itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) как лекарь от современных соблазнов

0
330
Время на чтение 11 минут

В наше время многие искренние христиане задаются вопросом о том, как выбрать себе подлинного духовного наставника и по каким признакам надлежит искать духовника, чтобы не ошибиться при выборе?

Вот как об этом пишут великие наставники «Добротолюбия» преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы: «Со всем усердием взыщи и постарайся найти себе руководителя непрелестного (непрелестность его да будет в представлении им в подтверждение того, что говорит, свидетельства из Божественного Писания), духоносного, ведущего жизнь, сообразную со своими словами, смиренного в мудровании о себе, во всем добронравного»[1].

Именно таким подлинным пастырем и был почивший четыре года назад архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910-2006). Чувствуя это, тысячи людей со всех уголков России и даже других стран тянулись к нему, а вернее сказать, Бог приводил жаждущих духовного совета к тому, кто действительно мог дать таковой и помочь всякому.

Удивительная жизнь и судьба архимандрита Иоанна оказалась такова, что, можно сказать, он в себе самом являл неповрежденное преемство Священного Предания в Русской Православной Церкви, ее единство от дореволюционных времен до нынешних. Он начал церковное служение еще в царские времена: уже в 6 лет, то есть в 1916 году, стал алтарничать при храме святого пророка Илии на Песках в городе Орле. В юности помогал на службе священномученику Серафиму (Остроумову). В 1923 году в московском Донском монастыре встретился со Святейшим Патриархом Тихоном и получил от него благословение. В конце Великой Отечественной войны он становится одним из тех мирян, которые восполнили сильно поредевшие во время гонений ряды священников. Знакомый со многими исповедниками и мучениками, отец Иоанн и сам сподобился исповеднического венца: с 1950 по 1955 год он пребывал в заключении за веру. В 1966 году принял монашеский постриг и стал насельником Псково-Печерской обители - единственного монастыря Русской Церкви, не закрывавшегося в советское время. Впоследствии активно участвовал в деле возрождения церковной жизни после падения безбожной власти, оказывая духовную помощь множеству монахов, священников и мирян. Старец высказывался и по болезненным вопросам, смущавшим умы многих православных - таковым является его знаменитое обращение 2001 года по вопросу отношения к ИНН[2]. Почил он 5 февраля 2006 года, завершив свое почти 90-летнее служение Церкви Христовой.

Как говорят насельники Псково-Печерского монастыря, «мы понимаем, что жили при живом святом, который был одновременно очень доступным, простым, любвеобильным, смиренным. Батюшка всегда подбадривал, утешал. У батюшки все дела соответствовали словам... Он был совершенно живой, деятельный, все время ликующий, пасхальный!»[3]

Многие свидетельствуют о том, что отец Иоанн обладал явными дарами Божиими, был прозорлив. Например, архимандрит Афанасий (Культинов), служивший с батюшкой еще в советские годы, рассказывал: «[Однажды] нападения на меня начались, другие помыслы: "Не спасешься... Погибнешь..." - и все такое прочее. Он подходит ко мне и говорит: "Сам спасешься, и семья спасется!" - прямо на помыслы ответил»[4]. Известно много таких рассказов, равно как и свидетельств о чудесных исцелениях по молитвам старца и о других знамениях.

Но все-таки большинство тех, кто ехал к нему в Печоры, ехали не ради чудес.

Люди, которым посчастливилось пообщаться с отцом Иоанном, говорят, что даже само его присутствие изгоняло из душ пришедших уныние и тоску, привнося радость, бодрость и одухотворенность. Те, кому довелось оказаться рядом с ним, чувствовали, что их внутреннее состояние меняется, преображается. Об этом свидетельствуют самые разные люди, не знакомые друг с другом, а значит, за их словами скрывается что-то большее, чем личные эмоции. Им было хорошо с отцом Иоанном именно потому, что отец Иоанн был со Христом, и это давало ему силы жить по заповеди апостольской: «Радуйтесь всегда о Господе» (Фил. 4: 4).

Многие отмечали удивительную тактичность в его манере общения с людьми. В нем не было и тени той барской властности и упоения чужим вниманием, которое свойственно многим из тех, кто пытается разыгрывать из себя старцев, не будучи таковыми на деле. Отец Иоанн никогда не диктовал и не заставлял слушать своих духовных советов, потому что желал не навязывать свою волю приходящим, а учить их искать волю Божию, что невозможно без доверия Богу как всеведущему, всемогущему и благому Промыслителю.

Указывая на эту истину, отец Иоанн напоминал: «Дорогие мои, миром правит Промысл Божий, а не мы, смертные люди... У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит на всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой... Дорогие мои, чадца Божии, верьте Богу, доверяйтесь Ему! Примите все в жизни: и радость и безотрадность, и благоденствие и злоденствие - как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха»[5]; «случайностей в жизни нет и быть не может, Бог-Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели - для познания Бога»[6].

Упомянутая выше проблема поиска и обретения духовного наставника во многом связана с тем, что иногда даже воцерковленные люди не вполне ясно и правильно представляют, кем именно должен быть духовный отец и каковы должны быть их с ним отношения.

Распространилась практика называть духовником просто священника, у которого регулярно исповедуешься и который может тебя даже по имени не помнить или если и помнить, то общаться лишь двумя-тремя фразами в порядке общей очереди. Предостерегая от поспешности в выборе, архимандрит Иоанн говорил: «Не спешите кого-то одного называть своим духовником»[7].

Отец Иоанн называл духовничество одним из сокровищ, данных Господом Церкви, которое не оскудеет в ней до конца времен. «Назначение духовничества - взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом, оберегать его на неведомых стезях духовной жизни, быть путеводителем, примирять человека с Богом благодатными силами таинств. Духовничество - отцовство, когда в муках рождения духовник освобождает от пут греха и от неведения в человеке тот образ Божий, который ему дан, и указывает путь к подобию»[8].

Духовный наставник - это человек, который опытно прошел путь духовной жизни и может, как путеводитель, провести свое чадо по нему. Принципы, по которым можно определить такого человека, указаны, как мы помним, в приведенных выше словах преподобных Каллиста и Игнатия Ксанфопулов и явлены в жизни самого отца Иоанна. Священника, который бы вполне этим принципам соответствовал, найти бывает не всегда легко, и это напоминает о той истине, что обретение духовного наставника - это не «естественное право всякого верующего», а дар Божий, который надо вымаливать. Поэтому отец Иоанн и советует в своих письмах: «Продолжайте молиться о даровании вам духовного отца»[9].

Одну из распространенных и опасных ошибок в отношении к духовнику архимандрит Иоанн видел в стремлении переложить на духовника весь груз своих жизненных решений. Предупреждения об этом нередко встречаются в его письмах.

«Духовник не может жить за вас, этого никогда не было и не будет... Разве родной отец живет за свое чадо? Так и духовный отец только помощник, советник и молитвенник ваш, дающий благословение на обдуманное вами предложение»[10].

«Письмо ваше я получил, но решать ваши семейные проблемы не буду, потому что вы решите с вашим супругом сами. И даже духовник ваш призван благословлять вами продуманные решения, а не сам произвольно диктовать своим чадам тот или иной шаг... Вдумайтесь в личный пример в ваших отношениях с духовником. Сделайте вывод. Ибо надлом в отношениях происходит из-за того, что вы пытаетесь заставить вашего духовника жить и думать за вас. И он, по вашему требованию, берется за то, что делать не должен. И Господь посрамляет и ваши надежды, и его усилия. А результат каков - сами знаете»[11].

Другой столь же распространенной ошибкой в отношениях к духовнику является недоверие ему, которое делает невозможным для человека получение пользы от наличия духовного отца, ибо «покров чада [при духовной борьбе] - в доверии духовнику и в сознании своей греховности и в недоверии себе»[12]. Выше отец Иоанн сравнивал духовника с путеводителем, то есть проводником по тем стезям, которые сам человек не знает. Как ведомый доверяет проводнику (идти туда, значит, идти туда; остановиться на ночевку здесь, значит, здесь; эту воду не пить, значит, не пить), так и духовное чадо должно полностью доверять духовному отцу. Если путник перестает доверять проводнику и начинает своевольничать и не слушать его указаний, то он сбивается с пути, рискует вконец заблудиться и погибнуть. От такого недоверия и самочиния предостерегает отец Иоанн в своих письмах.

«Так не делается - спрашивать совета и благословения у всех духовников подряд... Божие благословение тебе определило духовным отцом отца 3. Вот и не ищи самочинно других в советчики! Иначе будут искушения и раздвоишься. Цель одна, а путей много. Все нужное на потребу душе даст тебе твой духовный отец»[13].

«Прости великодушно, но я не вижу необходимости вставать своими советами между тобой и твоим духовным отцом. Благо не в совете со многими, но во многом совете с одним. Господь даровал тебе духовного отца - ему и подклони свою выю, и его советы принимай без обсуждения. А если молчит в ответ на вопрос, то терпи и жди - ответ придет по молитве духовного отца»[14].

Отец Иоанн в своих наставлениях сумел указать на наиболее существенные соблазны, встающие перед православным человеком в наше время.

Он много говорил об эгоистичной «игре в духовную жизнь», происходящей от нежелания вести подлинную духовную жизнь, неразрывно связанную с трудом над собой и самоотречением. Отец Иоанн говорил про те «самодельные кресты», когда человек отвергает данный ему Господом путь ко спасению - не хочет нести крест кормильца многодетной семьи или ухаживать за больными родителями, но выдумывает для себя в горделивом мудровании особую «духовную» жизнь[15].

Одной семье, желавшей продать квартиру в городе и купить дом вблизи монастыря, он пишет: «Вы только-только начали вступать на путь христианского осмысления жизни, так не уклоняйтесь в самость и эгоизм с самого начала. И еще: не забывайте, что сами мы, преследуя самые благие цели, ничего доброго сделать не можем. А спрятаться от рода человеческого теперь невозможно нигде, как только в сердце своем, воздвигнув престол живому Богу. Вот цель. Помыслы о Соловках оставьте совсем. Вы - люди семейные, и живите по-новому, жизнью, благословенной вам Господом. Не мните вносить в свою жизнь элементы монашеского делания»[16].

Старец определенно высказывался и о многих других нынешних соблазнах. Иерей Александр Тихонов рассказывал, что на вопрос об экуменизме отец Иоанн ответил: «Ни-ни! Сохрани Господь и помилуй!»[17] Архимандрит Тихон (Шевкунов) засвидетельствовал, что в отношении тех, кого сейчас часто называют модернистами и порой сравнивают с обновленцами, отец Иоанн сказал: «Если мы не разорим это движение, они разорят Церковь»[18]. Одной жене священника, увлекавшейся сектантством и их кажущейся праведностью, отец Иоанн писал: «Насчет сектантов не обольщайтесь: все прекрасно, кроме спасения души, да и так ли прекрасно?»[19]

Еще одним гибельным соблазном для многих православных является недоверие Церкви, о котором писал отец Иоанн: «Сейчас очень многие сами только-только входят в Церковь, а спасаться начинают не со своего исправления, но с критики Церкви. Знайте, что без Церкви спасения нет, и кормчий ее Сам Господь. И Он лучше знает, как и кем ее вести по бурному житейскому морю. Вот и будьте в Церкви Русской Православной, управляемой каноническим патриархом, и спасетесь, если жить будете, трудясь в исполнении заповедей Божиих.

Кто после найденной истины доискивается чего-то еще, тот ищет лжи. Вы - в Православной Церкви, которая есть столп и утверждение истины и в сокровищницах которой истина хранится и преподается устами Божиих иереев... Вот наше оружие [против соблазнов] - любовь к Богу и Церкви»[20].

Действительно, в последние годы среди многих православных диавол посеял плевелы подозрительности и недоверия к священноначалию - наследникам апостолов, и возрастание этих плевелов приводило к расколу, когда человек, найдя себе тот или иной предлог, уходил из Церкви. Многие зараженные духом недоверия к Церкви и стремления бороться и насаждать собственные взгляды прибегали к архимандриту Иоанну, думая найти у него авторитетного подтверждения для своих намерений, но в ответ слышали:

«Государственная проблема об индивидуальных номерах налогоплательщика стараниями врага Божиего, ложными слухами о введении в ИНН трех шестерок обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в верующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви!.. Бойтесь разделения и раскола в Церкви! Бойтесь отпасть от Матери-Церкви: только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь! Бойтесь судить церковное священноначалие, ибо это гибель и без антихристовой печати!»[21]

Одному иеромонаху, предлагавшему ему участие в движении «За жизнь без ИНН», старец писал: «В кампании, предлагаемой Вами, я участвовать не буду. Сам дух подобной деятельности, где много самости, шума и надежды не на Бога, а на человека, да еще с критиканством священноначалия Церкви, который ключом бьет в Ваших высказываниях, воспрещает мне это. Я уже видел подобное в действиях и духе обновленцев, восстающих на тишайшего патриарха Тихона, а фактически на Самого Господа и Его Церковь»[22].

О том, как относился отец Иоанн к отделению священника от архиерея, видно из следующих двух историй.

Олег Тихомиров рассказывает: «Мне звонит духовник и говорит: "Я перешел в катакомбную Церковь". Я был потрясен его мужеством. И только потом подумал: "А чего уходить-то? Все уже можно!"» Олег отправился в Псково-Печерскую лавру за советом к отцу Иоанну, и вот что случилось: «Батюшка назвал меня "голубчиком", погладил по головке, обласкал. Посадил на диванчик, окропил водой, маслом помазал мне лоб. И сказал: "Передай отцу Н. только одно: пусть он вспомнит клятвы, которые он давал при диаконской и священнической хиротонии". А мне сказал: "Держись нашего патриарха, не отходи от него ни на шаг"»[23].

Вера Стриевская сообщает о подобном случае, когда знакомый ей священник перешел в Зарубежную Церковь (еще до воссоединения с Русской Православной Церковью). Старец Иоанн тогда сказал следующее:

«Отца А. вы как человека знаете. И мне он небезызвестен. С этой стороны не может быть никаких претензий. Но даже в Псалтири есть такая молитовка, где человек просит помилования и прощения и говорит: хоть я и много согрешил, но от веры во Христа и от Православной Церкви не отступил. А отец А., если он выходит из-под омофора того владыки, который его рукополагал, - а он уже вышел, - то он лишается благодати, становится безблагодатным. Это фактически измена Богу и Церкви. Это как если бы, предположим, была у меня Вера. Разонравилась бы она - и ушел бы я к Марии. Эта Мария надоела бы - взял бы другую Марию.

Когда я служил на приходе, мне приходилось много венчать. И я давал жениху и невесте читать такое обещание. Скажем, я, Вера, согласна вступить в брак с Иоанном. Обещаюсь быть верной супругой и любить его, быть с ним до смерти. И жених говорит: я, Иоанн, согласен вступить в брак с Верой и обещаюсь быть верным ей до смерти.

Когда священника рукополагают, он дает подобную клятву о верности вере и Церкви архиерею. И здесь уже получается тяжелый грех - клятвопреступление... Сколько уже этих разделений... Это ведь все раны для Церкви»[24].

Противоядием от всех современных заблуждений отец Иоанн считал искреннее доверие Богу и любовь к Его Церкви: «Ни одному, пусть и кажущемуся достойной жизни человеку, ни группе лиц единомысленных, ни снам, ни видениям, а Церкви - гласу Церкви - веру имеем. Церковь не может уйти в подполье, ведь тогда она перестанет быть для народа, чем быть должна... Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение великое и спасительное до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас - глас Божий»[25].

_____________________________________________

[1] Добротолюбие. Т. 5. С. 315.

[2] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об ИНН // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/ioannkrestyankin.htm.

[3] Никифорова Александра. «Утешайте, утешайте люди Моя» // http://www.pravoslavie.ru/guest/29195.htm.

[4] Воспоминания архимандрита Афанасия (Культинова). Ч. 1 // http://www.pravoslavie.ru/guest/070507105120.htm.

[5] Симаков Николай. Встречи со старцем // http://www.pravoslavie.ru/smi/302.htm.

[6] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). О духовничестве // http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma01.htm.

[7] Позднякова Евдокия. Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Ч. 1 // http://www.pravoslavie.ru/put/2682.htm.

[8] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). О духовничестве.

[9] Позднякова Евдокия. Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Ч. 5 // http://www.pravoslavie.ru/put/2702.htm.

[10] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Духовник // http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma1/pisma08.htm.

[11] Позднякова Евдокия. Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Ч. 5.

[12] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). О духовничестве.

[13] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Духовник.

[14] Там же.

[15] Павлова Нина. «Молились бы вы святителю Спиридону Тримифунтскому». Рассказы об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) // http://www.pravoslavie.ru/smi/379.htm.

[16] Позднякова Евдокия. Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Ч. 5.

[17] Там же.

[18] Тихон (Шевкунов), архимандрит. Об отце Иоанне (Крестьянкине). Ч. 1 // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/728.htm.

[19] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Сектанство // http://www.pravoslavie.ru/put/1520.htm.

[20] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Церковь // http://www.pravoslavie.ru/put/040312165535.htm.

[21] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об ИНН.

[22] Тихон (Шевкунов), архимандрит. Об отце Иоанне (Крестьянкине). Ч. 1.

[23] Позднякова Евдокия. Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Ч. 5.

[24] Там же.

[25] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Церковь.

http://www.pravoslavie.ru/put/34807.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Максимов
Все статьи Юрий Максимов
Последние комментарии