Матронинский монастырь - легенда, тайна, символ

0
146
Время на чтение 6 минут

1. Легенда

Существует несколько вариантов легенды, проливающей свет на возникновение топонима «Матронинский монастырь». Надо сказать, легенда эта поэтическая; даже более чем!

Итак. Князь Мирослав с дружиной возвращался из удачного похода - вёз на струге в свою крепость трофеи. В счастливом расположении духа надумал он пошутить, а при этом и проверить бдительность крепостной стражи. Велел он своей дружине переодеться во вражьи наряды; переоделся и сам. Дозорные на крепостной башне дело своё знали, заприметив чужаков, подняли тревогу. Княгиня Матрона, жена Мирослава, приказала лучникам атаковать струг. Прожужжали в воздухе стрелы, Мирослав повалился на палубу, кровью захлёбываясь...

В горе, гася в молитвах своё отчаяние, Матрона превратила крепость (или часть оной) в монастырь...

Согласно иной версии, князь возвращался не по воде, посуху. Позднего пересказчика, вероятно, мог смутить тот факт, что никакой судоходной реки вблизи монастыря нет. Однако «водную» версию напрасно отбросили. Со временем в холодноярском урочище были обнаружены остовы кораблей: Днепр и обмелевший ныне Тясмин тысячу лет назад текли иными руслами.

Легендарное событие относят ко времени правления Ярослава Мудрого, к XI веку. При этом исторически доказанным считается, что в 1198 году епископ Переяславский Павел заложил здесь церковь во славу св. Иоанна Предтечи. Не исключено, что на её месте была христианская церковь и прежде, даже и за двести лет перед тем, когда св. Владимир, Креститель Руси, повелел «рубити церкви и поставляти по местам, идеже стояша кумиры». В ХХ веке поблизости от этого места был обнаружен языческий жертвенник с солярными знаками, который связывают с культом «бога» плодородия Купало (праздновался в тот же день, в какой мы празднуем Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня / 7 июля).

Опушки лесов и обочины дорог на раннюю Пасху 2010 года ещё хранили снег, подтверждая мысль, что топоним «Холодный яр» возник как отзвук на климатические особенностей этой местности. Ныне «Холодный яр» - название обобщенное. Это, собственно, урочище, площадь которого семь тысяч гектаров, образованное из десятков сложно разветвленных лабиринтообразных яров, общая протяженность которых под 250 километров. Крутые и высокие холмы образуют между собой достаточно узкие проходы, настоящие ущелья, глубиной до 60 метров. Вся эта горно-складчатая труднопроходимая местность покрыта реликтовым лесом, в котором преобладают ясени и дубы. На отметке 224 м над уровнем моря расположено обширное плато. Здесь и находится Матронинский монастырь.

О том, что монастырь устроен на территории очень древнего городища, доисторического (о котором нет письменных памятников), знали давно. Это волновало.

Николай Костомаров, побывав в Матронинском монастыре и его окрестностях в мае 1872-го, писал: «В этом лесу видны два высоких вала, один за другим на расстоянии нескольких верст между собою обходящих кругом пространство, в котором заключается посреди лесной заросли монастырское строение. <...> Архимандрит показал мне в келии портрет Максима Зализняка в звании послушника Матронинского монастыря, с коротенькою «люлькою» в зубах; и сверх того показал мне несколько золотых и серебряных монет, выкопанных в валу, окружающем монастырь. Монеты эти византийские, первых веков существования Византийской империи. Они заставляют предполагать, что в эти далекие времена на месте, окаймленном один за другим валами, существовало поселение, входившее в торговые связи с византийским миром. Недурно было бы, если бы археология наша обратила внимание на этот любопытный уголок...»

2. Тайна

Археология внимание обратила.

Городище в разное время исследовали выдающиеся археологи - граф Алексей Александрович Бобринский, Викентий Вячеславович Хвойка, советские археологи; раскопки проводятся и ныне...

Здесь обнаружен «слоёный пирог цивилизаций», в частности элементы чернолесской (Х век до Р.Х.) и черняховской (ІV-V вв. новой эры.) культур. Однако особенно интенсивно хозяйственная, культурная и политическая жизнь здесь велась в VI-V вв. до Р.Х., во времена, которые мы традиционно связываем со скифской культурой. Здесь, в междуречье Днепра и Южного Буга, на относительно небольшом расстоянии друг от друга, в то время процветали пять крупных прагородов. При этом Матронинское городище является уникальным: лишь здесь обнаружено огромное количество античной керамики, в том числе остатков транспортных остроконечных амфор, в которых перевозились очень дорогие вино, благовония, оливковое масло. Эти амфоры не предполагали перегрузки с одного транспортного средства на другое, перевозили их на судах, воткнув в песок, который использовался в качестве балласта.

Доктор исторических наук, академик УАИН, заведующий кафедрой Черкасского национального университета Анатолий Морозов полагает, что есть серьезные основания считать Матронинское городище самой древней столицей автохтонного населения на территории нынешней Украины. Именно об этом говорят обнаруженные амфоры, содержавшие некогда «элитные товары». И ныне мы можем видеть земляные валы, поразившие когда-то Костомарова. Подсчитано, что на их создание (а это колоссальный оборонительный комплекс) ушло несколько миллионов человеко-дней. Ширина рвов доходила до 13-ти метров, их глубина - до 7, высота валов - до 20 метров. На валах были возведены крепостные стены. Морозов считает, что крепости этих прагородов являлись древнейшими в Восточной Европе и могли быть сооружены лишь при наличии централизованной государственной системы.

Интересно, что и 2500 лет назад жилища строились здесь точно так, как и во времена, близкие нам: стены - оплетенные лозой и обмазанные глиной с соломой столбы. Собственно, это «классическая» хата-мазанка. Именно такое археологически целое жилище, относящееся к VI-V вв. до Р.Х., было обнаружено с восточной стороны существующей Троицкой церкви, где за алтарём располагалось кладбище, благодаря чему хозяйственная деятельность не велась.

Во время одного из нападений на крепость дом загорелся, и стены рухнули, жильцы в него не вернулись. Таким образом, «в законсервированном виде» сохранилось внутренне убранство наших древних земляков - домашний жертвенник, земледельческий календарь, зерновые ямы, утварь... в этом же месте было найдено большое количество наконечников скифских стрел.

Остаётся тайной судьба народа, обитавшего здесь.

Это как недоступный клад, сокрытый от нас в неком метафизическом пространстве. Холодный яр пронизан тайнами и другого рода... Вот, например, тайна уже из других времён, нам более ясных. Как-то принесли гайдамаки в монастырь гроб. Сказали: товарищ от чумы умер. Под крышку, понятно, никто заглядывать не стал. Монахи исполнили положенное. Через много лет в монастырь явился старый гайдамак, сообщил, что в гробу был не покойник, а награбленные деньги, и он хотел бы пожертвовать их монастырю. Исполнено это не было: не осталось живых свидетелей тех похорон, место никто указать не мог.

3. Символ

Матронинский Свято-Троицкий монастырь - православное сердце центра правобережной Украины. Здесь каждому ведомо о событиях 1768 года, когда обитель сфокусировала в себе энергию протеста против насаждаемой поляками унии.

«Колиивщина» - гайдамацкое восстание (название от профессии мясника - колия, забивщика скота), апогей которого - «Уманская резня», завершилось трагически и для самих восставших. Впрочем, всё это хорошо известно. В разное время события «Колиивщины» трактовались по-разному, в соответствии с доминирующей идеологией. Гайдамаки именовались и разбойниками-грабителями, которыми они, безусловно, также являлись; их движение называлось антифеодальным (за пять лет до Пугачёвщины), каковым оно тоже было, а ещё «борьбой украинского народа за свою независимость», которым оно, конечно, не было, но таковым стало благодаря некоторым учебникам. Объективно же «Колиивщина» на 250 лет вперёд пресекла униатизацию, окатоличивание Украины. И лишь в ХХI веке из Львова в Киев на левый (!) берег Днепра перебазировалась униатская кафедра их кардинала: не мытьём, так катаньем

С середины ХVIII века униатство «в польской Укрийне» насаждалось с бешеной жестокостью. Православных, не желавших изменить святой вере предков, сжигали заживо, им рубили руки и ноги, священников били палками, насильно превращали в ксёндзов, отнимали церкви, передавали их в аренду иудейским бизнесменам, Матронинский монастырь не раз бывал ограблен, а монахи избиты; многие бежали на Левый берег, на территорию Российской империи.

Кровавая «Колиивщина» - это как судорога народа, которому на горло наступила сапогом, его действия (очень не политкорректные по современным меркам) можно бы признать действиями в состоянии аффекта.

Максим Зализняк, бывший послушник Матронинского монастыря, ставший предводителем гайдамаков, на допросе об Уманской резне свидетельствовал: «Поляков, жидов, а при том и тех, кои и во услужении конфедератов были веры греческой (коллаборационистов - православных, служивших полякам. - О.С.), поколото немалое число, а сколько, заподлинно знать не могу, однако думаю не менее, как всех мужеска и женска, даже до сущих младенцев, тысячи две человек...»

Сейчас пишут о 18 тысячах погибших. Резню сопровождал грабёж - осмысленный и беспощадный. Награблено было, по словам Зализняка, 100 тысяч рублей. После разгрома восстания королём и союзными ему русскими войсками насаждение униатства на Украине было прекращено; императрица Екатерина Вторая добилась этого от польских властей. Мучения участников восстания, частью оказавшихся в Варшаве, частью в Сибири, позволяют думать, что Колиивщина была бичом Божиим, призванным унять аппетиты католической Европы.

Матронинский монастырь, который на протяжении своей истории уничтожался и возрождался несколько раз, является символом стойкости и торжества Православия.

http://odnarodyna.ru/articles/14/1175.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02