Перед лицом трагедии

0
110
Время на чтение 3 минуты

На прошедшей неделе внимание всего мира оказалось привлечено к авиакатастрофе под Смоленском. Польская делегация летела для участия в траурных мероприятиях, посвященных памяти польских офицеров, расстрелянных в 1940 году в Катыни; погода над смоленским аэродромом была неблагоприятной - густой туман - и экипажу было предложено лететь в Москву или Минск. Однако - возможно, по настоянию пассажиров - экипаж предпринял попытку совершить посадку в Смоленске, при снижении самолет зацепился за дерево и разбился. Все, находившиеся на борту, погибли.

Эта катастрофа унесла жизни примерно ста человек - в том числе президента Польши Леха Качиньского, его супруги и значительной части польской политической и военной элиты.

Как Патриарх, так и Президент выступили со словами соболезнования; многие высказывали свои соболезнования и в интернете, многие приносили цветы к польскому посольству. Это проявление доброй воли не осталось незамеченным - польские газеты тепло отзываются о поведении русских людей перед лицом этой трагедии. Так, автор статьи в "Газета Выборча" пишет: "Русские ведут себя феноменально; я не знаю, что еще могли бы сделать и русские власти, и простые люди, чтобы показать, что в это страшное время они с нами. Сотни москвичей принесли цветы к посольству; поведение русских людей по-человечески трогательно".

Но, увы, не все повели себя достойно - и можно было видеть довольно много комментариев на тему "Бог шельму метит", мол, Бог покарал поляков за русофобию. Интересно, что наибольшую осведомленность о намерениях Бога проявляли люди, в обычное время весьма далекие от благочестия, люди, которые вспомнили о Боге только затем, чтобы приписать Ему намерение покарать их врагов. Что же мы можем сказать о происшедшем? Лех Качиньский не был другом России; как политик, он сыграл не слишком почтенную роль в конфликте вокруг Южной Осетии и планов размещения американской системы противоракетной обороны. Но у него есть нечто глубоко общее с нами, то, что должно побуждать нас испытывать глубокую солидарность, чувство сопричастности и даже родства.

Он, как и мы - смертный человек, который был обречен в один день завершить свой земной путь, как обречен каждый из нас. Уже это должно располагать нас к глубокому состраданию. Как и многие из нас, он был охвачен политическими и национальными страстями, сражаясь за то, что ему представлялось важным и достойным. Сейчас он убедился в том, что многое из этого было неважным, а многое - неверным. И этот момент встречи с истиной о нашей жизни, момент суда, ожидает каждого из нас. Как говорит Писание, "человекам положено однажды умереть, а потом суд, (Евр.9:27)". И мне, и Вам предстоит уйти туда, куда ушел Лех Качинский со товарищи; туда, где мы услышим праведный суд о всех наших словах и поступках.

В глумливой реакции на чужую смерть - а разбившиеся поляки тут не первые и, увы, не последние - чувствуется невротическое отрицание этого факта. Люди как будто стремятся максимально отдалиться от чужого несчастья, как будто горе и смерть - это инфекционная болезнь, заражения которой можно избежать. Это отрицание - "это случилось с ними, с другими, потому что они - плохие люди, а со мной-то не случится, я хороший", выдает очень серьезную дыру в мировоззрении, оставшуюся с советских времен, да так и не заросшую.

Эта дыра - неспособность осознать и вместить реальность своей смертности и подсудности, и, в силу этого, неспособность правильно отнестись к чужой смерти, признать, что одни раньше, другие позже, но неизбежно все, пройдут через те врата, через которые ушли новопреставленные. Все мы предстанем на суд Божий, где, несомненно, любой нераскаянный грех получит должное воздаяние - и где нам не будет никакого дела до грехов Леха Качинского и летевших с ним, нас будут волновать только наши грехи, и мы будем страстно желать, чтобы оставшиеся на земле сопровождали наш уход не злорадными насмешками, а смиренной молитвой - "упокой, Господи, душу новопреставленного раба твоего".

Да, Лех Качинский не любил Россию, и да и среди других членов польской делегации едва ли было много наших друзей. Но совсем недавно, на Пасху, мы пели "и ненавидящих нас простим". И единственно возможная реакция для православных людей - не поминать грехи новопреставленных, как и мы бы хотели, чтобы наши грехи не были помянуты. Не случайно среди тех, кто злорадствовал, не было людей церковных - даже те, кто обычно резко высказывались о Польше и ее политической элите, нашли в эти дни слова сострадания.

И, может быть, эта трагедия послужит преодолению той неприязни и недоверия, которые разделяли два наших народа. Архиепископ Польской Православной Церкви Мирон (Ходаковский) летел в этом самолете, чтобы послужить примирению наших народов; будем же молиться о том, чтобы промыслом Божиим его стремление осуществилось.

http://www.radonezh.ru/analytic/12192.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Харитонов
Все статьи Алексей Харитонов
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35