Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Когда душа ищет Бога

Александр  Нотин, Православие.Ru

06.03.2010


Беседа с президентом АНО «Переправа» Александром Нотиным …

«В практическом плане мы предлагаем безотлагательно… начать формирование системы факультативного духовно-нравственного воспитания и образования для различных категорий граждан. Сам собой победный дух нации не возродится. Чудовищный нравственный и идейный провал, порожденный известными и трагическими историческими причинами, надо срочно восполнить… в первую очередь, трудами святых отцов Православия, всесторонне раскрывающими как природу деградации ветхого человека, так и способы ее исцеления». Это небольшая выдержка из ответа Президенту РФ Д.А. Медведеву на его обращение к россиянам в конце 2009 года о стратегическом направлении дальнейшего развития России. Одним из авторов ответа является кандидат исторических наук Александр Иванович Нотин – президент автономной некоммерческой организации (АНО) «Переправа», руководитель инвестиционной группы «Монолит», в прошлом – первый секретарь и советник посольства в Сирии (1987–1993), советник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. А.И. Нотин – автор ряда статей и книги об опыте православного самопознания «Путешествие в осознанность» (М., 2007).

– Александр Иванович, расскажите, прежде всего о том, что такое АНО «Переправа».

«Переправа» – это просветительское сообщество разных по возрасту и достатку, но близких по мироощущению людей, сообщество «вертикального служения»: мы служим только Всевышнему, каждый на своем месте. Задача нашего движения – способствовать духовному оздоровлению современного российского общества.

Храмов как таковых мы не строим – стараемся помочь людям выстроить «храм» в собственной душе, разбудить духовного беспризорного, раскрыть в нем природный потенциал и таланты души. Ибо, как говорил в личной беседе с нами покойный патриарх Алексий II, «церквей сейчас хватает, а вот духовного, единого на потребу пока нет…». А народ говорит еще жестче: «Храм не в бревнах, а в ребрах».

«Переправа» вся всецело направлена именно на это делание, и нашими основными направлениями являются: проведение встреч, семинаров, тренингов, дискуссий и т.п. с молодежью, которая тянется к духовному, но не знает, как правильно начинать и вести эту жизнь; участие в радио- и телеэфирах; создание образовательных сайтов: так, к примеру, в Нижнем Новгороде по нашему заказу уже практически создан сайт по обучению основам святоотеческой науки о человеке; выпуск журнала «Шестое чувство»; организация и участие в общественных мероприятиях: по нашей инициативе был насыпан Священный холм под Псковом – памятник русского духа, где собрана земля из всех исторических мест духовного, ратного и трудового подвига русского человека (даже и со дна Ледовитого океана – с географической точки Северного полюса).

Этот Священный холм греет наши души. Ведь он посвящен не отдельной личности, не отдельному, пусть и великому, событию – он посвящен русскому духу. А если победный русский дух сейчас не возродится, не воссияет, страна погибнет! Об этом мы и писали Президенту Д.А. Медведеву, этому посвящен наш журнал «Шестое чувство» – журнал о душе, духовной беспризорности, духовных поисках.

– А каков был лично ваш путь к Православию?

– После работы в Сирии я ушел из МИДа и занялся бизнесом (все-таки когда-то окончил экономический факультет МГИМО). Дело шло успешно, и я даже возглавлял банк, не имея, впрочем, фундаментального финансового образования. Что, собственно, и привело через некоторое время к краху.

Вообще банковское дело – весьма сложное, с высоким уровнем конкуренции и, соответственно, рисков. Если весь бизнес в целом можно назвать «крысиными бегами», то банковский – это «крысиные бега в квадрате», и если ты хочешь участвовать в этих бегах, становись… крысой.

Я этого, естественно, не хотел, да и не смог бы все равно. И в какой-то момент почувствовал, что просто устал, что не получаю никакого удовлетворения от работы. Но то были еще цветочки, вскоре кризис обрушился именно на ту сферу, в которой банк работал, – на инвестиционное строительство. Скажу прямо: потрясение было чрезвычайно жестким.

Теперь-то я отчетливо вижу, что банк можно было спасти. В том, что я тогда не справился с этой задачей, что обстоятельства сложились именно так, а не иначе, теперь я усматриваю Промысл Божий. Господь просто снял меня с этого «пробега» – видимо, впереди (если бы даже я прошел этот кризис) было что-то такое, что было еще хуже. Но это я понимаю сейчас, спустя годы. А тогда… Тогда было очень тяжело, были сильнейшие депрессивные состояния в течение полутора лет, была очень сложная ситуация в семье.

Как я теперь понимаю (и пишу об этом в своих книгах), цикл индивидуального, относительно спокойного существования для бизнесмена в среднем длится от семи до десяти лет. Потом обязательно последует кризис! Вслед за ним – часто крах. Если человек неправильно позиционирует себя в этой жизни, занимает не свою колею или не так действует, как должен был бы, находясь на данном месте, если совершает – вольно или невольно – какие-то серьезные нарушения, идущие вразрез с Божией волей (заповедями), непременно последует наказание.

Ключевое, корневое слово здесь – наказ (а не кара). Господь никого не карает, Он – любовь и только любовь и ничего, кроме любви. Мы имеем, следовательно, дело с проявлениями Божественной хирургии, вмешательством Промысла в жизнь человека, когда он явно сбился с пути, забрел не туда, живет не так, делает не то – одним словом, подвергает свою (и не только) жизнь опасности. Ведь когда хирург лечит, он режет плоть; хлещет кровь, погибают клетки – и мертвые, и живые. Так и человеческая жизнь, когда ее «препарирует» уже Хирург Небесный, Который вынужден проводить человека через тернии, через кризис, катастрофу, коллапс. Это очень больно, страшно, тоже хлещет кровь. Но абсолютно неизбежно. И совершенно необходимо. Для жизни. Господь и говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин. 14: 6). Но это понимаешь не сразу, и это знание дается не даром.

Тогда, в эпицентре краха, депрессий и страданий, я ничего этого не понимал, был как бы в бессознательном состоянии. Оно и понятно – то был крах и распад всех тогдашних моих устоев, всех стереотипов, установок и ценностей, которыми я тогда жил, и жил-то ведь внешне неплохо. Жил в коконе, который на самом деле мешал мне жить, двигаться в правильном направлении. И вот, когда этот кокон был разорван, разрушен, осталась лишь одна только голая душа. В такие моменты человек чувствует себя самым беззащитным существом на свете.

Вообще для этого состояния, думаю, лучшее определение, что это даже не концентрированное страдание, не боль и даже не страх, а полная беззащитность – состояние, когда с души слетает всякая шелуха и штукатурка. Только тогда, становясь обнаженной, лишенной всех внешних «подпорок» (связей, денег, имущества, статуса и т.п.), душа начинает пробуждаться. С этого начинается ее исцеление. Парадокс? Но ведь сказано в Евангелии, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 19). И еще: «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17).

Из кризиса такого рода есть разные выходы: некоторые замыкаются в алкогольно-наркотическом аутизме, другие уезжают в деревню и начинают там строить какие-то новые «города Солнца», третьи бегут сами не зная куда, четвертые кончают жизнь самоубийством… Тысячи выходов – ложных или правильных. В таких состояниях происходит то, что я бы назвал «принудительным самоопределением души».

Конечно, Бог-Любовь не посылает нам испытаний сверх наших сил, но святые отцы все же настаивают, что «Бог спасает нас не без нас» – то есть эта, казалось бы, голая, беззащитная и бессильная душа должна иметь некий объем суверенитета и мужества, некое направление своего последующего движения. Она не должна сдаваться. Она должна найти в себе силы определиться.

– Но согласитесь, что без Божией помощи это невозможно.

– Да, но я-то входил в этот кризис абсолютным атеистом, у меня и в мыслях Бога не было.

– А у вас в семье кто-то верил в Бога?

– Только мама, и то – тайно (она работала библиотекарем в ЦК КПСС). Отец был коммунистом-атеистом. Дедушки-бабушки погибли еще в войну. Одним словом, тогда я был классический бытовой атеист.

 – Вам кто-то встретился на этом пути к Богу? Или ваше обращение произошло само собой?

– Это произошло в ходе кризиса само собой; правда, я немного позанимался эзотерикой… Но это был все же поиск – и только. А так, когда мое состояние приблизилось буквально к грани жизни и смерти, моя супруга заставила меня поехать по монастырям. И в одном из них – в Оптиной пустыне – знаменитый старец Илий сказал мне ключевую фразу: «В Православии есть все!»

Этой простой фразой, где-то и обидной для меня (ведь мне казалось, что я для себя что-то уже уяснил, даже открыл), он предельно сузил спектр моих дальнейших поисков и задал правильный вектор всему движению. Ну, а когда я стал открывать для себя святых отцов, то понял, что никакие эзотерики и близко с ними не стоят. Это просто рябь на воде, а отцы – это безмерная глубина. Чем больше читаешь, тем глубже ныряешь. А дна все равно и нет!

– Александр Иванович, получается, что ваша супруга в той тяжелой ситуации интуитивно поняла, где надо искать спасение. Ведь насколько я поняла, верующей она тоже не была.

– Не совсем так. Она уже была верующим человеком, но я-то этого не знал, не придавал этому значения. Да, она искала защиту в Боге – негде было ее больше искать! Буквально силком, на себе меня тащила… И втащила-таки, а может быть, вытащила из-под «обстрела». Мне тогда и дышать-то не хотелось, не то что двигаться, куда-то ехать. Каждый шаг давался с чудовищным трудом! И я ей благодарен – и жизнью, и верой своей.

После разговора с отцом Илием, когда я стал читать святых отцов, для меня открылся совершенно другой мир, интеллектуально открылся, ведь тогда у меня не было внутренней веры, мировоззрение мое было широкое, но мелкое и ложное. Поразительно то, что, оказывается, все мы живем бок о бок с этим огромным массивом феноменальных знаний, откровений, спасительных «лекарств». Они внутри нас – эти огромные ресурсы, столь необходимые сегодня каждому перед лицом ужасов цивилизации. Они лежат внутри нас невостребованным грузом. А мы мучаемся, страдаем, верим шаманам и отказываемся хотя бы пальцем шевельнуть, чтобы получить все это богатство. Невероятно!

А знания о себе, которые только и делают человека человеком? Они тоже хранятся в глубине нашей души. Сейчас, кстати, я не читаю никакой другой литературы, кроме святых отцов, и не могу начитаться – мне жаль тратить на беллетристику такой невосполнимый ресурс, как время! Зачем мне знать о какой-то жизненной ситуации, каких миллиарды (сколько и людей, а то и больше), если мне может открыться какая-то неизученная еще сторона самого себя?

А ведь это – непаханое поле. Все наши жизненные беды происходят оттого, что в большинстве своем мы невежественны. Отягощенные многими отвлеченными знаниями и формальным жизненным опытом, мы ничего или почти ничего конкретно не знаем о жизни души. И я часто говорю на семинарах и встречах: при всей нашей внешней образованности, нашем кругозоре, мы напоминаем гвинейских папуасов, которых лукавые колонизаторы покупают за бусы. Если осознать, прочувствовать эту ситуацию, как бы неприятно это ни было, появляется стремление постичь это знание, получить его. Для человека в экстремальной ситуации только оно спасительно – больше не на что надеяться или опереться, у неосознанной души нет ни одной опоры, она теряет все. Стремясь обрести хоть какую-то опору, она восстанавливается!

Общаться с Богом нам мешает, по сути, это невежество, этот «корсет» из знаний, связей, денег, славы, каких-то отношений, имущества. Корсет загораживает нас от Бога. И поэтому, когда его вдребезги разносит сама жизнь, наступает прозрение и освобождение. Это очень болезненный, но и самый короткий путь к Богу, ибо только тогда душа начинает чувствовать Бога, она как бы открывается Ему, призывает его как Спасителя. И Он приходит, обязательно отвечает, помогает, утешает, просвещает, ограждает, ибо, в отличие от человека, который может произвольно отгородиться от Бога, Всевышний не может ответить тем же – ведь Он есть любовь! Так устанавливается первый контакт, именно с этого начинается вера, ты становишься религиозным человеком (это слово в переводе с греческого и означает буквально «связь»).

Итак, суть преображения состоит в том, что душа учится жить по-новому, в новом измерении, в новом ощущении и понимании соотношения зримого и незримого миров, в правильном осознании и исполнении законов того и другого. Если мы не учитываем законов духовного мира (неважно, по незнанию ли или из упрямства), а следуем только законам земным, обязательно «наступим на грабли», ибо и земные, и духовные законы действуют независимо от нашей воли и от того, знаем ли мы их или не знаем, следуем ли им или нет, признаем или не признаем. Преступая их, мы будет постоянно воспроизводить и накапливать мировой кризис в бесконечном разнообразии его проявлений, единственным источником которых и является духовная деградация человека. В этом я твердо убежден.

С Александром Нотиным беседовала Ольга Глаголева

http://www.pravoslavie.ru/guest/34359.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме