов такой политики «вдохновляет» такой малоизвестный факт: только с января 1952 года причерноморская железная дорога Гагра (Абхазская ССР)-Адлер-Сочи-Туапсе была включена в Северо-Кавказскую железную дорогу РСФСР. До этого - с 1921 года - данная стратегическая артерия была... в составе Закавказской железной дороги, управляемой из Тбилиси. То есть до начала 1950-х уже советские власти Грузии всеми правдами и неправдами добивались того, чтобы эта артерия оставалась в составе железных дорог Грузии.

Беспрецедентной, в самом деле: среди советских республик только Грузия обладала на российской территории своей железной дорогой...
Так как же это всё начиналось?

Грузинские власти де-факто захватили упомянутый регион в 1918-м с разрешения местных белогвардейских генералов (Покровского, Ковалевского). Правда, генералы Деникин, Врангель и великий князь Николай Николаевич впоследствии не признали захвата Грузией той территории и предписали восстановить российско-грузинскую границу по реке Псоу и южнее Красной Поляны, но войск у Белой Гвардии для реализации таких приказов уже не было. Более того: грузинскую принадлежность этой территории еще в 1918-м официально признала Великобритания и, заметим, до сих пор не аннулировала это своё решение !..

Если точнее, деникинцы были хозяевами положения на юге России, разгромив в ноябре 1918 г. наступавшие на Дон части Красной Армии. Белые войска к декабрю 1918-го заняли часть Сочинского округа до посёлка Лоо включительно. И двинулись, было, на Сочи и Адлер. Но Великобритания в специальной ноте от 29 декабря 1918 года потребовала от А.И. Деникина официального обещания воздержаться от наступления на Сочи и дала соответствующие заверения Грузии. Сочинский округ, под давлением со стороны Лондона, был объявлен нейтральным, но подчиняющимся грузинской администрации. А деникинцам, под угрозой войны с Великобританией, было запрещено дальнейшее продвижение вдоль побережья Черного моря бывшей Российской Империи без согласия на то командующего британскими войсками в Закавказье генерала Уоккера(1)...

По политическим соображениям Ленин и Троцкий сохранили за независимой Грузией упомянутый регион, в ее составе он был и первые годы Советской Грузии. Но к осени 1924 года, по настоянию Сталина, Цхакая(2) и Кирова эта территория была возвращена РСФСР. Однако и советские власти Грузии с трудом смирились с потерей Сочинского региона и Красной Поляны. Они предпринимали разнообразные усилия, чтобы хоть тамошняя стальная магистраль управлялась из Тбилиси. Что и привело к сохранению железнодорожной артерии Гагра-Адлер-Сочи-Туапсе в составе Абхазского (Сухумского) отделения Закавказской железной дороги, повторим, до 1951 года включительно.

21 июня 1945 года, когда Советом министров СССР были уточнены границы большинства советских железных дорог, магистраль Гагра-Адлер-Сочи-Туапсе осталась в ведении Тбилиси, т.е. Закавказской железной дороги. Но, когда Сталин начал готовить, хотя с трагическим для себя и СССР опозданием, «Мингрельское дело» 1952-1953 годов - отстранение Берии (мингрела, т.е. представителя западногрузинского нацменьшинства) и его сообщников от власти, в числе «антибериевских» мер была и передача железнодорожной линии от Гагры до Туапсе включительно в управление Северо-Кавказской железной дороги РСФСР с 1952-го. Что и было сделано (см., например, «Справочная книга железнодорожника», М., Госжелдориздат, 1952 г.; www.inosmi.ru/translation/238887.html).

Словом, нынешние «сочинско-краснополянские воспоминания» нынешней Грузии востребованы и для того, чтобы попытаться вбить клин во взаимоотношения Абхазии с Россией - пожалуй, эта цель даже важнее, чем стремление дискредитировать Сочинскую Олимпиаду. 
 

Примечания. 
 

(1) Подробнее см.: Постановление Абхазского Народного Совета о необходимости занятия сочинского и туапсинского округов, 24 июня 1918 г., Центральный Государственный Архив Абхазии, ф. И-39, оп.1, д.6, л.13; «Русский Юг», Новороссийск, 1919 г.-февраль; Сергей Балмасов, «Грузия мечтает отобрать у России Сочи», «Правда», 28 августа 2008; Ярослав Ястребов, «Помнят Псоу и Бзыбь...», «Красная Звезда», 3 июня 2005.
  

 (2) Миха Григорьевич Цхакая (1865-1950 гг.). В 1921-1922 гг. - делегат Грузинской ССР в Совнаркоме (правительстве) РСФСР. В 1923-1930 гг. - председатель Президиума ЦИК Грузинской ССР и сопредседатель ЦИК Закавказской советской федеративной социалистической республики (существовала в 1922-1936 гг.). За его «непрогрузинскую» позицию в отношении Сочи и примыкающего региона город Цхакая, что вблизи Кутаиси (под таким названием существовал в 1940-1990 гг.), переименован в 1991-м в Сенаки.

http://www.rv.ru/content.php3?id=8450




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме