Город герой, а не приблатнённая «Одесса-мама»

0
135
Время на чтение 6 минут

В Одессе некоторые вещи видятся как бы под увеличительным стеклом, которые в других местах не так приметны. Может, воздушная линза над морем тому причиной.

Многих неприятно задело сообщение, что городской голова Одессы Эдуард Гурвиц отказался внять увещеваниям митрополита Агафангела – не отменил (и не перенёс) празднование «дня смеха», который в нынешнем году выпал на Страстную седмицу Великого поста. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел привёл в своём открытом письме ( http://www.pravoslav.odessa.net/index.php?id=396&pages=52&group=0&num_page=2 ) высокопоставленному украинскому чиновнику следующие аргументы в пользу отмены сомнительных торжеств: «…Наибольшее значение для православных христиан, составляющих более 90 % жителей богоспасаемого града Одессы, представляет последняя неделя перед праздником Пасхи Христовой – Страстная седмица, когда Святая Церковь воспоминает честные страдания и Крестную Смерть Господа нашего Иисуса Христа… …протест и возмущение у духовенства, православной общественности, интеллигенции и всех православных жителей Одессы вызывает предполагаемое проведение в дни Страстной седмицы, а именно 1 апреля, в Страстной Четверг, когда воспоминается Тайная Вечеря и установление Христом-Спасителем Божественной Евхаристии, так называемого «дня смеха», когда по сложившейся недоброй традиции наш город наполняется самым разнузданным и исполненным непотребств весельем, массовыми гуляниями, сопровождаемыми шумными концертами, обильным употреблением спиртного и бесчинствами. Проведение подобного праздника в период Страстной седмицы воспринимается всеми православными одесситами как публичное и циничное оскорбление их религиозных чувств, прямой вызов святой православной вере…»

Стоит напомнить, что владыка Агафангел является почётным гражданином сего богоспасаемого града. Ну, так и что же ответил городской голова, недавно удостоенный американского звания «Герой демократии», каковы его аргументы, какова его реакция на то, что значительная часть горожан воспринимает грядущие «торжества» как циничное оскорбление? Мэр, сообщив для начала об уважении «к мнению митрополита Агафангела», (именуя себя почему-то на «мы»), в частности заявил ( http://www.odessa.ua/ru/news/26104/ ): «…Нам понятны и причины его (митрополита Агафангела. – Авт.) обеспокоенности… Тем не менее, предложенная отмена традиционной для Одессы Юморины не представляется возможной. И не только потому, что проделана огромная организационная работа, в которую были вовлечены тысячи людей, десятки известных артистов, деятелей культуры и искусства (ещё бы, клоунша Воробей, певцы Потап и Настя! – авт). Но и потому, что этот праздник при всех присущих ему недостатках давно стал одной из визитных карточек города. Допустим на минуту невозможное – праздник отменили. Значит ли это, что первого апреля на одесских улицах воцарится благоговейная тишина? Конечно, нет. Десятки тысяч людей, как год, пять и десять лет назад всё равно выйдут на улицы. Вот только что они будут там делать, если все праздничные мероприятия, концерты и организованные гуляния вдруг исчезли. Представить не сложно».

Конечно, не сложно. Тем более если допускать не «на минуту», а спокойно поразмыслить. Во первых, город не предастся «самым разнузданным и исполненным непотребств весельем». Ну а что будет? Да решительно ничего страшного: «десятки тысяч» останутся дома, займутся уборкой дворов и квартир, будут печь куличи, красить яйца, а иные с утра отправятся в храм на службу, исповедуются и причастятся, благо в Одессе 1 апреля выходной…

Интернет сообщает, что это заслуга мэра в период расцвета его оранжевого могущества… Официальные сайты, может и не о всём ведают. Но вот заглянешь иной раз в Википедию и вдруг наполнится сердце угрюмым чувством: до того темны и скользки некоторые моменты в биографиях иных народных вождей. А лицо – улыбчивое, словно б анекдот любимый в очередной раз слушает.

Одесса – город «всеобщий», потому что это город поэта Пушкина и губернатора Воронцова, преподобных Ионы и Кукши, город Герой, многажды раз умытый кровью… Но есть и иная Одесса – приблатнённая «Одесса-мама», старательно романтизируемая уже 90 лет к ряду, родительница «япончиков» и «сонек» с Молдаванки, швондеров всех градаций, любителей анекдотов о милых «рабиновичах и сарах»…

Последние, судя по всему, и проводят в Великий пост «день смеха».

По преданию, 1 апреля родился Иуда, предавший Христа. У некоторых европейских народов на Страстной неделе «в старину» совершались обряды «наказания», «преследования», «сожжения» Иуды, который часто ассоциировался с чёртом. Чучело Иуды таскали по улицам селений, дергали за волосы, били, топили, сбрасывали с высоты; дети с трещотками и колотушками гоняли ряженого, переодетого в Иуду…

В наших «селениях» карнавалы всё чаще оформляются в точности наоборот: детям цепляют со смехом рога и хвосты, предполагая, что это невинная шутка…

Как не вспомнить: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (от Марка, 9.42).

Представляется, происхождение и сокровенный смысл «праздника обманщиков» именно в этом и состоит – в праздновании дня рождения главного лжеца. Все днесмеховские «торжества» в Одессе непременно выпадают на православный Великий пост. Смотрите, вот для примера последние пять лет. В прошлом, 2009 году, 1 апреля – среда 5-ой недели Великого поста; в 2008-м – вторник 4-ой недели; в 2007-м – Вход Господень в Иерусалим; 2006 год – суббота 4-ой недели, 2005-й – пятница 2-ой…

Известный всему православному миру старец – схиархимандрит Иона (Игнатенко), подвизающийся ныне в Свято-Успенском монастыре, рассказывал, что несколько лет назад в Одессе было решено провести большой покаянный молебен. Выбрали хорошее место – в парке, дали объявление… Из миллионного города в назначенный день пришли полторы тысячи православных. Ну а на стадион, когда, как сказал старец, «приезжает какая-нибудь заграничная футбольная команда» приходят 100 тысяч.

Вот и ныне Одесса готовится принять 1 апреля 100 тысяч гостей. Что же в программе, которая, по сути, предлагается как альтернатива покаянию?

Честно сказать, более всего поражает тонкости, изыски устроителей. Особенно вот этот: «Открытый чемпионат по скоростному поеданию фаршированной рыбы». Так и представляешь себе… Нет, лучше не буду описывать того, что представил, а то стошнит, как опишу! Есть в программе и как бы милая невнятность: «Юморинка для детей». Этакое очарование. День иуды куёт себе кадры для будущего, пардон, «день смеха»… А с учётом того, что в одесские школы (как и в иные в «наших селениях») допущены деструктивные тоталитарной секты (см. например: http://www.pravoslav.odessa.net/index.php?id=411 ) то день Иуды в перспективе может претендовать на статус праздника государственного масштаба. Собственно, при Ющенко всё к тому и шло…

В Одессе 1 апреля, в Страстной четверг запланировано двухчасовое (!) карнавальное шествие «Одесса юмором живет». Ну да, ведь не милостью Божией на пустотах над морем сероводородном?..

Так и слышится ропот «профессионального одессита»: да кто этот автор, что обсуждает одесские дела? Нет, «дела» – инвестиции, спонсорские, откаты – мне здесь совсем не интересны. Но, сказав, Одесса – город «всеобщий», вряд ли согрешил против истины. Наверняка очень многие так или иначе связаны с Южной Пальмирой. Связан и я. Моя весёлая прабабушка, француженка по крови, похоронена в Одессе, как и дядя фронтовик. Есть и другая связь: всего лишь сто лет назад моя родня дружила с потомками Витторио Поджио, как и я дружу с одним из них (напоминать ли, что Поджио был в числе первых устроителей Одессы, в доме которого не раз останавливался А.В. Суворов…) Конечно, я этим и не думал «гордиться», просто знаю и помню.

Прогуливаясь перед отходом поезда по Одессе, по «своей Одессе» (у каждого, верно, она своя), подошёл я на улице Гоголя к дому Гоголя… Это единственный на этой фешенебельной улице «убитый» дом, почти руины. Лучше всего выглядит здесь барельеф писателя: судя по всему год назад, к 200-летию, его помыли и подкрасили. И в этом – тоже как под увеличительным стеклом – видится отношение властей к русской культуре. Был юбилей – сколько-то денег выделили, помыли и подкрасили, а дом пусть хоть и падает! Так ведь и упадёт, смотрите фото… А вот мы уже на другой известной улице, у барельефа Чехова. Ну, тут ясно, юбилей на днях был! Сияет бронзовая краска! Зато расположенному рядом барельефу Чайковского не повезло: юбилей у композитора ещё лишь через месяц, вот и пыль и сор на задумчивом челе десятилетней давности…

Мы зря спешили на вокзал. 18 марта поезд «Одесса-Киев» задерживался, вещь исключительная. Да не на минуты – на час десять! Некоторые уж начали волноваться. Кто-то сказал: может, взрывчатку ищут?.. Никто не рассмеялся. Оказалось, в прицепном вагонзаке произошли какие-то беспорядки. Проводники шёпотом распространяли: охрана перепилась… Обошлось, кажется, без стрельбы, что при перемене власти в стране всегда радует.

1 апреля на Потемкинской лестнице намечена акция «Одесса против конца смеха». Наверное, предполагается устроить вообще нечто уморительное. Например, показать, как потешны люди, которые в скорбные дни страстной седмицы чувствуют себя оскорбленными организованным шабашем, а притом ещё и не согласны есть наперегонки фаршированную рыбу.

http://www.voskres.ru/info/slepinin5.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31