itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Египетская миссия Патриарха Кирилла

В стране пирамид Святейший налаживал непростой межцивилизационный диалог

Новости Москвы 
0
145
Время на чтение 6 минут

На протяжении последних лет в стране произошли десятки конфликтов на межконфессиональной почве между мусульманским большинством и христианским (коптским) меньшинством. И потому визит Патриарха Московского и всея Руси имел особую значимость.

Горячая межконфессиональная точка

Каир постоянно демонстрирует толерантность к представителям различных конфессий, проживающим на территории АРЕ. И хотя официальной религией Египта согласно конституции является ислам, власть носит подчеркнуто светский характер.

В СМИ постоянно акцентируется внимание на том, что христианское население страны пользуется такими же правами, что и мусульманское большинство. Кроме того, начиная с 2003 года, праздник Рождества Христова провозглашен властью АРЕ общенациональным праздником и, соответственно, выходным днем.

Однако, власть, похоже, сильно идеализирует межконфессиональную ситуацию в Египте. Стычки на религиозной почве случаются в стране регулярно. Так, еще живо в памяти трагическое событие, произошедшее вечером 6 января сего года в канун Рождества в египетском городе Наг-Хаммади, когда вооруженные люди расстреляли толпу прихожан, возвращавшихся с праздничной литургии, которая проходила в коптской церкви. В результате стрельбы из проезжавшего мимо автомобиля погибли семь молодых людей, как минимум девять человек получили ранения.

Возможно, в ближайшее время можно ожидать дальнейшего обострения межконфессиональной ситуации. Главная причина – ситуация социально-экономическая. Ежегодный прирост населения в Египте составляет 1,2-1,3 млн. чел. Около 97% населения проживает в плодородной прибрежной части Нила, т.е. всего лишь на 4% территории страны. Таким образом, наблюдается концентрация большого количества жителей на крайне незначительной территории. Быстрый прирост населения превышает темпы экономического роста и не позволяет добиться улучшения жизненного уровня.

Высокий процент бедности, перенаселение страны создаёт все условия для роста социального напряжения, которое, в свою очередь, ведет к распространению радикальных настроений в обществе.

Межконфессиональную ситуацию в Египте может усугубить и недавняя кончина главы наиболее авторитетного суннитского исламского учебного заведения - каирского университета Аль-Азхар шейха Мухаммеда Саида Тантауи. Он считался одним из самых авторитетных суннитских богословов.

Повышенный интерес к позиции главы университета Аль-Азхар не случаен как со стороны власти, так и со стороны оппозиции. Основанный в 988 году, Аль-Азхар на сегодняшний день является главным религиозным мусульманским учебным заведением Египта, а также старейшим, самым большим и наиболее влиятельным исламским университетом в мире. Его глава - Верховный имам страны - традиционно имеет ранг премьер-министра Египта и назначается пожизненно.

Радикальные исламисты зачастую критиковали Тантауи за "чрезмерное заигрывание" с христианами-коптами. И действительно, Мухаммед Саид Тантауи и Патриарх Коптской церкви Шенуда III постоянно публично демонстрировали взаимопонимание и взаимоуважение. Оба часто выступали с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики.

В то же время, многих представителей коптского меньшинства насторожил тот факт, что глава египетского государства остановил свой выбор на кандидатуре радикального Ахмеда Аль-Тайиба, а не умеренного Верховного муфтия Египта и главы управления по изданию фетв (богословско-правовых заключений) аль-Гомаа. Очевидно, официальный Каир руководствовался, в первую очередь, желанием перехватить "пиар-инициативу" у представителей религиозной оппозиции.

В этой связи, прошедшая встреча Патриарха Кирилла с новым шейхом Аль-Азхара представляется очень важной и своевременной. Во время беседы предстоятель РПЦ пригласил шейха Ахмеда ат-Тайиба на саммит религиозных лидеров в Баку, который запланирован на 26-27 апреля сего года, а также предложил создать постоянно действующий совместный совещательный орган, который позволит Русской православной церкви и университету Аль-Азхар обсуждать важнейшие вопросы. Шейх принял приглашение патриарха Кирилла и пообещал приехать.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо подчеркнул, что РПЦ давно "почувствовала необходимость диалога с исламским миром на высоком богословском уровне".

В этой связи, он рассказал на встрече с шейхом о совместной с Ираном богословской комиссии, которая действует уже десять лет, поочередно собираясь раз в два года в Москве и Иране для обсуждения важнейших вопросов современности, волнующих последователей и православного христианства, и ислама.

"Мы давно хотим установить такие же отношения с вашим университетом, который является крупнейшим богословским исламский центром", - заявил Патриарх Кирилл.

Он отметил также, что и на Востоке, и в России есть прекрасные примеры мирного сосуществования религиозных большинства и меньшинства.

Предметом православно-мусульманского диалога, по словам Патриарха, должна стать, в частности, опасная, по его мнению, тенденция отказа современной цивилизации от понятий греха и святости, добра и зла, стирания границ между ними. По его мнению, современная западная цивилизация делает акцент на свободе человеческой личности, оправдывая и допуская любое поведение, не нарушающее свободу другого. "И это наша общая ответственность - христиан и мусульман, всех тех, кто верит в единого Бога и признает наличие объективных понятий добра и зла, всех тех людей, которые принимают такое понятие, как грех. Думаю, настало то время, когда верующие люди должны быть вместе", - заявил предстоятель РПЦ.

Очевидно, Патриарх Кирилл произвел впечатление на доселе считавшегося "бескомпромиссным" шейха Ахмеда Аль-Тайиба. Последний, в частности, заявил, что "полностью согласен" с главой РПЦ в обозначенных им проблемах цивилизации, человечества, науки и образования, отметив, что "есть особый восточный характер в православном христианстве и исламе".

Коптский крест

В схожем ключе проходила встреча Патриарха Кирилла с Патриархом Коптской церкви Шенудой III. Предстоятель РПЦ особо акцентировал внимание на том, что Русская православная и Коптская церкви должны развивать богословский диалог и сотрудничество в сфере отстаивания христианских нравственных ценностей в мире. Вместе с тем Патриарх добавил, что этот диалог оказывается не таким простым, как предполагали те, кто его начинал.

Здесь надо отметить, что в 70-80-е годы прошлого века диалог между Русской православной и Коптской церквями был довольно-таки интенсивным. И сейчас обе стороны пытаются наверстать упущенное.

«Тема диалога с вашей церковью сегодня многих интересует в РПЦ. У нас появилось много молодых богословов, которые проявляют интерес, в том числе и к христологической теме. Хорошо, чтобы молодые богословы наших стран имели бы возможность встречаться, обмениваться опытом и участвовать в совместных богословских дискуссиях", - сказал Патриарх Кирилл.

Отвечая на вопросы журналистов после встречи с главой Коптской церкви, предстоятель РПЦ заявил, что семья поместных православных церквей мира и древние восточные церкви должны вместе свидетельствовать современному миру о христианских ценностях, объединять усилия, в частности, в сфере этики и морали.

«Мы испытываем в России глубокое уважение к Коптской церкви, которая является церковью-исповедницей, потому что верность Христу требовала иногда особого мужества у коптских христиан", - отметил Патриарх Кирилл.

Символично, что по завершению диалога с Шенудой III Патриарх Кирилл подарил главе Коптской церкви на память о встрече символ архиерейского служения и архиерейской власти - патриарший посох, со словами: «Опираясь на этот посох, вспоминайте, что у вас есть братья, на которых тоже можно опереться".

Вторая среди равных

И все же главное в программе визита Патриарха - это, разумеется, встреча с египетским православием.

Вообще, официальные визиты Патриарха Кирилла в поместные Православные церкви совершаются в соответствии с диптихом - богослужебным порядком упоминания предстоятелей Православных церквей. Александрийский патриархат занимает второе место в диптихе, а первый подобный визит патриарха Кирилла состоялся в июле 2009 года в Константинопольский патриархат.

Важно отметить, что, в отличие от отношений с Константинополем, у Московского и Александрийского патриархата никогда не было сложностей в отношениях.

В частности, обе церкви развивают сотрудничество в рамках межрелигиозного диалога, а также взаимодействуют в процессе подготовки Собора всех православных церквей. Более того, Патриарх Александрийский Феодор в 1990-х годах в течение пяти лет был представителем Александрийской церкви при Московском патриаршем престоле.

Кстати, Патриарх Кирилл планировал посетить Египет еще осенью, но Патриарх Александрийский тогда, к сожалению, не смог дать согласия на этот визит по состоянию здоровья.

Надо отметить, что Православие, упадок которого наблюдался на африканском континенте во второй половине первого тысячелетия, сейчас возрождается.

Оно считается в Африке быстрорастущей религией. Почти в каждой африканской стране есть православные храмы. Богослужения проводятся на английском, греческом, арабском и языках африканских народов.

Разумеется, еще многое нужно сделать, в том числе, далеко не в последнюю очередь и Русской православной церкви. Скажем, интересной представляется идея открытия богословского факультета и храма в Университете дружбы народов, где учатся, в основном, представители африканских стран, и многое другое.

В целом же, посещение Александрии, встречи с Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором II, молебен и литургия в Благовещенском соборе - кафедральном соборе Александрийской церкви, молебен в храме Димитрия Солунского в Каире, где расположено каирское подворье Русской православной церкви, встреча с соотечественниками, проживающими в Египте, посещение Старого Каира, где, по преданию, останавливалось Святое семейство во время бегства сюда, очевидно, продемонстрировало Патриарху Кириллу, что Православие на египетской земле победить невозможно.

Сам же предстоятель РПЦ в очередной раз показал умение находить точки соприкосновения с теми, кто придерживается отличных мировоззренческих ориентиров.

http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/jegipetskaja_missija_patriarkha_kirilla_2010-04-14.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виталий Билан
Есть ли у террористов родина?
(К статье "Кого называть террористом?")
25.11.2004
Все статьи Виталий Билан
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40