Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Олимпийские надежды

Филипп  Пономарев, Православие и современность

13.02.2010

Зимой 2009 года как гром среди ясного неба в мире спорта грянуло: трое российских биатлонистов попались на допинге. Попались лидеры сборной, на которых возлагались особые надежды болельщиков. Надо пояснить, что в последнее время биатлон в России стал невероятно популярен и уступает в популярности разве что футболу и хоккею, а потому данное событие молнией пронеслось по всем центральным телевизионным и радиоканалам. Разумеется, поползли слухи и кривотолки. Это, мол, козни Запада. Не любят нас там, поэтому вставляют палки в колеса. Масла в огонь подливали интервью мировых звезд биатлона, нелестно, а порой откровенно грубо отзывавшихся и о наших спортсменах, и о России в целом. Поэтому две золотые медали, которые наша сборная привезла с чемпионата мира в отсутствие дисквалифицированных лидеров, особенно тешили национальное самолюбие. А тот факт, что медали завоевала спортсменка, сумевшая обрести спортивную форму за чрезвычайно короткий срок, поскольку за полгода до соревнований была кормящей матерью, делал победу еще более сладкой: мы им все доказали!

Эти события случились сразу после довольно успешного для нашей страны, с точки зрения спортивных достижений, 2008 года. Тогда наша сборная спустя 15 лет вернула себе титул чемпионов мира по хоккею, да и на чемпионате Европы по футболу мы показали выдающийся результат - обыграли сильную сборную Нидерландов. После обеих побед страна стояла на ушах. Ночью никто не спал: все или праздновали на улице- скандируя различные лозунги, танцуя и разъезжая на машинах,- или пытались заснуть, слушая ликование тех, кто праздновал на улице. А утром, как правило, подсчитывали ущерб, а иногда и жертвы ночных гуляний. К сожалению, за внешним единством толпы у кого-то в это время в жизни произошла настоящая трагедия.

Когда в 1894 году усилия барона Пьера де Кубертена по возрождению Олимпийских игр увенчались успехом, цели большого спорта вполне согласовывались с жизнью христианина. Прежде всего, родоначальник олимпийского движения хотел, чтобы человечество перестало озверевать. Международные и гражданские войны последних столетий ему крайне не нравились. И он нашел выход - некий идеал - в придуманной античности. Он решил, что нужно возобновить проведение Олимпийских игр, чтобы в жизнь человека вернулись красота и гармония. Главное, что пленило де Кубертена в античной идее олимпизма,- прекращение войн на весь период проведения соревнований, олимпийское перемирие. Иными словами, идея заключалась в том, чтобы, участвуя в соревнованиях в качестве спортсменов или болельщиков, люди прекращали враждовать, становились дружелюбными, благородными, а главное - увидели окружающую их красоту. Стирались бы национальные границы, поскольку в соревнованиях принимали бы участие не государства, а атлеты. Национальный эгоизм уступал бы место единству, политика - красоте, война- дружбе. 

Но... «так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех». Не успело олимпийское движение встать на ноги, как почти сразу превратилось в орудие политических игр. Уже в 1920-х годах в олимпийский лексикон прочно вошло понятие политического протеста, когда на Олимпийские игры сознательно не были приглашены атлеты из Германии и Советской России. Кроме того, появились прецеденты разнообразных демаршей, которые устраивали спортсмены, несогласные с политикой какого-либо государства. На протяжении всего XX века национальный и политический аспекты только усиливали свое влияние в олимпийском движении. Особенно это стало ясно во второй половине столетия, когда противоположные политические режимы в олимпийских победах старались доказать остальному миру преимущество того или другого образа жизни, выяснить на спортивных площадках, кто сильнее. Появился, разумеется неофициально, олимпийский командный зачет по медалям, а также все чаще в контексте олимпийских побед употреблялось выражение национальный престиж. Кроме того, развитие олимпийского движения по «политической кривой» отразилось на спортсменах. Если изначально в Олимпийских играх принимали участие спортсмены-любители, то к концу XX столетия непрофессионалов в большом спорте просто не осталось. На смену радости от выступления и участия пришли большие деньги, а они, как известно, портят людей. Изменилась система подготовки спортсменов. Вместе с гонкой за право первенства развернулась невидимая борьба медицинских методик, улучшающих показатели спортсмена. Наряду с гормонами и стероидами со временем начал практиковаться так называемый естественный допинг. Словом, для достижения результата оказались хороши все, даже самые безнравственные средства.

Апогеем провала идей де Кубертена стали Олимпийские игры 1972 года в Мюнхене, потому что именно тогда было нарушено олимпийское перемирие. По воспоминаниям очевидцев, в плане организации это были самые миролюбивые игры за всю историю их проведения. Правительство ФРГ всеми силами старалось доказать миру, что с фашистским прошлым покончено раз и навсегда. Но случилось непредвиденное. Прямо в Олимпийской деревне палестинские террористы из организации «Черный сентябрь» захватили в заложники членов сборной Израиля. Никто из спортсменов не выжил, но самое страшное было то, что ситуация с заложниками была политизирована до безобразия. Правительство ФРГ волновало то, что теракт нанесет ущерб имиджу страны. А они так готовились к этой Олимпиаде... МОК[1] желал скорейшего возобновления соревнований. Руководители сборных-фаворитов думали о конечном результате: выполним медальный план или нет? Словом, ценности, на которых основывалось олимпийское движение вначале, остались лишь на бумаге и со временем были забыты многими членами «олимпийской семьи».

Наверное, самое плохое во всем этом то, что иногда нарушение олимпийских правил воспринимается некоторыми спортсменами, деятелями спорта и простыми болельщиками как принцип соревнований. И это происходит на всех уровнях спорта. Вот характерный пример, рассказанный человеком, когда-то переводившим спортивную литературу.

Однажды переводчику попалось любопытное интервью одного знаменитого иностранного спортсмена, который недавно восстановился после травмы и собирался выступить на ближайших соревнованиях. В интервью он жаловался на то, что травма спины еще не совсем зажила и велика вероятность рецидива. Надо сказать, что спина - это самое уязвимое место спортсмена. Со спины не всегда удается контролировать удары, толчки, любые другие виды силовой атаки соперника.

Прочитав интервью, переводчик поделился информацией со своим другом-спортсменом, который должен был выступить на тех же соревнованиях, что и спортсмен, дававший интервью. Реакция была странной, но незамедлительной: «Спасибо, теперь я знаю, куда его бить»...

Но все же в истории мирового спорта есть масса положительных примеров, когда ярче золотых медалей на спортивных площадках блестели воистину христианские ценности.

В XVI столетии Швеция была колонией Дании, но не оставляла попыток получить независимость. Сопротивление возглавил Густав Васа. Население всячески поддерживало предводителя восстания. Ему посылались деньги, формировались повстанческие отряды. Но дело не шло, побед не было. И однажды Васа не получил обещанной помощи. Как полагается, он обиделся, встал на лыжи и отправился в Норвегию. Тем временем шведы поняли, что по сути прогнали свою единственную надежду на независимость. Тогда несколько добровольцев встали на лыжи и, проделав путь в 200 километров, настигли изгнанника. Разумеется, тот смилостивился, вернулся, разбил датчан и завоевал для Швеции желанную независимость. С тех пор лыжные гонки в Скандинавии - общенародный доступный вид спорта. А в память о победе над датчанами в Швеции с 1922 года в первое воскресенье марта проводится знаменитый лыжный марафон, названный в честь главного героя Густава Васы,- Васалоппет.

В середине 20-х годов XX столетия в Швеции было два выдающихся лыжника, два непримиримых соперника. Оба гениальные спортсмены и оба непобедимы. Долгое время по разным причинам им не удавалось встретиться на лыжне и выяснить, кто лучший из лучших. Но вот однажды их дороги пересеклись на очередном марафоне Густава Васы.

С самого начала гонки соперники взяли хороший темп и оторвались от остальных участников. Надо отметить, что накатанная лыжня в те годы организаторами не готовилась, а потому всю дистанцию (около 90 километров) тот, кто шел первым, прикладывал в два раза больше усилий, разрезая сугробы. Но в той гонке никто не хотел уступать пальму первенства ни на минуту. В поте лица лыжники, стараясь обойти один другого, боролись не только друг с другом, но и с простирающимися на несколько километров вперед снежными заносами. И кто бы мог подумать, что на этой тяжелейшей трассе между двумя соревнующимися гениями завяжется крепкая дружба! Первый шаг к примирению был сделан, когда атлеты стали соблюдать лыжную этику. Спортсмен, идущий первым, по сути прокладывал лыжню. Когда он уставал или его нагонял соперник, то они менялись местами. Это позволяло сообща сэкономить силы, чтобы продолжать двигаться в высоком темпе. На протяжении всей дистанции дух товарищества и соработничества усиливался, вытесняя дух вражды и соперничества. В итоге финишную линию бывшие враги пересекли друзьями - обнявшись так, что нельзя было определить, кто из них лучший. Медали распределили путем жребия, а после спортсмены отдали их в переплавку, чтобы сделать две медали, одинаковые по достоинству. Воистину это была победа благородства над гордыней, нравственности над страстью!

Таким образом, в начале своего существования цели большого спорта вполне соответствовали словам апостола Павла о естественном нравственном законе, когда язычники могли познавать Творца, сотворившего окружающую их красоту. Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2, 14-15). Выступление спортивных гениев поистине невольно становилось гимном совершенству творения. Одним из спортсменов, одаренных физической гениальностью, безусловно, был легендарный вратарь сборной СССР по футболу Лев Яшин. С замиранием сердца любители футбола наблюдали за каждым движением «черной пантеры», удивляясь сочетанию пластики и физической силы: какую все-таки красоту сотворил Бог!

Но олимпийское движение испортилось, превратившись в орудие политических игр. С течением времени противоречий становилось все больше. Допинг, политическое давление, деньги - все это разрушило идеи барона де Кубертена.

Очевидно, что с христианской точки зрения современный спорт - явление пограничное. Он способен приблизить человека к Богу, стать неким инструментом в деле богопознания. Но иногда он становится страстью, которую, как известно, следует уничтожать в самом сердце горы Ородруин.

Мир совершенен, потому что творение Божие совершенно. Человек- венец творения, а значит, тоже совершенен. Но природа человеческая испорчена грехом, и подчас зло заслоняет собой Божественный замысел, и мы забываем о нем. Восстановить физическую и духовную красоту человека, показать ее окружающим,- если спортсмен служит этой великой благородной цели, то воистину труды его спасительны и благодатны.

Но чаще бывает иначе. Спорт становится болезнью, иссушающей душу человека. Становится на первое место в жизни и служит не делу спасения человека, а, напротив, способствует его гибели. Деньги, адреналин, жажда победы - это те пороки, ради которых человек способен пойти на любую подлость, способен убить, продать душу сатане. Удивляться не стоит: из самого благого начинания человечество способно сделать орудие зла. Но Бог милостив. Всегда оставляет возможность выбора.

По книге: Филипп Пономарев. Христианство и спорт: размышления на тему. - Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010.

_____________________________________________________________

[1] Международный олимпийский комитет, созданный в 1894 году бароном Пьером де Кубертеном в Париже.- Ред.


http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=8734&Itemid=4




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме