Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Слово признательности владыке Питириму

Михаил  Лемешев, Русский вестник

23.02.2010

С выдающимся русским православным мыслителем, доктором богословия митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом мне посчастливилось лично познакомиться в 1993 году, когда я был избран депутатом Государственной Думы первого созыва, где я возглавлял комитет по экологии. Созданная два года спустя после злодейского разрушения Советского Союза Госдума первого созыва была избрана на короткий срок - всего на два года. При этом стоит особо отметить, что депутаты Госдумы в ее состав действительно избирались, а не покупали мандаты за свои или партийные деньги, как это делается теперь. Поэтому в составе первой Госдумы, по моей оценке, не менее половины депутатов составляли русские, патриотически настроенные люди. Среди них были и истинно православные, неформальным духовником которых, безусловно, был митрополит Питирим.

Уже сам момент появления в зале заседаний величественной фигуры владыки в черном облачении, с большой панагией на груди, не говоря уже о редком, но знаковом выступлении с трибуны, внушал мне глубокое убеждение в неотвратимом возрождении Святой Руси и преобразовании нелепой Российской Федерации в Русскую Православную Монархию. Думалось, что воссозданный законодательный орган станет преемником столыпинской III Государственной Думы, при создании которой была реализована идея Петра Аркадьевича Столыпина о том, что «Государственная Дума должна быть русской по духу. Иные народности должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских» (выделено мной. - М.Л.). Поэтому я и мои единомышленники даже называли воссозданный законодательный орган V Государственной Думой. 

Мне предстояла чрезвычайно сложная работа. Главным было не допустить в Комитете проявления узкопартийных интересов и амбиций и нацелить деятельность всех его членов на разработку законов социально-экологической направленности, содействующих возрождению России, сознательно разрушаемой демократами. Было особенно важно, чтобы принимаемые законы базировались на православной идеологии. В соблюдении этих требований неоценимую помощь мне оказывали не только Священное Писание и учения русских святых, но и философские труды владыки Питирима.

Основополагающим для меня было суждение великого Иоанна Кронштадтского: «Господь имеет полное уважение к созданной Им природе, к ее законам, как произведению Своей безконечной, совершеннейшей Премудрости; посему и волю Свою совершает обыкновенно через посредство природы и ее законов, например, когда наказывает людей или благословляет их». И еще:

«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

Однако для реализации этих мудрых советов святого в конкретных федеральных законах была необходима увязка духовного православного учения с современными научными представлениями об охране природы и рациональном использовании ее многочисленных, ничем не заменимых ресурсов. Именно это и побудило меня взять на вооружение суждения митрополита Питирима, содержащиеся в его трудах. В них владыка Питирим выдвигает задачи духовного и патриотического познания отечественной истории и роль Русской Православной Церкви, включая экологию и межличностные отношения в обществе.

Ключевым моментом в системе взглядов православного иерарха является понимание мира как «единой системы осуществления творческого замысла Создателя, который в содействии со свободной волей человека является направляющей силой мирового процесса». Мир как единая система, утверждает владыка, не может рассматриваться изолированно ни в философской, ни в научной, ни в практической деятельности. Зримый материальный мир, по утверждению митрополита Питирима, является проекцией мира духовного, а его познание составляет целостный духовно-интуитивный процесс, объединяющий как позитивные знания и исследования фундаментальных наук, так и область внутреннего духовного проникновения в сущность явлений мира видимого и невидимого.

Неоднократное обсуждение этих сложных задач с митрополитом содействовало разработке и принятию нескольких законов социально-экологической направленности, в которых органично сочетались интересы охраны природы, сохранения здоровой окружающей среды с интересами материального и духовно-нравственного благосостояния людей.
Среди этих законов были следующие: «Об экологической безопасности населения», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых территориях», «Водный кодекс», «Лесной кодекс», «О погребении и похоронном деле». Все они базировались на принципе общенародной собственности на природные ресурсы и на заботе о благосостоянии народа.
К несчастью, депутатами Государственной Думы VI и ныне действующего V созывов, где подавляющее большинство захватили представители проправительственной партии «Единая Россия», перечисленные законы жестоко покалечены, прежде всего тем, что в них допускается продажа природных ресурсов и спекуляция ими.

Нет нужды говорить о том, с какой горечью и возмущением не только автор этих строк и ушедший из жизни выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, но и большинство русского православного народа воспринимают либерально-демократическую вакханалию нынешней представительной и исполнительной власти по разрушению традиционных основ благополучной жизни трудового народа России.

Вспоминая о том уже далеком времени, стоит хотя бы коротко рассказать об одном очень важном в духовном, социальном, экономическом и экологическом отношении проекте, разработанном совместными усилиями автора этих строк и митрополита Питирима как настоятеля Иосифо-Волоцкого монастыря.

История этого проекта такова. Шла масляная неделя (сырная седмица) 1995 года. В пятницу, по завершении пленарного заседания Государственной Думы, владыка Питирим пригласил меня принять участие в праздновании Прощеного воскресения, которое состоялось в издательском отделе Московской Патриархии на Погодинской улице. Среди гостей митрополита были Василий Иванович Белов, Валентин Григорьевич Распутин, академики Игорь Ростиславович Шафаревич, Александр Александрович Никонов, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Юрьевич Куняев и другие. Было, естественно, праздничное застолье с церемонией взаимного прощения. Кульминацией праздника стало выступление прекрасного женского хора, приглашенного владыкой из Волгограда, великолепно исполнившего духовные песнопения.

Во время праздника велись и серьезные беседы. В частности, владыка Питирим, рассказывая об истории Иосифо-Волоцкого (Волоколамского) монастыря, который он возглавлял с 1963 года, спросил меня, бывал ли я в этой обители. Получив отрицательный ответ, владыка пригласил меня посетить эту историческую святыню. В один из последующих выходных дней мы с владыкой и еще несколькими спутниками отправились в этот древний монастырь, основанный в 1479 году преподобным Иосифом. Владыка рассказал присутствующим о славной истории создания, расцвета и трагедии разрушения монастыря иудейско-большевистской властью.

В монастыре в это время пребывало лишь несколько монахов и послушников. Возглавлял братию талантливый историк-богослов архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Этот подвижник вдохновенно трудился над созданием музея рукописных и печатных Библий, вышедших в обращение в разные времена не только в России, но и в других странах. Его заботами была, наконец-то, выпущена Русская (Геннадиевская) Библия. К несчастью, этот его богоугодный труд не был завершен, поскольку в недалеком времени после нашего посещения этот воин Христов был тяжело избит и изувечен до сих пор не установленными лицами и вскорости скончался. Прах его покоится на территории Новоспасского монастыря в Москве.

Из рассказа владыки мы узнали, что Волоколамск - Волок на Ламе - древний город, на двенадцать лет старше Москвы, что основал его князь Ярослав Мудрый. Легенда гласит, что, объезжая свои владения, князь разбил свой шатер на стрелке при впадении в Волгу реки Которосль. Там явился ему пророк Илия и сказал: «Ставь здесь храм мой». Так был заложен храм Илии Пророка, вокруг которого впоследствии и возник город Ярославль. Затем князь прибыл к Волоку на Ламе, и в двух верстах от него, опять же по велению пророка Илии, был построен храм, положивший начало городу Волоколамску. К настоящему времени на территории монастыря, окруженного мощными стенами с огромными шатровыми башнями, возвышается гигантский пятиглавый четырёхстолпный Успенский собор, воздвигнутый в 1682-1692 годах.

Владыка Питирим, всегда активно интересовавшийся проблемами экологии, щедро предложил одну из величественных башен выделить мне для оборудования в ней экологической лаборатории. Горячо поблагодарив иерарха, я рассказал ему о том, что моя заветная мечта более масштабная. Суть ее я видел в создании современной «экологической деревни», в форме которой можно было бы возродить традиционное монастырское хозяйство, основы которого были заложены преподобным Иосифом Волоцким. Точнее было бы сказать даже не монастырское, а традиционное сельское поселение, характерное для центральной России 18-19 веков. Такое поселение я называю деревней потому, что в нем не надо строить церковь. В этом случае это была бы не деревня, а село. Воспроизводить традиционное село нет нужды, поскольку будущая деревня выступала бы как часть уже имеющейся великолепной православной обители. Современность задуманной « экологической деревни» состоит лишь в том, что в ее жизни допускается использование электричества и вместо традиционной церковно-приходской школы предполагается наличие полноценной средней общеобразовательной школы. В остальном же должен быть воспроизведен традиционный уклад сельской жизни и быта ее обитателей.

По моему замыслу, в деревне должно быть построено 50 благоустроенных деревянных домов усадебного типа, обязательно с русской печью, с подворьями, при каждом из которых должен быть личный земельный участок размером 30 соток (0,3 га) для ведения огородного хозяйства, возделывания плодового и декоративного садоводства, цветоводства, создания (при желании владельца) зарыбленных прудов, газонных площадок, беседок и прочих благ с учетом фантазии каждой семьи.

Важным требованием устройства такой деревни должно быть обеспечение работой всего ее трудоспособного населения. Основной хозяйственной деятельностью должно быть коллективное сельскохозяйственное производство: полеводство - возделывание ржи, овса, клеверов, льна-долгунца, гречихи, посевной конопли; животноводство - разведение рабочих и спортивных лошадей, молочных коров со шлейфом молодняка, овец, птицы (по выбору - кур яйценосной или мясной породы, гусей или уток); пчеловодство; высокоорганизованное навозное хозяйство - основа повышения плодородия почв.

В сельскохозяйственном производстве не должна использоваться тяжелая техника - тракторы, комбайны; минеральные удобрения, ядохимикаты. Полевые и транспортные работы должны выполняться только на конной тяге. Въезд в жилую зону деревни на личных легковых автомобилях также недопустим. Коллективный гараж должен располагаться за ее пределами. И никаких дорогущих асфальтов и бетонов, уродующих территорию. В этом случае вместо шума моторов и отвратительного запаха недожженного бензина будут царить чарующая тишина, пение птиц, стрекот кузнечиков, божественный аромат трав и цветов. Детвора может свободно гулять, а мамы и бабушки не будут истошно кричать: «Ваня, смотри, машина!».
В структуре хозяйства должны иметься разнообразные мастерские: деревообрабатывающие, включая плотницкие и столярные, кирпичные, льнообрабатывающие, прядильные, ткацкие, швейные, сапожные и другие.

Из объектов соцкультбыта обязательно должны быть современно оборудованная школа, поликлиника, библиотека, клуб, стадион, банно-прачечный комбинат, почта, пекарня, сельмаг.
Для организации деревни необходимо было иметь 300 га земли. Основным принципом хозяйственной деятельности «экологической деревни» предполагался общественный характер производства и артельная организация труда. Неодолимые трудности с получением именно земельных угодий и затормозили осуществление данного проекта.

Митрополит Питирим горячо одобрял идею создания «экологической деревни» как перспективную модель расселения миллионов людей, страдающих от безумной урбанизации с ее «великими техническими» достижениями, разрушающими гармоничную вековечную взаимосвязь и взаимозависимость человека и природы. В наше время много говорится о том, что великая миссия России состоит в спасении мира от кошмара рыночной, бездуховно-технократической глобализации. Создание 100 тысяч «экологических деревень» в России может стать реальным примером для всех стран и народов в создании принципиально новой цивилизации.

Остается надеяться, что идея создания «экологических деревень» в наше трагическое время найдет своих сторонников в России.

М. Я. ЛЕМЕШЕВ,
доктор экономических наук,
профессор, академик РАЕН,
кавалер Золотой медали М. В. Ломоносова,
Золотой звезды В. И. Вернадского,
лауреат премии «Имперская культура»

http://www.rv.ru/content.php3?id=8339




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме