itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Канадский Златоуст

О жизни архиепископа Арсения Виннипегского

0
305
Время на чтение 9 минут

Один из русских подвижников благочестия, потрудившихся на ниве укрепления Православия в Северной Америке в ХХ веке, - архиепископ Виннипегский Арсений. В Канаде он оставил о себе столь добрую память, что, хотя официально владыка еще не причислен к лику святых, в Канадской епархии Православной Церкви в Америке сложилось его почитание как местночтимого святого, и по благословению архиепископа Оттавского Серафима ему составлены службы, написаны иконы, житие, установлен день памяти - 21 сентября / 4 октября.

Архиепископ Арсений (в миру Андрей Львович Чаговцов) родился 10 марта 1866 года в семье псаломщика. Окончил Харьковское духовное училище и Харьковскую духовную семинарию, в 1885 году женился, в следующем году в семье родился сын Дионисий. [1]

В 1887 году будущий архиепископ был рукоположен в сан диакона, а в 1890 году - в сан иерея, служение проходил в сельских храмах Харьковской губернии. В церковно-приходской школе учил закону Божию. В 1890-е годы умерла его супруга Параскева. Это горе сильно повлияло на него. Он одел на себя железные вериги, построил дубовый гроб и в нем спал. Как сам владыка Арсений вспоминал впоследствии, «я был или близок к прелести духовной, или к полному помешательству». Священник отправился странствовать по святым местам, ему доводилось сослужить святому Иоанну Кронштадтскому, общаться с Валаамскими старцами. Так он определился с выбором дальнейшего пути, и в ноябре 1900 года подал архиерею прошение о принятии иноческого чина, которое вскоре же было удовлетворено.

23 ноября он принял монашество с именем Арсений и был определен в число братии Куряжского Преображенского монастыря. В это время святитель Тихон, будущий патриарх Московский и всея Руси, а тогда Северо-Американский архиепископ, набирал священников и мирян, желающих послужить распространению и укреплению Православия в Америке, и отец Арсений с готовностью откликнулся на этот призыв. В 1902 году, согласно прошению святителя Тихона, иеромонах Арсений был назначен Святейшим Синодом в Американскую православную миссию.

При прощании с братией Куряжского монастыря отец Арсений сказал: «Сейчас я иду в страну Нового Света, с крестом и Евангелием в руках начну слово призыва; где ум станет бездействовать, где слово изнеможет, там сердце открою и любовию восполню. Но знаю, не легок и сей путь, цветами скорбей и лишений украсится он. Готов ко всему этому, я разлучаюся с вами и об одном прошу вас, братия: не забудьте меня в своих молитвах, покройте мои немощи своею братскою любовью и своими молитвами облегчите скорби моего апостольского служения».

В США иеромонах Арсений прибыл в январе 1903 года и был назначен настоятелем одного из приходов Нью-Йорка. Он помогал святому Алексию (Товту) в трудах по обращению украинских униатов в Православие. В 1904 году стал настоятелем прихода в Мэйфилде (штат Пенсильвания), который незадолго до того перешел из униатства. Здесь отцу Арсению приходит мысль об устроении первого на Американском континенте православного монастыря, которую горячо поддержали прихожане, а также и святитель Тихон.

В 1905 году в штате Пенсильвания был открыт Свято-Тихоновский монастырь и при нем сиротский приют. Землю удалось приобрести благодаря пожертвованиям прихожан. Настоятелем был назначен отец Арсений, и тогда же синодальным определением он был возведен в сан игумена. На чине возведения в игумена присутствовал еще один известный миссионер в Америке - священномученик Александр Хотовицкий.

На торжества в честь открытия обители прибыли святитель Тихон, епископ Рафаил, святой Алексий (Товт) и множество верующих. Свидетели описывают это торжества как необычайно радостное событие для всех присутствовавших.

В апреле 1907 года игумен Арсений получает благословение на трехмесячный отпуск для посещения России и едет туда, намереваясь найти насельников для монастыря и жертвователей. Во время его пребывания в России святителя Тихона перевели на Ростовскую кафедру, а на Северо-Американскую вступил архиепископ Платон (Рождественский). Из России игумен Арсений привез не только значительную сумму денег на монастырь, но и 50 частиц святых мощей, полученных им из Московской синодальной конторы для Северо-Американской епархии.

В 1908 году архиепископом Платоном игумен Арсений был назначен благочинным и администратором миссии в Канаде с центром в Свято-Троицком храме города Виннипега. Прибытие игумена Арсения и его проповедническая деятельность сильно оживили православную жизнь в Канаде. Здесь он также обратил многих украинских униатов к Православию - этому способствовало знание им украинского языка, а также особый проповеднический дар, за который его прозвали впоследствии «канадским Златоустом», а святой страстотерпец император Николай II, впечатленный прочитанными в журнале проповедями отца Арсения, наградил его золотым крестом с объявлением благодарности. А от Синода в 1909 году за миссионерские труды игумен Арсений был удостоен звания архимандрита.

В Виннипеге при помощи прихожан отец Арсений приобрел для миссии земельный участок, на котором был выстроен дом для проживания священника и студентов. Он надеялся устроить здесь семинарию и монастырь, однако эти проекты не были завершены, хотя устроенная им приходская школа действует здесь и до сего дня. Поскольку церковь города Эдмонтон и приходы прилегающих сел нуждались в священнике, архимандрит Арсений переехал служить туда. Отец Арсений основал периодическое издание «Канадийская нива», привлек в Канаду нескольких священнослужителей, устроил в Эдмонтоне пастырские курсы, что было очень важно, так как канадские приходы сильно страдали от нехватки священников. Другой проблемой миссии была, как он сам говорил, «полная нищета и задолженность», борясь с которой, архимандрит Арсений и сам обнищал.

За время служения в Канаде сильно ухудшилось здоровье архимандрита Арсения, что вынудило его обратиться к архиепископу Платону с просьбой об увольнении. Получив благословение, он в 1910 году уехал из Канады в Россию. Канадские прихожане были очень этим опечалены; никто из них тогда не мог предположить, что эта разлука - временная.

На родине архимандрит Арсений уже 6 июля 1910 года был определен на место нового служения в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской губернии. В начале 1911 года его назначили помощником епархиального миссионера, а в 1913 году - епархиальным миссионером. В эти годы он отличился в миссии среди баптистов, евангелистов и скопцов.

В ноябре 1913 года отец Арсений был назначен наместником Григорьевского Бизюкова монастыря Херсонско-Одесской епархии, а также начальником пастырско-миссионерской семинарии при монастыре, где с 1915 года преподавателем семинарии был священномученик Онуфрий (Гагалюк). Здесь архимандрит Арсений трудился до февраля 1917 года, когда он по высочайшему повелению был назначен проповедником в армии.

Под впечатлением от бед и страданий, которые принесла революция, отец Арсений присоединился к Белой армии и был председателем Комиссии по сбору средств на нужды Белой армии. Однажды он попал в плен к большевикам и вместе с некоторыми другими был приговорен к расстрелу, который должен был состояться на следующее утро. Всю ночь архимандрит провел в молитве, а утром появились немецкие солдаты и освободили осужденных. После этого отец Арсений отправился в Сербию, куда прибыл в 1920 году. До 1923 года он служил приходским священником на сербском приходе Миляновцы в Македонии. С 1923 по 1924 год был наместником монастыря Трескавец, а с 1924 по 1926 годы - настоятелем монастыря во имя святых архангелов в Марковом Граде и преподавателем закона Божия в гимназии города Прилеп (Македония).

В это время канадская паства узнала о том, что их пастырь жив, и обратилась к митрополиту Платону (Рождественскому) с просьбой о том, чтобы он посодействовал возвращению их пастыря, причем уже как епископа. Митрополит Платон отправил запрос об этом в Сербскую Церковь. Архимандрит Арсений получил благословение оставить служение в Южной Сербии и переехать в Америку. В 1926 году Собором православных епископов в Америке он был избран во епископа Виннипегского и 24 мая того же года хиротонисан в Белграде с благословения Сербского патриарха.

Сначала епископ Арсений отправился в Нью-Йорк, чтобы встретиться с митрополитом Платоном, затем навестил милый его сердцу Свято-Тихоновский монастырь, а потом уже поехал в Виннипег. С прибытием его православная жизнь в Канаде оживилась. Владыка начал выпускать епархиальный журнал «Канадийский православный миссионер», посещал приходы по всей стране.

Однако положение дел у православных Канады сильно изменилось за 16 лет, прошедших со времени его отъезда в Россию. Появившиеся в России обновленцы своими идеями оказывали влияние и на умы некоторых людей в Канаде, появились также различные группы украинских националистов со своей раскольнической идеологией. По словам очевидцев, владыке Арсению довелось вынести множество скорбей как от тех, так и от других и вести борьбу на несколько фронтов. Доходило до того, что раскольники даже покушались на его жизнь, обстреляв ночью его дом в Каноре, причем владыка был ранен в ногу. А в Эдмонтоне они ворвались в храм и напали на священника Александра Кизюка, сорвали с него облачение, выволокли из храма и избили.

В 1928 году епископ Арсений пишет послание приходам, призывая к укреплению дисциплины. В нем он, помимо прочего, заповедует: «Ни под каким видом не вводить в жизнь церковную политики и всеми силами искоренять национальный шовинизм. Для пастыря должен быть дорог всякий пасомый, выходит ли он из Великой, Малой, Червонной, Белой, Карпатской Руси, из Буковины, Румынии, Сербии, Болгарии, Греции и так далее. Прежде всего - Православие. Но это вовсе не значит, что не надо сохранять национальный язык. При каждой церкви необходимо устраивать приходскую школу и обучать детей грамоте на материнском языке, а главное, вести катехизацию хотя бы по воскресным дням».

Епископ Арсений основал Сифтонский Спасо-Вознесенский монастырь, а при нем в 1929 году открыл богословские курсы, на которых сам преподавал, готовя кандидатов в священство. При этом говорил о необходимости создания семинарии и опоры на кандидатов из числа местных православных, указывая, что из России теперь невозможно кого-либо выписать, а из США трудно кого-либо ожидать, «так как Канада считается "Сибирью", из которой стараются убежать сколь возможно скорее». При монастыре владыка также создал и сиротский приют.

Затем епископ взял на себя необычное послушание: попросил благословения митрополита Платона на сбор денег в Америке для канадских северо-западных приходов. Говоря о причинах, толкнувших его на этот шаг, он писал: «На 220-300 миль нет ни одной церкви или даже часовни; нет кладбищ; дети остаются без крещения, умершие без отпевания. Инославные миссионеры, особенно французские, строят храмы, где нет вообще их верующих, и зазывают наших. Русь святая когда-то посылала к чужим народам своих миссионеров. Неужели теперь, когда просят хлеба духовного свои, родные по вере и крови, нам суждено закрыть глаза и уши и сказать монотонно: "Мы бедны"? Я, как епископ Церкви, видевший положение, боюсь Бога и Его суда, чтобы махнуть на все это рукой; мне жаль душ православных отдавать на растерзание инославным... Сознаю, что не в мои 64 года принимать на себя такое послушание, но считаю, что лучше сократить свою жизнь в огне служения ближнему, чем тлеть медленным пламенем».

Зимой 1930 года владыка получил благословение на это от митрополита Платона и собирал в США деньги на нужды канадских приходов. Начиная с Нью-Йорка, он путешествовал от храма к храму, где совершал богослужения, рассказывал о тяготах православной Канады, проповедовал. Эти труды оказались полезны не только для материального укрепления канадских приходов, но и для духовного укрепления православных американцев, которые толпами ездили от церкви к церкви за владыкой.

В декабре 1935 года епископ Арсений снова посещает США, чтобы принять участие в Соборе русских православных епископов, который прошел в Свято-Тихоновском монастыре под председательством митрополита Феофила (Пашковского). На нем владыка Арсений особенно старался содействовать умиротворению церковных раздоров как на Американском континенте, так и в отношениях с матерью-Русской Церковью.

В 1937 году 70-летний владыка просит благословения уйти на покой, и в январе 1938 года получает ответ, определяющий ему пребывать на покое в основанном им Свято-Тихоновском монастыре (США) и устроить при нем школу. Уже осенью 1938 года епископ открыл при монастыре пастырское училище, позднее преобразованное в семинарию, а в 1939 году при его активном участии создается при монастыре дом для престарелых священнослужителей.

Учитывая заслуги епископа Арсения в деле укрепления Православия на Американском континенте, Собором Северо-Американской митрополии было решено возвести его в сан архиепископа.

Пребывая на покое, владыка не позволял себе праздности. Он посещал местные приходы, приезжал на конференции и т.д. В 1941 году архиепископ разрабатывал чертежи и смету на постройку нового здания для детского приюта и 27 марта получил одобрение митрополита Феофила на это благое дело.

Также архиепископ благословил введение богослужений на английском языке в монастырской школе - несмотря на сопротивление некоторых насельников. Вот как сам он описывает это: «В субботу 13 декабря 1941 года иеродиакон отец Василий испросил моего благословения произнести за всенощной начальную мирную ектению по-английски, что было предварительно разучено на спевках семинаристами под руководством преосвященного епископа Алексия.

Когда после "Благослови, душе моя, Господа" отец Василий начал возглашать мирную ектению по-английски, а певчие отвечать тоже по-английски, то чередной священнослужитель, игумен Варсонофий, возмутился и стал громко, стоя в алтаре в облачении, нарушая порядок службы и к великому смущению молящихся, кричать: "Что это за новости? Я ничего не понимаю, я не буду служить!"...

Я ответил отцу Варсонофию, что если он служить не хочет, то может не служить, разъяснив ему как неуместность и недопустимость его выходки, так и возможность и даже желательность употребления за нашим богослужением английского языка. Отец Варсонофий разоблачился и демонстративно покинул алтарь. Тогда я наложил на себя епитрахиль и возгласил по ектении "Яко подобает", передав затем дальнейшее служение всенощной отцу Прокопию.

Сегодня во время возглавляемой мною литургии игумен Варсонофий не явился служить и в церкви не был. Отец Василий произнес мирную ектению по-английски, хор отвечал по-английски, "Верую" читал тоже по-английски студент П. Роздольский, студент М. Савчак проповедовал по-русски - и инцидентов никаких не было».

В 1944 году владыка Арсений принимал активное участие в подготовке и проведении торжеств в честь 150-летия существования Русской Православной Церкви в Северной Америке.

Почил архиепископ Арсений 4 октября 1945 года в возрасте 79 лет. Отпевание его совершили четыре архиерея и более 50 священников и диаконов.

_________________________________________

[1] Дионисий Чаговцов впоследствии стал священником. 28 ноября 1937 г. расстрелян органами НКВД. 16 января 1989 г. реабилитирован.
Юрий Максимов

По материалам сайта Канадской епархии Православной Церкви в Америке

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=732&did=2327&p_print=pomestcerk

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Максимов
Все статьи Юрий Максимов
Последние комментарии