"Лучшее, что мы можем сделать для сохранения памяти о святых старцах – пытаться подражать их вере и жизни"

Беседа с отцом Каллиником

Новости Москвы 
0
123
Время на чтение 8 минут

Очередной кинолекторий «Спас на Ангаре» был посвящён теме старчества в Православной Церкви, точнее одному старцу – архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Известный иркутский священник, настоятель Михайло-Архангельского храма протоиерей Каллиник Подлосинский, поделился своими личными воспоминаниями о дивном старце, который был его духовным отцом, а затем ответил на вопросы прихожан.

- Отец Каллиник, расскажите историю вашего знакомства с отцом Иоанном (Крестьянкиным).

- Перед таким старцем остаётся только благоговеть и хранить в сердце память о тех благодатных минутах, которые удалось пережить, коснувшись людей, которые были близки Богу. С отцом Иоанном (Крестьянкиным) я познакомился в 1969 году, 20-летним молодым человеком впервые приехав в Псково-Печерский монастырь. В годы хрущёвских гонений отец Иоанн побывал в разных епархиях, в том числе и в Иркутской. Здесь, на Байкале оставались люди, которые батюшку знали, они и направили меня к нему. Духовная ниточка тянулась в Псково-Печерский монастырь и с Иркутской земли.

Общение с батюшкой было удивительно запоминающимся и радостным. Второй раз я попал к нему в 1972 году, будучи женатым человеком, в сане диакона. Я приехал поступать в московскую семинарию на заочное отделение. Для меня было удивительно, что спустя три года отец Иоанн меня вспомнил и назвал по имени. Потом, когда я учился на заочном отделении семинарии и академии, но по возможности я старался выбраться в монастырь чтобы встретиться с отцом Иоанном. Келью его я помню очень хорошо и знаменитый синий диванчик, показанный в фильме. Всех приходящих к нему, батюшка обильно поливал святой водой и помазывал елеем. Если он что- то говорил, слово его было предельно взвешенным, никой двусмысленности не было в его речи. Если ему казалось, что мысль осталась недосказанной, или не ясно выраженной, он тут же возвращался и пояснял сказанное.

Потом нашу семью постигло большое горе (сын отца Каллиника был убит, и тело его родители долгое время не могли найти). Спустя два года я всё-таки поехал к отцу Иоанну и просил его сказать слово утешение для моей жены. Ведь мать всегда гораздо более переживает утрату. Его слово было очень трогательным. Удивительно, насколько он мог сопереживать горю других людей. Думаю, именно по его молитвам было найдено тело сына. Вскоре после поездки мы нашли архивные материалы, из которых узнали, кто поднимал его тело, встретили людей, которые это делали. Следователь, который занимался делом, на тот момент находился в отпуске, но когда мы пришли в отделение милиции, он случайно оказался на месте. Словом, всё шло как по маслу, мы нашли останки. Моя тёща скончалась в это же время, и в один день мы хоронили бабушку и внука.

Слава Богу, что в Церкви есть такие люди. Именно они являются той солью, о которой говорил Господь. Соли не видно, но её отсутствие, равно как и присутствие, весьма ощутимо. Каша без соли становится несъедобной. Господь сказал верующим в Него – «вы соль земли». Вот мы сидим здесь, и вроде бы нас много. Но выйдем мы на улицу, растечёмся по городу, и нас нет. Я очень остро ощутил это в Москве на Рождественских чтениях. Представьте себе огромный зал, полный народа. Но мы вышли на улицу, и пока шли до ближайшей станции метро, почти никого не осталось. Но эта соль есть. Существование в нашем мире каких-то нравственных норм и принципов – эффект присутствия в мире этой соли. Поэтому нужно всегда помнить, что мы должны быть «солёными». Старцы, такие как отец Иоанн – крепкая соль, которая сохраняет мир от разложения.

Я был и на отпевании отца Иоанна. Добрался тоже чудным образом. На поезд, который ходил на Псков, купить билеты было совершенно невозможно, они были раскуплены. Пришлось ехать в Питер, совершенно незнакомый город. Приехал рано утром, сходил к Ксении Блаженной, как раз был день её памяти. Оттуда пошёл к мощам Иоанна Кронштадского и попросил, чтобы он мне помог добраться на похороны батюшки. Вышел из монастыря, куда идти представления не имею. Где тут вокзал, где автовокзал и чем лучше ехать поездом или автобусом, для меня совершенно непонятно. Неожиданно подходит ко мне женщина, предлагает меня подвезти, если по пути. А что я могу сказать? «Мне нужно в Печоры на похороны к отцу Иоанну». Она говорит: «Хорошо, поехали». Оказалось, это была референт Казанского собора, который в советском прошлом был музеем атеизма, и где лежали мощи преподобного Серафима Саровского. Она меня привезла в Казанский собор, показала место, где лежали мощи. Потом меня накормили, отвезли на автовокзал, посадили на автобус. Уже к вечеру я добрался в Печоры, а ведь мог бы целый день плутать в Питере и вообще опоздать на похороны. Но Господь помог по молитвам святых.

Когда батюшка умер, конечно, все чувствовали боль утраты. Но для православного человека, эта разлука временная. В духовном плане утраты нет, потому что духовная связь с ними не прекращается. Их близость к Богу даже после смерти позволяет надеяться на их молитвенную помощь. Я благодарю Господа, что встретил в жизни отца Иоанна, много он положил в моё сердце и в моё служение. Надежда на Бога, на промысел Божий всегда сквозила в его словах и общении с ним. Хорошо, что сегодня есть возможность зримо, через телевидение сохранять память о нём. Но самое лучшее, что мы можем сделать для сохранения памяти о святых старцах – стараться подражать вере, жизни, их любви к Богу, самоотреченному служению Богу и людям.

- Батюшка, всё-таки , что самое главное было в отце Иоанне, и вообще что такое старец?

- Самое главное – это его искренняя, горячая любовь к Богу. Если мы почитаем его ответы на письма, которые сегодня публикуются, увидим, что в них, прежде всего, сквозит согласие с Евангелием, со святыми отцами. Когда человек ведёт к себе – это неправильное руководство. Любой священник должен вести к Богу и не загораживать собой Христа.

В последнее время с отцом Иоанном не всегда можно было встретиться. Но он всё равно находил способ помочь человеку. Приезжал к нему отец Александр Куренков, он был готов принимать монашество. Отец Иоанн ему ни слова не сказал, просто передал шоколадку с Алёнкой и книжку о семейной жизни. Сегодня у отца Александра жена Елена и пятеро детей.

- Многие сегодня ездят по монастырям, ищут своего старца. Нужно ли это делать?

- У нас сегодня всё есть, всё нам дал Господь для спасения. Такого количества книг и фильмов не было в России никогда. Просто мы сегодня ленивые христиане. Мы всё мечтаем, чтобы кто-нибудь взял нас за шиворот, да в рай затащил. А ещё лучше прямо на перине туда въехать. Проблема в том, что мы стали слишком поверхностно жить. Есть такое понятие «духовный туризм». Вот мы прокатились по десяти монастырям, всё посмотрели, сфотографировались. Потом дома поставили фото в рамочку, сели в кресло и любуемся с чувством выполненного долга. Но главный вопрос, что мы для души вынесли из такого паломничества? Сердце очистили? Лучше уж в один монастырь съездить и пожить там духовной жизнью. Нужно всё время понуждать себя, а мы этого не любим. Я тоже ленивый, меня пинать некому, так и вообще тяжело.

- У нас столько абортов делается, ребята молодые сидят на игле, а мы совсем не занимаемся миссионерством. Может быть, это неправильно?

- Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Отец Иоанн в Кремль не ездил, Путин сам из Кремля приезжал к нему. На похоронах зачитывали соболезнование Путина, в котором он признался, что был поражён тем, насколько глубоко понимал отец Иоанн проблемы России, а ведь он не выходил из своей кельи и телевизор не смотрел. Путина это потрясло. В житии старца Силуана приводится его разговор с одним монахом. Монах говорил о том, что почитав газеты, начинает сострадать людям и молиться за них. На что старец Силуан ответил: «В газетах много чего пишут, да всё неправда. А душа и без газет знает, что в мире делается». То есть он достиг такого духовного состояния, что без газет знал, что происходит в мире, болезновал сердцем обо всем мире и молился за него. Отец Иоанн сам о себе сказал, что молитвой он может помогать гораздо больше, чем делами.

Святые отцы говорили: «Молитвой мир стоит». Мы же все молимся, но как тяжело заставить себя молиться по-серьёзному. Тяжело именно предстоять перед Богом, чтобы со вниманием прочитать даже обычные утренние и вечерние молитвы. Но если мы не научились своё правило читать как следует, как же мы будем молиться за кого-то? Тогда какой толк будет от наших внешних хождений и так называемого миссионерства?

Пользуясь случаем, хочу затронуть ещё одну тему. Все мы помним, как совсем недавно на Крещение, журналисты на всю страну объявили, что у нас в Михайло-Архангельском храме, в святом источнике заражённая вода, которая якобы стала причиной эпидемии кишечной инфекции в городе. Но анализы не выявили в воде рото-вирусной инфекции, которая стала причиной вспышки. Более того, 22 января объявили чрезвычайную ситуацию, собрали комиссию. Однако, акт написали только через 9 дней, 1 февраля. Нам его передали только 18 февраля, почти через месяц после случившегося. Что это за чрезвычайная ситуация, если всё делается так долго? Во время чрезвычайной ситуации, счёт идёт даже не на сутки, а на часы. Началась самая настоящая истерия. Хотели даже уголовное дело завести на нас. Однако, этого не случилось по причине отсутствия фактов, которые можно было предъявить.

Тем не менее, машина запущена, на всю страну прозвучало, что «святая вода отравлена». Теперь уже никому не важно, как было на самом деле. Мы сейчас в каждом храме говорим проповеди на эту тему. Но вопрос в том, кому мы говорим? Сами себе! Я попытался в телевизионной передаче сказать, что нет никаких фактов, подтверждающих версию отравления именно святой водой. Но в телевизионном сюжете это выглядело так, словно я начальник водоканала, который приехал ликвидировать аварию. Журналисты вроде доброжелательно настроены, они не против Церкви. Но вы попробуйте выйти на СМИ и сказать то, что вы хотите…

Но мы, христиане, должны смотреть на дело с духовной точки зрения. Вспомните, Апостол говорит о Причастии страшные слова: «… многие из вас болеют и даже умирают, потому что недостойно причащаются». Причастие может быть причиной болезни, если мы недостойно подходим к этому великому таинству. Тогда и святая вода может быть причиной болезни. Неверующие люди, которые стоят в очереди за святыней, а сами отпускают скабрезные шуточки, никогда не исповедуются, принимают святыню без всякой молитвы, разве они не могут заболеть, приняв святую воду? Могут заболеть, и Церковь говорит об этом. Недостойно принимать святыню опасно. Если в будущем году за водой придёт меньше людей, но они придут с верой, я буду только рад. Мы должны осознанно относиться к святыне.

- Наверно случившееся было проверкой веры для нас.

- Так оно и было. Даже среди тех, кто ходит в храм, некоторые соблазнились, и телевизору поверили больше чем Богу. Значит такова вера наша. Воду обратно в храм приносили, не зная, что с ней делать. Ну, хорошо, хоть не вылили! Мы её приняли, подписали и поставили в храме. Пусть постоит годик, а потом посмотрим, святая это вода или нет. Ясно, что никакая другая вода целый год не простоит.

Дух потребления, который сегодня всё больше захватывает мир, проникает даже в религию, в Церковь. Если пойти у него на поводу, можно заблудиться и получить ложную религиозность, которая преподносит Церковь как подательницу бытовых услуг. Происходит подмена религиозной жизни. Эта ложная религиозность не хочет повседневного труда, борьбы с грехами и стремления к Царству Небесному, а хочет исцеления от болезней. То есть нас призывают стремиться к земным целям, и Церковь ставится на одну доску с экстрасенсами, гадалками и знахарями. Можно пойти к экстрасенсу, чтобы он руками поводил, вылечил, а можно в церковь пойти, свечку поставить, чтобы святые ту же болячку исцелили, или святой воды попить. Вот и получается, что в Церковь нужно ходить, когда что-нибудь заболит, когда горе случится. Тогда нужно скорее бежать в храм и ставить свечку, в одной ситуации Матронушке, в другой – Ксении Блаженной, в третьей – Николаю Угоднику. Получили помощь и забыли до следующего раза. Но Господь даёт болезнь для покаяния, для очищения души. Цель у нас совсем другая, нежели получить исцеление от недугов. Наша цель – стяжать Царство Небесное.

Елена Трифонова

http://www.spashram.orthodox.ru/publ/2/7/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28