Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Валерий Отставных: «В провинции не хватает «ученых-книжников...»

Православная книга России

30.03.2010

Не секрет, что положение «книжных» дел в провинции по сравнению со столицей отличается, и не в лучшую сторону. В церковных лавках трудно найти анонсируемые порталами книжные новинки. Литература серьезно «запаздывает». К тому же, в связи с кризисом, закупается, как правило, только самое необходимое: Евангелия, молитвословы, акафисты. О светских магазинах и библиотеках говорить не приходится: духовность в духе «каналов Архангела Михаила» известных экстрасенсов Ронны Герман и Силии Фенн либо книги пятилетней давности. Потребность же в литературе существует.

Обсудить проблемы, с которыми сталкивается православный читатель в провинции, выстроить рейтинг покупаемых изданий в приходской лавке, поговорить о литературных предпочтениях, об осуществлении православной миссии в современных условиях мы решили в Городском миссионерском Центре г. Тулы.

В беседе приняли участие: заместитель руководителя Миссионерского отдела тульской епархии Валерий Отставных , художественный руководитель православной видеостудии «СВЕТ» (Тула), дипломант 14 Фестиваля «Радонеж», автор документального фильма «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева»; Алексей Ярасов секретарь Миссионерского отдела тульской епархии, сектовед; Марина Лопахина сотрудница книжной лавки миссионерского православного Свято-Вознесенского прихода г.Тулы.

I. «Православная книга» в Туле

- «Православная книга» сегодня: что, по-вашему, входит в это понятие?

 Валерий Отставных: Я думаю, можно это понятие разделить на несколько составляющих. Православная книга это, во-первых, сама церковная литература. То есть вся литература богослужебного обихода, молитвословы, акафисты, Библии и Новые Заветы, творения святых отцов, церковные каноны и официальные издания Русской Православной Церкви, специальная литература, посвященная различным граням Священного Предания (библеистика, догматика, литургика, церковное право, церковная история и т.д.). Во-вторых, это литература людей Церкви, епископов, священников, учёных, журналистов, посвященная различным церковным и околоцерковным проблемам, личному опыту церковной жизни, биографиям авторитетных церковных деятелей, отношениям Церкви и общества и т.п. Сюда же можно отнести и современную, так называемую художественную православную литературу. Её появление представляется мне несколько искусственным, она пытается заменить «плохую современную светскую» массовую литературу на «правильную, православную». И потому не достигает цели. Так как цель у художника может быть только одна – выразить свое отношение к миру и себе, а не «заменить что-то» «чем-то». Она же пытается найти православные аналоги светских фэнтэзи, детективов, женских романов. Это слишком искусственные, и потому художественно невыполнимые задачи. И, наконец, к православной, лучше сказать христианской, литературе можно отнести почти всю классическую русскую литературу, и средневековую, и «литературу большого стиля» 19 века: Пушкина, Гоголя, Достоевского. Сюда же отнесем, безусловно, многое из европейской литературы, в том числе 20-го века. Сегодня очень востребованы, например, Честертон или Клайв Льюис.

- Вы говорите, что сегодня любимы Честертон и Льюис. А каких авторов любите Вы? Что понравилось из недавно прочитанных книг?

 Алексей Ярасов: Конечно, я с удовольствием перечитываю наших классиков: Достоевского, Лескова, который по выражению Федора Михайловича был «специалистом в Православии», Чехова. К этому списку добавлю и нашего земляка Глеба Успенского, который, как и Чехов, вскрывал человеческие язвы, пороки, показывал нестроения общественной жизни. Я думаю, все они, по-своему и с большой художественной убедительностью, осуществляли христианскую миссию. Этого, к сожалению, мне не хватает в современной литературе.

Валерий Отставных: Моя «классика» – это то, что требуется в миссионерско-катехизаторской работе подчас каждый день. Это все-таки не художественная литература, а специфические издания: «Книга церковных правил» с толкованием епископа Никодима, епископ Кассиан Безобразов, его экзегеза Нового Завета, свт. Феофилакт Болгарский, его толкования на Новый Завет, догматика свт.Макария (Булгакова), книги по церковной истории митрополита Макария или «Очерки по истории Русской Церкви» А.Карташова и др. Из последних приобретений, на которые не пожалел денег: дневники прот. А.Шмемана и дневники свт. Николая Японского. Последний книжный подарок – от отца Андрея Кураева, его книга «Перестройка в Церковь».

- А где вы покупаете книги?

Валерий Отставных: Когда бываю в Москве – в любимом книжном магазине «Православное слово» в Вишняках, в магазине родного Свято-Тихоновского вуза, который я заканчивал. В Туле же – в книжной лавке своего Миссионерского Свято-Вознесенского прихода.

Алексей Ярасов: Присоединяюсь к Валерию Владимировичу; из московских магазинов назову еще магазины крупных монастырей: Новодевичьего и Сретенского, «Галерею книги «Нина», где всегда прекрасный выбор различной тематики подчас редких книг.

- Сейчас появилась, в том числе и на портале «Правкнига», возможность покупки книг через Интернет. Есть ли у вас такой опыт?

Алексей Ярасов: Интернет, безусловно, – величайшее достижение. Я, например, собрал по Интернету четырехтомник, посвященный исследованиям современной религиозной жизни России. Эти книги были изданы в 2000 году, но я узнал об этом позже, и, благодаря виртуальным магазинам, нашел эти тома. Один том мне прислали из Саратова, один – из Нижнего Новгорода; в Москве я бы их сразу не купил. Конечно, за счёт обработки заказа, упаковки, пересылки получается дороже в полтора-два раза, чем в обычном магазине, но это очень удобно.

- Книжная лавка миссионерского православного Свято-Вознесенского прихода – одна из самых крупных церковных лавок в г. Туле. Какая православная литература пользуется спросом у туляков?

Марина Лопахина: «Первая пятерка» рейтинга продажи книг в лавке в январе 2010 г. выглядит следующим образом:

1.       Богослужебная литература (любые молитвословы и акафисты).

Особой популярностью пользовались акафисты св. Ксении Петербуржской и блаженной Матроне Московской.

2. Проповеди, ответы батюшек на вопросы прихожан. Здесь лидировали книги известных московских проповедников: протоиерея Димитрия Смирнова, протоиерея Максима Козлова и протодиакона Андрея Кураева.

3. Художественно-нравственная литература. Неожиданно для сотрудников лавки лидируют книги протоиерея Александра Торика, «Diмон» и «Флавиан».

4. Детские православные издания. Явного фаворита продаж нет. Но есть видимый спрос на детскую православную литературу.

5. Жития святых. Лидерство уверенно держит житие блаженной Матроны, причем, в любых редакциях и изданиях.

- Скажите, а насколько провинциальным читателем востребован святоотеческий опыт; русская религиозно-философская мысль; столичные «православные бестселлеры »: «Дневники» о. А. Шмемана, воспоминания Н.Трауберг,  другие?

Марина Лопахина: Очень незначительному количеству «церковных интеллектуалов» из среды губернской интеллигенции (учителя, педагоги, в том числе ОПК и воскресных школ, ряд священников, ученые, журналисты) такие книги будут нужны всегда. О массовом внимании к таким изданиям, конечно, говорить не приходится.

- Сейчас мы попытались обозначить читательские предпочтения . А как, по- вашему, можно сформулировать основную проблему православного читателя в провинции?

Валерий Отставных: Главной проблемой, как мне кажется, является то, что качественная православная литература становится недоступной для читателя, которому она и предназначена: рядовым священникам, церковным работникам, провинциальной интеллигенции. Книги так подорожали, что это стало одной из главных проблем ведения миссионерской работы. Всё как в супермаркете: полки полны товаром, но в кармане денег нет. Все деньги уходят на квартиру, услуги ЖКХ, проезд, питание, одежду и лекарства. Стыдно признаться, но даже мне, штатному сотруднику Миссионерского отдела епархии, не по карману серьезные книги, продающиеся в церковных лавках. Ведь они стоят от 500 рублей и выше. Про собрания сочинений святых отцов я вообще молчу. Выбирая между новой книгой, необходимой для работы или лекарством для матери, я, естественно, выбираю лекарство. Всю личную православную библиотечку я собрал в далекие уже 90-ые, когда цены на книги и уровень зарплат были таковы, что позволяли иметь возможность покупать православную литературу. И покупать много.

- В чем вы видите выход из этой ситуации?

Валерий Отставных: Один из выходов, думаю, кроется в возвращении к опыту печати дешевых «сытинских» изданий начала века или, может быть, возобновления распространения дешевых подписных журналов для массовой аудитории, таких, как «Христианское чтение». Возможны и другие варианты.

II. « Чистой воды оккультизм»

- Алексей Викторович, как специалисту по вопросам деятельности тоталитарных сект и культов, Вам часто приходится иметь дело с псевдоправославной литературой?

Алексей Ярасов: С псевдоправославной литературой я и сотрудники миссионерского отдела сталкиваемся постоянно. Или находим ее в новых поступлениях в книжную лавку, или среди книг, которые прихожане приносят в нашу библиотеку в качестве пожертвований. Естественно, такую литературу мы изымаем. Сейчас будем пытаться составить наиболее полный список названий таких книг (в том числе самиздата). И вывесим его на один из самых посещаемых антисектантских интернет-сайтов. Знаю, что и на портале «Правкнига» есть рубрика, посвященная псевдоправославным изданиям, слежу за информацией, помещаемой в ней.

- В конце июня прошлого года миссионерский отдел Тульской епархии сообщил об оказании консультативной помощи в формировании отделов религиозной литературы: как сейчас идет эта работа?

Алексей Ярасов: Работа в трёх тульских светских книжных магазинах по отсделению православной литературы от околоправославной или откровенно окккультной продолжается. В каждом из этих магазинов уже сформированы отдельные полочки с вывеской «Православие». Сначала мы подъезжали в магазины еженедельно; но, как показал опыт, так часто смена православной литературы не происходит, и сейчас мы даем такие консультации один-два раза в месяц.

К сожалению, ни менеджеры, ни продавцы не могут отличить православной литературы от неправославной. Да и вообще, очень мало православных книг в светских магазинах: целыми стеллажи посвящены эзотерике, магии, оккультизму и только десять-пятнадцать – максимум, двадцать книг, которые действительно полезны для души, не содержат никаких искажений, оккультных или самочинных вкраплений.

Приведу такой пример:

Недавно в магазины поступила в продажу новая книга матушки Фотинии – так она себя называет, в соавторстве с которой выступил отец Вадим: «Ответы православного священника и народной целительницы на церковные и житейские вопросы». Это чистой воды оккультизм; «отец Вадим» – вообще, загадочный персонаж, скорее всего – псевдоним, но, тем не менее, есть «архиерейское благословение», правда, не указано, какое именно. Бывает и более хитрый ход: широко распостраняемые среди простых людей книги о лжестарце Алексии Пензенском издаются с благословения деиствующего архиерея Филарета, архиепископа Пензенского и Кузнецкого. Но на официальном сайте Пензенской епархии недвусмысленно сказано, что владыка благословения на издание не давал.

- Думаю, на этот сайт из читателей заходят немногие. Что, по-вашему, может изменить гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви»?

Алексей Ярасов: Наверняка, он исключит самочинные издания на периферии, при монастырях, когда, например, пытаются «прославить», канонизировать личности, подобные упоминаемым выше.

Валерий Отставных: Гриф, безусловно, оздоровит обстановку в книжных лавках церквей, с одной стороны. С другой стороны, непонятно, кто персонально в Совете будет цензурировать книги? Не исчезнут ли с полок после такой цензуры полемические, в чем-то спорные работы современных православных авторов: о. Андрея Кураева, игумена Петра Мещеринова, того же протопресвитера А.Шмемана? Непонятно, зачем нужно будет после цензуры в Совете еще и благословение местного архиерея? Потом, подделать подпись «Рекомендовано Издательским Советом…», наверное, будет даже проще, чем благословение конкретного архиерея. Словом, начинание хорошее, но вопросов еще много.

III. «Миссия выполнима»?

- Немалая роль в миссионерской культурно-просветительской работе сейчас отводится библиотекам при храмах . Знаю, что при Городском миссионерском Центре г. Тулы есть библиотека. Расскажите о ее деятельности.

Валерий Отставных: Библиотека располагается в помещении кинолекционного зала Центра. А вообще, в Городской миссионерский Центр входят ещё и православный киноклуб, и лекторий, и православная видеостудия «Свет», и православная гостиная для встреч горожан и интересными православными туляками и гостями города, и пространство для выставок и экспозиций.

Библиотека у нас насчитывает более тысячи наименований книг и вся собрана из добровольных пожертвований прихожан Вознесенской церкви и, вообще, туляков. Конечно, на материале наших изданий кандидатскую по философии религии не защитишь, но курсовые работы студенты пишут легко.

Алексей Ярасов: Добавлю, что с самого начала от библиотеки начали «отпочковываться» её выносные «варианты». Сейчас их уже два. Это храмовая, которая сопровождает работу дежурного катехизатора в определенные дни в миссионерском Свято-Вознесенском храме Тулы и выносная библиотечка, работающая в подшефной тульской городской больнице №2. Еженедельно, по субботам, мы окормляем пациентов больницы: проходим все отделения, заходим в каждую палату, предлагаем для прочтения брошюрки, книги, беседуем с людьми, у которых так или иначе возникают вопросы о вере. Конечно, наши попытки вести внешнюю миссию обречены на сравнение с сектантами, но это неизбежно, стереотипы нужно менять. Воцерковляться людям нужно помогать – очень терпеливо, ничего не навязывая.

- По долгу службы как миссионеры, храмовые катехизаторы, вы более, чем другие, сталкиваетесь с проблемами церковной жизни, с особенностями воцерковления людей. Правомерно ли обсуждение «бабушек в Церкви» и особенно «хозяек православных лавок» интеллигенцией как препятствия к воцерковлению?

Валерий Отставных: В некоторой степени. Но очень небольшой. С огромной горечью должен констатировать: наши «номинальные» православные братья и сестры просто НЕ ХОТЯТ воцерковляться. Отношения, которые сейчас сложились между ними и Церковью («заплати за сорокоуст и спи спокойно») их вполне устраивают. Как и огромную массу священства. Что еще более прискорбно.

Алексей Ярасов: Это может представлять опасность для молодых людей. Если человек приходит в Церковь с определенным багажом знаний, с верой, с жаждой богопознания, то никакая «бабушка» не оттолкнет.

- К вопросу о знаниях. Сейчас во многих школах введен факультатив по Основам православной культуры. Валерий Владимирович, в своем интернет-блоге Вы критикуете учебник ОПК А. Бородиной. Почему учебник вышел именно таким, как Вы его воспринимаете?

Валерий Отставных: Да, я совсем недавно прочитал «эталонный», к сожалению, учебник Аллы Бородиной по ОПК для 4-го класса и выяснил, что учить детей по нему просто небезопасно. Это учебник о христианской культуре «без Христа». Подробнее разбор текста можно прочитать в моем ЖЖ (ots_v_v). Почему так произошло? Думаю причин две: решили обойтись педагогическими кадрами, без участия в написании учебника православных богословов и догматистов, а также отсутствие базового богословского образования (по всей видимости) у самой Бородиной.

В одном из интервью порталу «Правкнига» известный телеведущий Александр Архангельский заявил, что популизировать литературу для молодежи должен не он, а популярные у молодежи Ксения Собчак и другие – согласны ли вы с этим?

Валерий Отставных: Во-первых, уверен, что Ксении Собчак лучше популизировать туфли или зонтики, а не качественную литературу. Во-вторых, думаю, разговор с молодежью всегда строится на доверии. Доверяет ли молодежь человеку, который ей что-то предлагает или нет? И возраст здесь не самое главное. Посмотрите, 50-летний Константин Евгеньевич Кинчев (рок-группа «Алиса») «учит жизни» 15-летних тинейджеров и они верят ему. Потому что он им не врет, поет, так как живет. И живет, как поет.

- Скажите, а вообще, нужно ли быть «книжником»? Не мешает ли это восприятию, чувствам, сердечной вере?

Валерий Отставных: Сразу вспоминается Скалозуб: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина…» Мешает, если чтение книг заменяет молитву и духовную жизнь в Церкви. В противном случае, напротив, помогает. Сегодня в провинции как раз не хватает «ученых-книжников». И среди клира, и среди прихожан.

- Наш портал, по мере сил, способствует формированию такого разряда «ученых» и в столице, и на периферии. Что бы вы пожелали порталу и его читателям?

Алексей Ярасов: Я бы хотел пожелать посетителям портала читать самим и приучать к хорошим и качественным книгам своих детей и внуков. В том числе, благодаря хорошим книгам мы сможем преодолеть нынешний страшный духовный кризис. Да и неплохо было бы вернуть себе весьма почётный статус самой читающей страны.

Валерий Отставных: Желаю, чтобы анонсируемые книги были доступны для массовой читательской аудитории. И в смысле языка, и в смысле цены изданий. Иначе, основная цель, ради которой эти книги появляются, - воцерковление миллионов «номинальных» православных россиян - так и не будет достигнута.

Автор: Беседовала Наталия Редозубова

http://pravkniga.ru/printversion.html?id=1339




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме