Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

На «Введенской стороне», у Николая Локотькова

Станислав  Минаков, Фонд "Русское единство"

15.03.2010

Существует в нашем культурном просторе такой поразительный феномен, как журнал для юношества и молодежи «Введенская сторона», в 2008 г. отпраздновавший своё десятилетие. Придумал и издает его член Союза художников России из древнего городка Старая Русса Новгородской области, создатель авторской художественной студии Николай Михайлович Локотьков. Как его характеризуют, «уникальный и маниакальный двигатель русской культуры, из своей трёхкомнатной квартиры сделавший редакцию одного из самых уважаемых ныне журналов об искусстве для школьников, учителей, родителей».

Ничего маниакального в Локотькове лично я не нахожу. Симпатичный, улыбчивый, но и грустный православный человек, отрадный моему сердцу художник. Любит цитировать афоризм «мы грустные, потому что русские». Да, подвижник. А кто еще возьмется издавать художественно-просветительский полноцветный журнал для молодежи, хоть и давши ему раззамечательное название - по району Старой Руссы, где и располагается одноименный Введенско-Богородичный храм.

Посудите сами: из ничего, с нуля Локотьков изваял первый номер, который сразу был поддержан писателями А. Солженицыным и Д. Граниным, с радостью в нем опубликовавшимися. Стучитесь, и вам отворят. Это потом уже журнал удостаивался всяческих грантов, ему помогала Людмила Путина, благодаря которой редакция получает теперь на издание журнала субсидию Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. И печатается журнал - в одной из типографий Санкт-Петербурга. Ну не чудо ли - жить в провинциальном городке и делать журнал, как кем-то метко подмечено, «мирового уровня». Чудо. Да ведь сторона-то у Локотькова - Введенская!

Вышло уже 40 (!) номеров этого ежеквартальника. В 2009 г. журнал стал лауреатом конкурса проектов «Культурные инициативы и журналистика», проводимого автономной некоммерческой организацией «Единство журналистики и культуры» совместно с газетой «Культура» и при поддержке Фонда Форда. В конце 2009-го Локотьков удостоен престижной премии имени академика Д.С. Лихачева за «выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России». Последний лауреатский урожай был собран 13 января с.г., когда главный редактор «Введенской стороны» получил премию Правительства Российской Федерации в области печатных СМИ.

Кстати, кто таков Локотьков?

Родился в 1951 г., в русской сельской глубинке. Образование получил на художественном факультете педагогического института г. Курска. С 1974 г. живет в Старой Руссе, здесь открыл художественное отделение в школе искусств и руководил им до 1997 г. Преподаватель высшей категории. В 1997 г. открыл частную художественную школу. В 2007 г. избран председателем правления Новгородского фонда культуры. С 1972 г. участвует в выставках, а в 1982 г. принят в Союз художников России. Работы Локотькова были представлены на выставках в Мексике, Тунисе, Польше, Болгарии, Финляндии, Австрии, Норвегии, Германии, США, Эстонии, Швеции. Живописные и графические работы находятся в музеях России, в Национальном музее народной графики в Мехико, в частных коллекциях разных стран.

В 2003 г. известный немецкий публицист и режиссер, автор популярного цикла телефильмов «Далекий мир» Клаус Беднарц снял фильм об Н. Локотькове - «Художник с Ильмень-озера».

Лично мне привелось услышать впечатления людей из разных регионов нашей огромной единой Родины - будь то деятели культуры, студенты, школьники, домохозяйки - Москвы, Питера, Владивостока, Белгорода, Харькова, Черкасс. И все, не договариваясь, твердят: «Мы среди профильных изданий ничего лучшего в руках не держали».

И на мой взгляд и вкус, «Введенская сторона» - лучший журнал этого направления из тех, что доводилось видеть. Каждый номер «ВС» - словно откровение добра, ума и красоты. Взяв для примера наугад один из номеров, вы можете обнаружить в нем целый букет всего: подборку работ художницы-школьницы; на развороте «Поэтическая палитра» - несколько колонок молодых стихотворцев из разных городов русского мира; одну крупноформатно поданную картинку, на всю страницу, в рубрике «Шедевр номера» (удивительно, но это каждый раз действительно шедевр - запоминающаяся, проникновенная работа совсем молодого автора); или - интересную историю о, например, картине Петрова-Водкина «Девушка у окна» (вы узнаете, что женщина, на ней изображенная в 1928 г., Наталия Завалишина, живет сейчас в Нижнем Тагиле); в рубрике «Музей» прочтете большую статью, убедительно поясняющую, чем же картина 21-летнего Рафаэля «Обручение Девы Марии» превосходит одноименное полотно кисти Перуджино; и даже про вызывающий недоумение «Черный квадрат» вам расскажут, что произошел он от эскиза Малевича к занавесу спектакля «Победа над солнцем» (1913), а сама картина была выставлена в 1915 г., в разгар Первой мировой войны, «а-а-а! - скажете вы себе, - это же многое объясняет!».

А дальше - поэтические строки то молодого Андрея Платонова (а мы и не ведали, что этот златоуст еще и стихи писал!), то Н. Заболоцкого, то Ф. Тютчева, то О. Мандельштама, А. Ахматовой или И. Бродского. А есть и развороты стихов в рубрике «Гость номера», и здесь публикуют современных поэтов, «хороших и разных». А разве не интересно в разделе «Как разговаривать с детьми об искусстве» прочесть пояснительные комментарии к какой-либо знаменитой и загадочной картине, скажем, «Портрет четы Арнольфини» ван Эйка, написанной 1434 г. и выставленной теперь в Национальной галерее Лондона? Если же вас интересуют современные арт-техники, то в журнале (раздел «Мастерская») отыщутся даже произведения из войлока или из каких-нибудь современных материалов, и вы убедитесь, что красоту можно создавать своими руками. О-о, сколько всего можно найти в каждом номере «Введенской стороны»!

Представляя читателю немало новых имен - молодых художников и поэтов, журнал «Введенская сторона» является, словно эхом русской (и мировой) культуры, это воистину РУССКИЙ журнал и, чистая правда, - с всемирной отзывчивостью. Прямо по Достоевскому, несколько лет прожившему в Старой Руссе. Этот журнал, в самом деле - введение в духовность, в жизнь, в культуру, искусство, профессию... Вероятно, на этом, по Локотькову, стояла и стоит русская культура.

Известно дело, Россия - страна центростремительная, все главное и лучшее вроде бы должно происходить в столице. Все интересуются: а чего было не уехать художнику Локотькову из традиционно бесперспективной глуши в стольный град, ковать железную копейку и рвать на ходу подметки у «богатых Буратин»?

А он в недавнем интервью «Новгородским ведомостям» разъясняет: «Есть что-то в этом местечке такое притягательное, что объяснить трудно. Едва вступив на старорусскую землю, я понял, что не уеду отсюда никуда. Может быть, летнее солнце, светившее тогда ярче обычного, узкие улочки со старинными домами, утопающими в зелени, и купола церквей, отражающиеся в реке Полисти, так меня очаровали... Я принимаю свою жизнь как некое послушание, а постоянную борьбу за жизнь журнала - как норму. Всё, чем я занимаюсь в отношении моей художественной студии, детей, журнала, стараюсь выстраивать бесхитростно, в надежде на то, что если это и имеет хоть какую-то ценность, то оно непременно найдёт отклик, а если нет, то жизнь сама покажет, что будет дальше. Но я убеждён, что в жизни всегда есть место подвигу: в любое время находится человек, который поднимает в атаку, восстанавливает памятники из руин...»

Козьма Прутков заметил, что нельзя объять необъятное, но Локотькову, кажется, удается. Как заявлено в выходных данных, журнал «Введенская сторона» посвящен мировой культуре, юношескому творчеству, выявлению и поддержке молодых дарований, нравственному и духовному воспитанию, формированию культуры молодежи, профессиональному обучению.

Помимо работ обычных школьников свои рубрики в журнале есть у известных искусствоведов, профессиональных художников. Всю корреспонденцию редактор просматривает очень внимательно, отбирая то, что выйдет в свет: чтобы «никоим образом не царапнуть душу ребёнка», читающего журнал. Как говорит сам редактор, он не ставит своей целью проводить ранжирование работ, оценивать, кто лучше, а кто хуже.

«Мне хочется собрать команду молодых, прогрессивных, амбициозных ребят с хорошим вкусом для совместной работы, - говорит Н. Локотьков, - Дело в том, что мне уже пятьдесят четыре года, и я боюсь оказаться в роли человека, не понимающего молодых. Мне необходим их взгляд на время, на искусство, на жизнь и т. д. Мы стараемся с помощью друзей предлагать новых, в том числе и молодых авторов, со своим видением «Введенской стороны», своими идеями, рубриками».

Журнал насыщен всемирно признанными шедеврами, есть и раздел «Мастера модернизма». Однако странным образом Локотькову удается гармонизировать их с русским духовным (читай православным) консервативным посылом и с произведениями, скажем, современных школьников, людей совсем молодых. Круг издания расширяется, охватывая своим духовным и эстетическим полем притяжения все большее число людей.

Локотьков опирается на спонсоров и грантодателей, однако считает, что «современная жизнь говорит о том, что очень важно продвигать журнал, расширять подписку. Расширять круг людей, знающих наш журнал и участвующих в его создании. Хорошо держать в руках чистый от рекламы журнал, но где брать деньги? Спонсорство минимально и не вечно. Спасение - только в подписке».

Согласимся. В противном случае - на жестком и агрессивном рынке современных бумажных СМИ «уму и сердцу» - выживать проблематично. Всем сегодня понятно: продажа в рознице затрудняется нравственной чистотой журнала, то есть его принципиальной культурностью, не-попсовостью, не-желтизной.

Про свою авторскую художественную школу Локотьков говорит: «Я не отбираю детей, учу всех, кто ко мне приходит. Убежден, что каждый человек, независимо от способностей, имеет право изучать, понимать и использовать в своей жизни мировой культурный опыт. И считаю, что абсолютно не гуманно отказывать любому ребенку в его желании попробовать себя в изобразительном искусстве. К тому же мне намного интереснее создать творческого человека из казалось бы безнадежного материала. На одаренных детей всегда учителя найдутся. А как быть другим?»

Николай Михайлович хорошо помнит свое детство - как в мятое-перемятое жестяное ведро собирал картошечку на уже убранном колхозном поле, где, «если побродить, пошвырять землю носком сапога, можно было натолкнуться на оставленную в земле картофелину, а то и целый куст», как потом он вез ее на велосипеде заготовителям, чтобы получить горсть монет, а через три года на скопленные деньги поехал далеко-далеко, в Эрмитаж, смотреть картины.

Раскройте пахнущие полиграфической краской страницы журнала «Введенская сторона» или войдите на его интернет-страницу и вы убедитесь: Николай Михайлович Локотьков, как сегодня выражаются, «отвечает» за журнал, девиз которого внятно размещен на титуле: «Будущее российской культуры вырастает из юношеского творчества».

http://rusedin.ru/2010/03/14/na-vvedenskoy-storone/comment-page-1/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме