Трава забвенья

0
250
Время на чтение 6 минут

Нет его могилы, не нашёл! Ходил я по кладбищам в Лавре, ходил, искал-искал — нет, никаких результатов. А ведь, казалось бы, человек не из последних в истории Санкт-Петербурга!..
И отец Александр Паничкин с сожалением пожимает плечами.

Большой город — удивительный, сложный, живой организм; не одни только улицы и дома его составляют: город — это люди, тысячи, миллионы людей, живущих сейчас и давно умерших. Все они ходили когда-то по петербургским улицам, по которым ныне ходим мы с вами, все они ушли в безвестность и забвение, и лишь немногим удалось удержать своё имя в памяти потомства. Но город живёт, — живёт именно потому, что эти безвестные отдавали ему когда-то часть своей жизненной силы, часть души, оживотворяли его своим дыханием.

Вот и Феодосий (Янковский), о котором мы говорим с отцом Александром… Шутка сказать: архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский, целых пять лет правивший нашей епархией… Опроси сто, двести человек — верующих, церковных, образованных: кто из них хоть слово сможет сказать об этом столичном архиерее? Неужто он был такой безцветной личностью, никаких следов после себя не оставившей?

— Ну, не такой уж и безцветной, — возражает о. Александр. — Судите сами: провинциал, родившийся вдали от столиц и долгое время подвизавшийся в глухомани, вдруг стал во главе первой русской епархии!.. Это всё-таки о чём-то говорит. Вот смотрите: на свет он появился на окраине империи, в городе Вильно (нынешнем Вильнюсе). Это в наше время Прибалтика мнит себя Европой, — а в начале XVIII века Вильно был городком не славным и уж во всяком случае не православным, и обстановка там не располагала к выбору духовного пути. Однако именно в родном Вильно будущий столичный архиепископ принял монашество и там же был рукоположен во иеродиакона. Что же дальше? Феодосий был молод, желал чего-то достигнуть в жизни, а во все времена образование таким людям отнюдь не мешало, — и он отправился в Киев, монашествовать в Киево-Печерской Лавре и учиться в Духовной Академии Петра Могилы. Лучшего образования в ту пору и представить было нельзя. Ну, а уж из Киевской Академии его отправили в Белгородскую епархию, где вскоре он стал архидиаконом при местном владыке, епископе Епифании (Тихорском).

— Белгородская епархия? А мне помнится, что и первый среди санкт-петербургских архиереев, епископ Никодим (Сребницкий), тоже там подвизался…

— Да, да! Они же друзьями были с Федосием: оба архидиаконы при владыке. Не знаю уж, совпадение это или нет, но только первый и второй наши архиереи познакомились в Белгороде.

— Видимо, Никодим и посоветовал сделать своего друга преемником по кафедре?

— Нет, там всё было иначе. Да дело и не в этом. Важно то, что и судьбы у них поначалу были очень похожи. Оба были архидиаконами. Оба этой должности лишились: не за провинности какие-то, а просто пришла из Петербурга, из Синода, строгая бумага, в которой говорилось, что Белгородская епархия «весьма посредственна и состоит в двенадцатой степени». Всего лишь в двенадцатой, а стало быть, архидиаконов у местного архиерея быть не должно! «Таковых архидиаконов, — писали столичные церковные чиновники, — кроме святейших Московских Патриархов, а также Киевской и Новгородской, яко первейших в Российской Империи, в других ни в которых епархиях наперёд сего не бывало и ныне, кроме оной Киевской, нигде не имеется». Знайте своё место, провинциалы! А ведь так всё хорошо складывалось! Престарелый владыка Епифаний уже ходатайствовал за молодого Феодосия, чтобы сделать его своим преемником… Нет, не вышло. Сняли Феодосия с должности без всякой вины, и не только не сделали епископом, но и поставили под начало к владыке немилостивому, к епископу Досифею, а тот немедленно воздвиг на Феодосия лютую вражду. Начались травля, обвинения, доносы… Насилу выбрался Феодосий из этой беды и вскоре стал игуменом Ахтырского монастыря, где наконец и показал в полной мере свои таланты: привёл древнюю обитель в образцовый вид, строил новые храмы, поновлял старые и с особым тщанием украшал чтимые образа серебряными ризами. Ахтырский Свято-Троицкий монастырь до конца жизни остался его главной любовью: даже занимая столичную кафедру, владыка Феодосий не забывал о нём и время от времени посылал братьям щедрые пожертвования из своих собственных доходов.

— И всё-таки Ахтырский монастырь — это тоже глухая провинция. Как же он оттуда попал в Питер?

— А он так хорошо зарекомендовал себя на этом игуменстве, что слух о нём дошёл до Святейшего Синода. Там трудолюбивого игумена взяли на заметку и начали готовить на повышение — только ждали подходящей вакансии. Тогда-то довелось ему впервые приехать в столицу. Время было бурное, только что благополучно завершилась очередная русская революция: дочь Петра Великого Елизавета, сокрушив бироновщину и немецкое засилье, взошла на престол и начала проводить политику русскую, национальную. Когда короновалась Елизавета, пригласили в столицу на торжества всех сколько-нибудь значимых деятелей Церкви, и в их числе не последним был архимандрит Феодосий… Вот ещё раз его приметили. И следующая ступенька: повелел Синод назначить Феодосия наместником Троице-Сергиевой Лавры. Это уже весьма значительное место, только он на нём пробыл недолго: друг его, епископ Никодим, заскучав на столичной кафедре, попросился назад, в провинцию, и вот тогда-то петербургским архиереем номер два стал Феодосий. Удивительно, но царица его помнила: чем-то, значит, он выделился из массы священства, поздравлявшего её со вступлением на престол. Запомнила и собственноручно сделала приписку на указе — о возведении его в сан архиепископа «ради почтения резиденции». Понимаете: Никодим-то, архиерей, был всего лишь епископом, а Феодосий уже архиепископ — «ради почтения резиденции». 10 марта 1745 года в придворной церкви происходит его хиротония в архиерея. В придворной, то есть не исключено, что сама царица за этим наблюдала.

— И вот новый владыка взялся за дела…

— И я вам скажу: круто взялся. Первое, на что он обратил внимание, — на дисциплину и на моральный облик столичного священства. Тут работы был непочатый край. Петровская стройка, безвременье Екатерины I и Петра II, бироновщина и немецкое презрение к Православию — всё это не поднимало дух служителей алтаря. Священство опустило руки, отчаялось и перестало следить за собой. Если по улицам шатались пьяные, расхристанные, потерявшие всякое достоинство попы, никого это уже не волновало: ни прихожан, ни церковное начальство. Никого, — кроме нового владыки. Он в первые же дни своего правления выпустил строгий указ, в котором предписал духовенству, «чтобы не ложились бы спать по улицам и не пили бы в кабаках, не являли бы в гостях силы и храбрости к питию и прочее сим подобное. Таковое неблагообразие показует им быть ярыжными (т.е. выставляет их в виде забулдыг), а не поставленными пастырями и отцами в народ… Некоторые безмерно упиваются в своём пьянстве, безстыдно бродя по улицам, и в гостях ругаются, и другие чинят неблагообразия. По состоянию вины и священного чина причта церковного лишены будут».

— И этот указ возымел действие?

— Определённо. Хотя, как выяснилось вскоре, одними угрозами тут обойтись было сложно, и владыка Феодосий вынужден был применять самое распространённое в ту пору наказание — телесное. И дело пошло! Дисциплина была сильно расшатана, а главное: исчезло само понятие о необходимости дисциплины. И здесь тоже главным лекарством стали розги. Допустим, диакону Афанасию Кириллову было поручено передать настоятелю распоряжение от владыки; а диакон не поторопился, передал поздно, да передавая, всё напутал, соврал… Розгами его! Священника Троицкой Охтинской церкви Александра Прохорова попросили безплатно послужить в Петергофе, в придворной церкви, а он отказался… И его розгами, хоть он и батюшка! Епископ Никодим был человеком мягким, и кое-кто уже решил, что архиерей в столице не власть, а так только, безплатное приложение к Синоду, — архиепископ Феодосий с наивозможнейшей доступностью объяснял всем, что это не так. Грубо? Да… Жестоко? Возможно… Но, может быть, именно ему все последующие наши владыки обязаны тем, что санкт-петербургский архиерей такой же полноправный хозяин в своей епархии, как и всякий прочий архиерей русский.

— А как смотрел на это Синод?

— Видимо, терпел… С одной стороны, синодальные чиновники по-прежнему считали себя неизмеримо высшим начальством, чем архиепископ Феодосий. Владыку усиленно оттирали от двора, от большой церковной политики. Например, на венчании цесаревича Петра (будущего царя Петра III) с цесаревной Екатериной (будущей царицей Екатериной II) роль Феодосия свелась лишь к тому, что он вынес для новобрачных сосуд с вином из алтаря… Но, с другой стороны, Елизавета архиепископа любила, постоянно дарила ему подарки, подарила ему, например, роскошный наперсный крест с царским вензелем, обильно украшенный драгоценными камнями… Так или иначе, но Феодосий был человеком деятельным, образованным, заботливым хозяином своей епархии, и кто знает, что бы ему удалось ещё сделать, если бы ранняя смерть не забрала его… Всего-то пять лет отпущено ему было стоять на столичной кафедре. И всё, и канул человек, и могилы его теперь не найти. А всё-таки его доля есть и в строительстве Российской Империи и Церкви Русской, — может быть, небольшая, но она есть. Он стоит, этот кирпичик, в общем здании: выньте его — и уже будет прореха… А вы, когда пойдёте мимо Смольного монастыря, тут и помяните блаженной памяти архиепископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского Феодосия: Смольный при нём строиться начал, под его началом… Одни начинают строить, другие заканчивают, а здание — одно, оно стоит…
…Уже после разговора с отцом Александром Паничкиным случайно довелось мне узнать: могила архиепископа Феодосия сохранилась — владыка был погребён в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры, в той, где теперь расположен Музей городской скульптуры.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

http://pravpiter.ru/pspb/n218/ta013.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Паничкин
Все статьи Священник Александр Паничкин
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24