Царский манифест, опубликованный в «Правительственном Вестнике» 13 апреля 1900 года начинается словами: «Всемогущему Богу угодно было отозвать к себе Любезнейшую двоюродную Бабку Нашу, Великую Княгиню Александру Петровну, в инокинях Анастасию...»
24 января 2010 года в древней столице Руси, в Покровском женском монастыре Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил торжества по случаю прославления в лике местночтимых святых основательницы этой обители инокини Анастасии, в миру - великой княгини Александры Петровны Романовой.
Её воцерковлённая жизнь - особый пример покаяния, несения креста страданий, исполнения Христового учения милосердия. Она в буквальном смысле воплотила евангельский призыв, употребив своё огромное состояние на нужды страждущих. Однажды, показывая своей невестке, великой княгине Милице Николаевне, свой просторный Покровский монастырь и больничный комплекс, простодушно поясняла: «Это здание - мои серьги. Здесь - моё ожерелье, а сюда ушли все мои кольца...» Яркое свидетельство о подвижнической жизни Матушки Великой, как её любовно называли в Киеве, хранит дневник одной из насельниц монастыря: «Матушка говорила: «Когда ты подходишь к страждущему больному, то думай, что приближаешься к Самому Христу и Ему служишь! ... Она учила сестёр уходу за больными, сама первой показывая пример не брезговать никакими зловонными, гнойными ранами больных, испражнениями и рвотой, самых грязных первая мыла в ванной собственноручно. Матушка приходила в больницу в 6 часов утра, а выходила из неё в 12 часов ночи. Сёстры, видя, как трудится Матушка, и сами охотно исполняли больничное послушание...»
В 1856 году принцесса Александра Петровна вышла замуж за великого князя Николая Николаевича, третьего сына покойного Николая I, брата императора Александра II.
Фрейлина Высочайшего двора Анна Фёдоровна Тютчева, в последующем жена Ивана Аксакова, идеолога славянофильства, вспоминала о дне 26 декабря 1855: «Сегодня молодая принцесса Ольденбургская перешла в православие, она, по-видимому, понимала значение этого акта, который совершала и казалась глубоко сосредоточенной. Она была одета в белое атласное платье и очень просто причесана...»
Взгляд Тютчевой, дочери знаменитого поэта и дипломата, безусловно, внимательней еще и тем, что сама она, наполовину немка, родившаяся в Баварии и получившая католическое воспитание, до 18 лет не знала России и плохо говорила по-русски. Из центра Европы, после отставки отца, переехав в центр России (на Орловщину), её взору, как это не раз бывало с иностранцами, вдруг открылась сокровенная Святая Русь. Произошло перерождение, точнее духовное рождение: она стала русским православным патриотом, а со временем и активным деятелем славянофильства.
Александра Петровна, воспитанная в лютеранстве, именно так же - всей душой - приняла Православие.
В браке великокняжеской четы родились два сына - Николай (1856-1929, именовавшийся до смерти отца Николаем Николаевичем Младшим) и Пётр (1864-1931).
После рождения Петра супружеские отношения расстроились.
Она отправилась в путешествие на паровой яхте «Эриклик» в сопровождении сыновей. Вся обстановка на яхте, по воспоминаниям посещавших великую княгиню, напоминала им быт русской царевны XVII века. В кают-компании была устроена походная церковь, на девушках великой княгини - повязаны платки. Эта «архи-русская» обстановка поражала посетителей военного корабля.
Лечение в Европе не помогло. Она по-прежнему могла передвигаться лишь на инвалидной коляске или на специальном ручном экипаже. Возвращаясь летом 1881 года в Россию, Александра Петровна пожелала увидеть Святой Афон. «Эриклик» пришвартовался к пристани русского Свято-Пантелеимова монастыря. Так как и царственным женам не позволено ступать на берег, общение с русскими монашествующими и членами Протара, руководством Афона, происходило на борту «Эриклика».
Для русского монастыря, по просьбе братии, великая княгиня передала первый камень для закладки нового соборного храма. Этим она посодействовала необходимому расширению обители, чему противились греки. Летопись сохранила подробности её визита и передаёт нам впечатление монашествующих от пребывания у берегов Афона боголюбивой паломницы: «Да, много духовных утешений доставило нам посещение Её Высочества. Отрадно для души видеть благочестивое настроение во всяком человеке, несравненно отраднее видеть это в Особе, занимающей такое высокое положение в обществе - члене дорогой для всех нас и родной Царственной Русской Семьи!»
В 1888 году она приобрела на Лукьяновке большую усадьбу, занимавшую площадь 6 десятин (6.5 га). В следующем году 11 января там была заложена домовая церковь и покои великой княгини. Этот день - 24 января по новому стилю - празднуется в монастыре как день основания Киево-Покровской женской обители. Количество строений в монастырском городке символично. Книга «Преподобная Великая Княгиня Анастасия Киевская, изданная в 2010 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, сообщает: «Монастырский комплекс состоял из корпуса монашеских келий, к которым примыкал храм, и двенадцати других зданий. В них располагались больница с домовой церковью, церковноприходская школа для девочек, приют для слепых и неизлечимых больных, приют для сирот и бедных детей. Были также предусмотрены бесплатная амбулаторная лечебница, аптека с бесплатной выдачей лекарств, странноприимница, рукодельные мастерские, просфорня с пекарней, кухня, прачечная...»
В одном частном письме Александра Петровна писала: «Всё приобретённое мною и всё моё движимое и недвижимое имущество пожертвовала монастырю, получившего название «Киевский Покровский женский общежительный монастырь».
Больничную церковь великая княгиня пожелала устроить так, «чтобы, болящие находились бы в таких же счастливых условиях, как и я, и имели возможность, лёжа на койках слушать и утешаться богослужением». При этом оборудование в Покровской лечебнице было самым современным. Здесь, например, имелся единственный в Киеве «кабинет для снятия фотографий лучами Рентгена, служащий целям не только этой, но и других киевских больниц». Известный профессор, посетивший Покровскую лечебницу отмечал: в медицинских кабинетах «чистота, свет, воздух, и, если угодно, роскошь не оставляют желать ничего лучшего». Подобное встречалось лишь «в некоторых больницах Берлина и новых клиниках Москвы».
Заметим, речь о том самом знаменитом профессоре В.А.Караваеве, 1811 - 1892), имя которого когда-то вошло в поговорку: «В Киев сходить - Богу помолиться и Караваеву поклониться». Уроженец Вятки, получивший европейское образование, Владимир Афанасьевич полвека заведовал хирургической клиникой при медицинском факультете университета святого Владимира в Киеве, сделав 8 тысяч операций.
Осенью 1889 года Александра Петровна приняла постриг от афонского иеромонаха. Это событие хранилось до самой её кончины в тайне и открылось, как и монашеское её имя Анастасия, после вскрытия её духовного завещания.
«Нужно уметь жить, носить в себе счастье, чтобы других делать счастливыми», - говорила она. Своей знакомой царственная инокиня писала: «Принимаем больных всех сословий, всех христианских вероисповеданий. В лечебнице для приходящих больных принимаем всех без различия вероисповеданий - и еврея, и татарина, памятуя притчу Христову. В больнице всё строго монашеское...»
Благотворительность была явлением обычным и очень широко распространённым. Отец Александры Петровны, принц Пётр Георгиевич (1812-1881) 20 лет возглавлял крупнейшее в России благотворительное ведомство императрицы Марии. На Литейном проспекте Северной столицы перед зданием Мариинской больницы ему был установлен памятник с надписью «Просвещённому благотворителю принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому. 1812-1881» (существует проект его восстановления). Сама великая княгиня ещё в 1858 году основала на рабочей окраине Васильевского острова столицы Покровскую общину сестёр милосердия. В одном из зданий этой общины (ныне кардиоцентр Санкт-Петербурга) недавно был открыт бюст великой княгини. Благотворительностью занимались и августейшие особы, и малоизвестные, и совсем безвестные купцы, промышленники, городские жители, крестьяне, видя в этом путь к спасению души...
Собственно в этом и «секрет» роста продолжительности жизни в России и увеличения численности населения. В январе упомянутого 1897 года в Российской империи проводилась перепись. В последующем, до 1914 года средний прирост населения отмечен в 2.4 миллиона человек в год. (Этот показатель, в скобках заметим, выше, чем в советский наш период: в среднем прирост населения в СССР в 1926-1989 составлял 2,2 миллиона человек в год. Отказ с 1991 года от социальной защиты населения на государственном уровне, при разрушенных традициях благотворительности в атеистической стране, вызвал катастрофическое сокращение численности населения).
Император Николай II с Александрой Фёдоровной посетили Киево-Покровскую обитель в 1896 году и присутствовали при закладке грандиозного соборного храма во имя святителя Николая. Император распорядился выделять ежегодно из казны 80 тысяч рублей на нужды монастыря.
Покровский монастырь - одно из самых замечательных царских мест Киева, счастливо сохранившееся до наших дней. Примечательно, что эскизный проект Свято-Николаевского собора разработал принц Пётр Николаевич, младший сын Александры Петровны. Этот удивительный храм был достроен уже после блаженной кончины Александры Петровны, в 1911 году.
Александра Петровна умерла в четверг Светлой Седмицы 13 (26 н. ст.) апреля 1900 года. В дневнике одна инокиня записала: «Зашло во гроб наше светлое солнышко, которое ярко сияло и грело нас 11 лет...»