Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Патриарх Алексий I (Симанский) - воин и дипломат. Родословное древо Симанских

Николай  Селищев, Русский вестник

10.02.2010

Патриарх Алексий I (Симанский) (†1970) - образец живого русского патриотизма, герой Великой Отечественной войны, защитник блокадного Ленинграда, архипастырь, благословлявший партизанское движение и помогавший фронту. Именно он, Патриарший Местоблюститель, митрополит Ленинградский и Новгородский, был единодушно избран Патриархом 65 лет назад - на Поместным Соборе 2 февраля 1945 г. Интронизация состоялась 4 февраля 1945 г. в Богоявленском Патриаршем соборе. Поместный Собор проходил в храме Воскресения Христова в Сокольниках («ЖМП», 1971, № 2, с.18-21), а не в храме Воскресения в Кадашах, как утверждают «знатоки» из «Аргументов и фактов» (2009, № 47, с. 36). 

  Акты, стенограммы и фотодокументы этого Собора до сих пор не изданы. А ведь сегодня Патриархия располагает неизмеримо большими средствами, чем в послевоенные годы. Но в 1947 г. Патриарх Алексий I нашёл деньги на издание книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство», в которой частично представлена и фотохроника Собора.
 
Патриарх Алексий I (Симанский)

Религиеведы, подкармливаемые НАТО, называют патриотизм Патриарха «советским». Но ещё в Первую мировую войну он, тогда епископ, призывал к борьбе с германским нашествием. И разве человек, знающий историю «дранг нах остен», противопоставит русскую стойкость Первой мировой войны - патриотизму Великой Отечественной? Проповеди Алексия (Симанского) 1941-1945 гг. полны примеров из истории России и враждебного ей западного мира.

Поместный Собор 1945 г. избрал музыку великого Чайковского, увертюру «1812 год», - «...как произведение, ярко выражающее торжество русского религиозного патриотизма» (Государственный Архив Российской Федерации - далее ГАРФ, ф. 6991, оп. 2, д. 32, л. 108).

Тем не менее «евро-батюшки», пытаясь обмануть православных, ищут в увертюре «1812 год» ... «масонские мотивы». Когда «евро-батюшки» подолгу гостят в Европе, они там тоже масонство обличают? Прекрасно же знают, что мрачная музыка «Марсельезы» передаёт ужас нашествия «двадесяти языков» (20 народов) Наполеона, а Тропарь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня - знаменует русские контратаки.

Увертюра начинается и завершается словами Тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Народные мелодии увертюры напоминают о партизанском движении против захватчиков. В советские годы все знали, что нацисты осквернили дом-музей Чайковского в Клину.

Религиеведы обвиняют Патриарха: он публично-де одобрял «разгром униатов при Сталине». Ну и что? Ещё императоры Николай I и Александр II сломили унию. И Патриарх, борясь с папством в конце 1940-х гг., остался верен старине. А Сталин правильно сделал, наказав нацистских пособников - униатов.

Светская любезность Алексия I, его подчёркнуто холодная или ироничная вежливость, умение быть дипломатом - не воспринимаются огрубевшими западными кругами, лишёнными этих качеств. Патриарх был русским, и до 1917 г. и после. Он был монархистом, но не как прожектёр, а как человек, строго приверженный памяти царской России. Это многим не нравилось. Из его «Жизнеописания», составленного консультантом ОВЦС Казем-Беком, изъяты почти все упоминания об императоре Николае II (см.: «Богословские труды», М., 1998, выпуск 34, с. 13-185).

До сих пор нас уверяют, что семейный архив Симанских погиб в годы революции. Так в хрущёвские годы сообщили самому Патриарху. Патриарх, не доверяя Казем-Беку, диктовал воспоминания своему крестнику протоиерею Алексею Даниловичу Остапову (†1975), начав с прадеда, Владимира Александровича Симанского, помещика Псковской губернии, основателя родового гнезда в уездном городе Остров. Эти записи позаимствовал Казем-Бек, но опубликовал с большими купюрами («Богословские труды», с. 23-24).

В 1998 г. «Богословские труды» возглавляли епископ Бронницкий (ныне - архиепископ Новосибирский) Тихон и его консультант и научный редактор Издательства Московской Патриархии - П.В. Уржумцев. Они пояснили «от редакции»: «Автор Жизнеописания /Казем-Бек/ не успел, а, может быть, и не стремился дать полный и исчерпывающий очерк истории непосредственно Патриаршества Алексия (Симанского), так как, очевидно, считал, что этот период жизни Святейшего легко восстановить по обильному количеству исторических памятников, документов и мемуарной литературы» (с. 178).

Где же всё это? Ведь дневники Патриарха Алексия (Симанского) и его переписка с сестрой-монахиней Ефросинией (†1958 в Киеве) не изданы. Дневник Патриарха за 1961 г. лежит где-то в архиве «Православной энциклопедии» («ПЭ», М., 2000, т. 1, с. 690). А издать факсимиле - недосуг. Неужто денег нет? Не опубликованы письма Патриарха разным лицам.

Митрополит Питирим (Нечаев) говорил: «Хранится у меня экземпляр дневников Патриарха, никому, по-видимому, не известный... Было три экземпляра: один у меня, другой, вероятно, в Церковно-археологическом кабинете, а третий вместе с оригиналом хранился у Остаповых и, видимо, исчез после ареста Даниила Андреевича» («Русь Уходящая». СПб., 2007, с. 312-313).

Канадско-швейцарский экуменист Д. Поспеловский называет дату ареста Д.А. Остапова - 1973 г., но ссылается на английский журнал «Religion in Communist Lands» за 1974 г. Будто бы Остапова «снова арестовали по обвинению в коррупции», но вскоре освободили («Русская Православная Церковь в ХХ веке». М., 1995, с. 331, 471).
Украинская газета «Зеркало недели» (1995, № 7) напечатала безграмотную статью против Д.А. Остапова, якобы «вора и мошенника», «дворянина», получившего «одинаковое воспитание и образование» с Патриархом Алексием. Остапов был-де арестован в феврале и освобождён летом 1974 г. Карикатурный портрет Патриархов Алексия I и Пимена соседствует с похвалой Ювеналию Крутицкому и Денисенко, а история Московской епархии 1970-х гг. перепутана с событиями начала 1960-х.

В ту же дуду дудит (21.05.2003 г.) и американский Стетсоновский университет: «Престарелые и слабые патриархи не правили сами церковью, это делали их доверенные лица. В 1970-х гг., при Патриархе Алексии I, таким фаворитом был Данила Андреевич Остапов (директор финансовой администрации)» (www.stetson.edu?psteeves/relnews/0305ф.html). 

Американцам без толку объяснять: в МП не было «финансовой администрации», Остапов - не «директор», а в 1970-х гг. Патриарха Алексия уже не было в живых. Богатый Рим с папами и их фаворитами спутан с нищей и бесправной Московской Патриархией хрущёвских времён. Цель - опорочить русского Патриарха Алексия (Симанского), чей патриотизм, а подчас и хлёсткую иронию Запад не выносил. Да и «бастарды» всегда тайно завидовали родословной русских дворян.

Наверное, «дело» против Остапова состряпали с единственной целью - бросить тень на Патриарха Алексия и захватить его дневники.

Какой же из дневников Патриарха хранится в «ПЭ» и временами появляется в отрывках на сайте www.bogoslov.ru? Достоверность цитат вызывает большие сомнения - в них сквозит забота и внимание Патриарха к... его противнику Никодиму (Ротову). А ведь по свидетельству митрополита Питирима Д.А. Остапов ненавидел Никодима («Русь Уходящая». СПб., 2007, с. 159).

Видимо, Остапов выражал то, что Патриарх считал нужным скрывать. Думаю, Патриарх прожил 92 года, потому что его оберегали Даниил Остапов, верный секретарь, и протоиерей Алексей Остапов.

Митрополит Питирим вспоминал: «Патриарх был удивительным человеком. До последних дней он сохранял ясный блеск глаз и твёрдость почерка. В богослужении - да и в жизни - он был неподражаем; повторять его было невозможно... Патриарх происходил из дворянского рода Симанских, потомков псковских воевод, свято хранивших традиции древнего благочестия. Жили они в Москве, и отношения их с петербургской аристократией были непростыми» (с. 136, 137).

Но «Православная Энциклопедия» не нашла ни места, ни времени заняться родословием Алексия (Симанского). Опять предложено читать очерк Казем-Бека в «Богословских трудах», повторено, что Патриарх «восстанавливал по памяти генеалогическое древо» (т. 1, с. 676, 698). Получается, архив Симанских погиб?

Нет, в 1958 г., при Хрущёве, архив был передан в отдел рукописей Всесоюзной государственной библиотеки СССР имени Ленина (ВГБИЛ). Судя по листам пользования делами, сотрудник Патриархии Старокадомский изучал документы в 1963-1964 гг., при Хрущёве, но Патриарху Алексию I ничего не сообщил. М. Старокадомский, профессор Московской Духовной Академии, был членом редколлегии «Богословских трудов» вместе с А. Осиповым и П. Уржумцевым («ЖМП», 1967, № 11, с. 6).

В 1990-е гг. ВГБИЛ переименовали в Российскую Государственную Библиотеку (РГБ), где в научно-исследовательском отделе рукописей (НИОР) сохранён фонд 271 - Симанских. В начале 2000-х гг. фонд пополнили новыми документами генерала-белоэмигранта Пантелеимона Николаевича Симанского. Всю Первую мировую войну генерал-майор Симанский - командир 61-й пехотной дивизии, с конца 1916 г. - командующий 47-м армейским корпусом.

Казем-Бек упомянул, что будущий Патриарх, проходя военную службу в 7-м гренадёрском Самогитском генерала Тотлебена полку (1899-1900 гг.), общался с генералом Симанским, членом Военно-исторической комиссии Генерального штаба («Богословские труды», с. 32-33).

Род Симанских идёт от некоего Петра, жившего, по-видимому, в конце 16 - начале 17 века (НИОР РГБ, ф. 271, картон 1, ед. хран. 1, л.1 об., далее все ссылки на картон и единицу хранения - из НИОР РГБ.). Старшей ветви Симанских, пресёкшейся в 18 веке, касаться не будем. Перейдём к младшей ветви, к предкам Патриарха Алексия (Симанского).

Внук Петра Симанского, основателя рода, Кузьма Никифорович Симанский служил царю Алексею Михайловичу и с 1654 г. был жалован поместьями (картон 1, ед. хран. 4, лл. 1, 1 об.).

В 1654 г. началась очередная русско-польская война - с польским королём-иезуитом и бывшим кардиналом Яном 2 Казимиром, мешавшим воссоединению Украины с Россией при гетмане Богдане Хмельницком. Разумеется, Патриарх Алексий (Симанский), прекрасно знавший русскую историю, помнил, с кем воевали его предки в середине 17 века.
За верность Кузьма Никифорович получил грамоту на дворянство от царя Алексея Михайловича в 1672 г. (картон 1, ед. хран. 1, л. 5), т.е. в год рождения Петра Великого.

По данным эмигранта Николая Иконникова, председателя генеалогического бюро Союза Русского Дворянства во Франции («La Noblesse de Russie. Deuxieme edition.» Париж, 1961, т. «О.2», с. 513-521), сын Кузьмы Никифоровича (ошибочно названного Петровичем) - Василий Кузьмич Симанский (1652-1719) - денщик фельдмаршала Б.П. Шереметева, сподвижника Петра Великого (древо, нарисованное Иконниковым, заметно уступает данным НИОР РГБ о поколениях Симанских 17 века, но зато более подробно - о 19 веке).

Василий Кузьмич Симанский был женат на Марфе Яковлевне, урождённой Неплюевой (картон 1, ед. хран. 1, л. 2 об.). Яков Неплюев - из московского служилого дворянства конца 17 века, родственник Ивана Ивановича Неплюева (†1773), при Петре Великом - русского посла в Константинополе, при императрице Елизавете - губернаторе Оренбургского края и благодетеле тамошних казаков, сенаторе (П.Н. Петров. История родов русского дворянства. Т. 1, СПб., 1886, с. 381).

Симанские были в родстве с Елагиными и Бухвостовыми (картон 1, ед. хран. 1, л. 2, 2 об.). Елагины - очень разветвлённый род псковского служилого дворянства: один из Елагиных был псковский стрелецкий сотник при царе Михаиле Феодоровиче, другой - воевода в псковских крепостях Гдов и Невель при царе Алексее Михайловиче. Бухвостовы - тоже из военно-дворянской среды, псковские помещики, один из Бухвостовых был псковским воеводой при Петре Великом (П.Н. Петров, с. 347-349, 364-366).

Правнук Василия Симанского - Александр Лукич Симанский - это прапрадед Патриарха Алексия.
Александр Лукич Симанский, по семейному обычаю, избрал военную службу. Но посвятил себя не армии, а флоту. При Екатерине II он мичман (1771 г.), капитан-лейтенант (1782 г.), с 1 января 1790 г. капитан 1-го ранга (картон 1, ед. хран. 4, лл. 2, 11). При Павле I - контр-адмирал и 25 мая 1799 г. получил копию с герба (картон 1, ед. хран. 4, лл. 1, 1 об.).

В отличие от Европы в России военные чины не продавались. Послужные списки на каждого офицера изучала и подписывала деятельная императрица Екатерина II. А.Л. Симанский был адъютантом и доверенным помощником Суворова в 1791-1792 гг. при усилении русских крепостей Нейшлот и Кюменгород на границе со Швецией (ныне - в Финляндии).

А.Л. Симанский плавал из Кронштадта в Константинополь, в Эгейском, Средиземном, Азовском, Черном морях, и снова на Балтике. Участник трёх морских сражений русско-шведской войны 1788-1790 гг. - шведы опять были разбиты. Вице-адмирал и командующий эскадрой на Балтике в 1802 г. В отставке с 1804 г., при Александре I («Общий морской список», СПб., 1890, ч. 5, с. 72-74).

По Иконникову, годы жизни А.Л. Симанского - с 1752-го по 1810-й, его жена - Екатерина Григорьевна Волкова (1762-1829), племянница знаменитого русского актёра и режиссёра Фёдора Григорьевича Волкова (1729-1763).

Е.Г. Волкова (Симанская) - прапрабабушка нашего Патриарха. Волковы - из ярославских купцов. В Ярославле Фёдор Волков с братьями Григорием и Гавриилом основали театр, ставший всероссийски известным. Императрица Елизавета Петровна в 1752 г. вызвала ярославскую труппу в Петербург, ко двору. В 1756 г. Елизавета подписала указ о создании Российского театра - государственного и общедоступного. Ф.Г. Волков ставил в театре трагедии А.П. Сумарокова на темы русской истории, переводные французские трагедии П. Корнеля и Ж. Расина, комедии Ж.-Б. Мольера, иронизировавшего над богачами, ростовщиками и выскочками. Екатерина II тоже покровительствовала придворному театру, дававшему спектакли и для петербуржцев.

Родословная Симанских (НИОР РГБ) подтверждает девичью фамилию Е.Г. Симанской - Волкова. Она была в 1820 г. награждена Псковским дворянским собранием медалью в память Отечественной войны 1812 г. По данным Иконникова, вице-адмирал А.Л. Симанский и его супруга Е.Г. Симанская были похоронены в Петербурге.

Из пяти их сыновей скажем о двух - Луке Александровиче и Владимире Александровиче.

Лука Александрович Симанский - участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, завершившихся взятием Парижа в марте 1814 г. На войну его благословила мать, Екатерина Григорьевна, подарив икону Божией Матери. Он презирал масонские идеи - основу «французской» революции и захватнических войн Наполеона. В феврале 1812 г., за четыре месяца до вторжения наполеоновских армий в Россию, Л.А. Симанский написал об идеях «равенства и свободы» (egalite & liberte). Люди не равны ни ростом, ни силой, ни «лепотою» (красотой). И egalite («равенство») - «выдуманное слово», «несбыточное уверение». Liberte («свобода») - это когда «человек, имеющий дурные чувства, мог по оной /этой/ свободе ближнему своему наносить вред, как и когда ни пожелает». Завершил словами: «Liberte & egalite пошла к чёрту!» (картон 3, ед. хран.24, лл. 8, 36, 37).

Л.А. Симанский воевал с турками в победоносной русско-турецкой войне 1828-1829 гг., которую Россия начала, чтобы помочь восставшей Греции. 25 ноября 1826 г. в генерал-майоры его произвёл император Николай I.

Иконников сообщает, что Л.А. Симанский был адъютантом Николая I.

Владимир Александрович Симанский (1786-1860), прадед Патриарха, служил в Коллегии иностранных дел, затем в Адмиралтейств-коллегии, наконец, перешёл на гражданскую службу, окончив её действительным статским советником (этот чин был равен генерал-майору в армии и контр-адмиралу во флоте). При Николае I 29 октября 1832 г. получил грамоту о внесении рода в шестую часть Дворянской родословной книги. Грамоту подписали псковские дворянские руководители - губернский предводитель Н. Яхонтов и все уездные (картон 4, ед. хран. 9, л. 1).

Два сына В.А. Симанского - Николай и Павел - военные моряки, защищали Кронштадт и устье реки Наровы (Нарвы) от англо-французского флота во время Крымской войны («Общий морской список», часть 11, СПб., 1900, с. 512-514).

Другой сын, дед Патриарха Андрей Владимирович Симанский (см.: «Список гражданским чинам четвертого класса на 1-е июня 1878 года». СПб., 1878, с. 1312), поступил на службу в 1840 г. и 31 декабря 1876 г. был удостоен чина действительного статского советника. «Состоял за Обер-Прокурорским столом в Правительствующем Сенате сверх комплекта» и поэтому не получал жалования. Владел 300 десятинами земли при родовом имении в Псковской губернии. Был неоднократно награждён, в том числе знаком отличной беспорочной службы за 15 лет и медалью в память Крымской войны 1853-1856 гг.

Скончался в 1896 г. 75-ти лет и был похоронен в Покровском монастыре - по данным крупного русского историка великого князя Николая Михайловича («Московский некрополь». СПб.,1908, т. 3, с. 100), погибшего в 1919 г. в разгар ленинского террора.

Отец Патриарха - Владимир Андреевич Симанский - помощник казначея и правитель дел Московского Воспитательного Дома, один из «светских директоров» в Попечительном о тюрьмах комитете. Камергер и коллежский советник - крупный чиновник («Вся Москва» за 1914 год, отдел третий, с. 602). По данным Иконникова, В.А. Симанский с 1915 г. служил в канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода. Умер в Петербурге (Ленинграде) в 1929 г.

Все предки Патриарха Алексия (Симанского) - кадровые военные, и лишь прадед, начиная как дипломат, перешёл на гражданскую службу. Алексий (Симанский) до монашеского пострига изучал международное право и служил в царской армии. По церковной стезе пошли лишь два представителя ветвистого рода - епископ Пахомий (Симанский) (†1789) в середине 18 в. и священник Павел Симанский (†1907), бывший моряк, в конце 19 в.

Кинодокументалист Н.А. Сотников в 1976 г. описал встречи с митрополитом Алексием в блокадном Ленинграде: «Он расположил меня к себе сразу. Могу со всей ответственностью заявить, что он был человеком мудрым, тонким, деликатным, очень образованным, светским в лучшем смысле этого слова, обходительным, а по обходительности мы так истосковались!.. И тут я сделал для себя открытие - оказывается, митрополит сведущ в военных вопросах. Он свободно владел военной терминологией, проводил исторические параллели, упоминал о роли авиации в Первой мировой войне, знал даже калибры, а я, честно говоря, был в этом не силён... Не менее хорошо митрополит разбирался и в политике. Особенно его волновала проблема второго фронта... Жил митрополит Алексий скромно, аскетично, но по-своему уютно. На келью отшельника виденная мною комната похожа не была. Разумеется, иконы, религиозная литература, но на рабочем столе я увидел немало газет, книг политических, исторических. Почти все они были в белых закладках» (журнал «Родина», 1999, № 10, с. 72-76).

Редкая память и наблюдательность помогали Патриарху всегда. Он говорил по-французски «совершенно без акцента, так, что его можно было принять за француза», и «также вполне свободно» по-английски («Русь Уходящая», с. 139).

Патриарх знал греческий язык. По современным греческим данным, в его родном городе Остров была крупная греческая община. Следовательно, до революции Патриарх был знаком с греческой жизнью. Известна его симпатия к православным грекам. Приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) (†1995) упоминал: Патриарх носил «чёрную рясу греческого покроя» («Митрополит Мануил (Лемешевский)». СПб, 1993, с. 189).

На избрании и интронизации Алексия (Симанского) в феврале 1945 г. присутствовали иерархи-греки - Патриарх Александрийский Христофор II (Даниилидис) (†1967; на покое с 1966 г.), с ним епископ Мареотидский Афанасий (Страпиэнос) (†1953); посланец Иерусалимской Патриархии архиепископ Севастийский Афинагор (Василиадис) (†1966). Прибыл арабский Патриарх Антиохийский Александр III (Тахан) (†1958), с ним митрополит Тиро-Сидонский Феодосий (Абурджели) (†1970), впоследствии - Патриарх Феодосий VI, и митрополит Хомса Александр (Жеха) (†1968). Многочисленную сербскую делегацию возглавлял известный патриот митрополит Скоплянский Иосиф (Цвиович) (†1957), привезший ценные подарки детям наших фронтовиков (д.32, лл. 128, 129, 138; д. 456, лл. 6, 7).

Митрополит Вениамин (Федченков) (†1961), Экзарх в США, белоэмигрант, представлял русскую диаспору. Он вылетел из Нью-Йорка в Сиэттл, оттуда через Аляску и Сибирь - в Москву. Православные греки и арабы летели в Москву через Тегеран, столицу Ирана, занятого нашими войсками в 1941 г.

Вселенский Патриарх Вениамин (Псомас) (†1946), не отпущенный турками, прислал благословляющую телеграмму и направил митрополита Фиатирского Германа (Стринопулоса) (†1951) («ЖМП», 1971, № 2, с. 20; ГАРФ, д. 32, л.128).

В секретной сводке ТАСС говорилось о пресс-конференции 19 января 1945 г. в берлинском МИД. Немцы знали: в Москве готовится Православный Собор, но рассчитывали, что на подготовку Собора Сталину потребуется долгое время, так как Сербская Церковь «... настроена явно антибольшевистски» (д. 32, л. 192).

Однако война велась не за или против большевизма. По старым сербским данным, в феврале 1945 г. в Зальцбурге немцы сколотили лже-»собор» в пику Московскому: одиозные румыны и венгры осудили коммунизм. Немцы пытались склонить к участию в сборище своих узников - Патриарха Сербского Гавриила (Дожича) (†1950) и епископа Жичского Николая (Велимировича) (†1956). Оба наотрез отказались помогать немцам и румынским митрополитам, поддерживавшим фашистов-усташей в Югославии.

С немцами бежали преступники разных мастей, например, «митрополит Транснистрии» («За Днестром»)» Виссарион Пую, «благославлявший» немецко-румынский террор и латинизацию в Одессе и на юге Украины. Виссариона пригрели в Калабрии, знаменитой своей ндрангеттой, папа Пий XII и разведчик-кардинал Тиссеран. Виссарион, заочно приговорённый в Румынии к смерти за военные преступления, умер во Франции в 1964 г. и был похоронен на католическом кладбище. Он и ему подобные - «иезуиты восточного обряда», ныне чтимые Европой на бесчисленных конференциях как «жертвы коммунизма».

Несмотря на взятие нашими войсками Бухареста в 1944 г., румынский патриарх Никодим Мунтяну в 1945 г. в Москву не приехал, прислав малозначащего епископа с парой священников. Достойные греки и арабы, прибывшие в Москву, имели кафедры в странах, где не было советских войск. Так что домыслы религиеведов о «красном соборе 1945 г.» - безграмотны.

Заслуга Патриарха Алексия - он сохранил связи 1945 г. Ездил, игнорируя Рим, на Ближний Восток и Балканы, в Афины, Коринф и Константинополь, всегда сам вёл переговоры.

Тем более важно свидетельство очевидца, видного иерарха Элладской Православной Церкви митрополита Коринфского Пантелеимона (Караниколаса) (†2006). Он резко выступал против турецкой угрозы, интриг Ватикана на Балканах. Когда же осудил масонство, то подвергся травле со стороны организованной группы прокуроров и судей Греции. Несмотря на преследования, Владыка Пантелеимон писал мне 4 ноября 2000 г.: «С радостью отвечаю на Ваше факс-письмо от 27 июня 2000 года, касающееся покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского)... Я помню его во время обоих его визитов в Афины /1960 и 1964 гг./... Он запечатлелся в моем сознании как старый архипастырь, который был неразрывной связью докоммунистического периода с последовавшим ужасным коммунистическим периодом. Он был храбр во Иисусе Христе, в исповедании православной веры, он был живым свидетельством бесконечного мученичества». Владыка Пантелеимон писал, что «восхищался его внешностью, полной святости, его фигурой, его достоинством», его «голосом, его движениями как выражением живости его характера, так же как и трудной, полной разрушительных ударов жизнью». Владыка Пантелеимон заключил словами, написанными крупными буквами: «НАШ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС ДА УПОКОИТ ЕГО В ДУШЕВНОМ МИРЕ В СВОЕМ ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ».

Сергей Владимирович Симанский в 1902 году принял монашество с именем Алексий, конечно, не предполагая, что станет епископом в 1913 г. и Патриархом в 1945 г. Отсюда его неприязнь к «пролезшим» в архиереи. Сейчас модно повторять, что архиерея и критиковать-то - «смертный грех». Патриарх не терпел лицемерия и наигранного «благочестия». Вот лишь несколько примеров.

На ниве навязанного Хрущёвым экуменизма взрос спелый, любимый на Западе, початок - епископ Михаил (Чуб). С 1955 г. был епископом в Смоленске и управлял приходами в Берлине. Патриарх 4 марта 1959 г. согласился назначить Михаила (Чуба) в Ижевск, только «учитывая мнение Совета» (ГАРФ, д. 255, л. 17). Но уже 11 марта 1961 г. писал Куроедову, председателю правительственного Совета по делам Русской Православной Церкви: «Относительно Еп. Михаила (Чуб) я бы думал так: ввиду необходимости (о чём и он, вероятно, знает) уволить его от управления Ижевской епархией, я бы ему поставил ультиматум: назначение его на другую епархию может быть лишь в том случае, если он решительно удалит следующую за ним по пятам особу, присутствие которой его компрометирует. А пока - нет ему назначения. Впрочем, о нём у меня был бы к Вам разговор о том, нельзя ли его командировать в Берлин, где он известен с неплохой стороны и куда не было бы хода этой его «спутнице» (д. 309, л. 50).

Чуба - подальше от русских епархий. Совет падок на загранкомандировки, и Патриарх предлагает спровадить Чуба в Берлин и даже «уволить за штат» (д. 309, л. 61). Совет - против: архиерей, которого всегда можно снабдить «спутницей», - кадр ценный. И Михаил (Чуб), сделав карьеру, умер в начале «перестройки».

Митрополит Питирим приводит и такой эпизод: «Кроме того, он /Патриарх/ обладал большим чувством юмора. Надо сказать, что настоящий русский юмор тонок, мягок и весьма саркастичен... Однажды показывает он мне телеграмму от одного архиерея: «Поздравляю Ваше Святейшество Первым мая». Когда я прочитал текст телеграммы, он прокомментировал: «Какая сволочь!». Действительно, репутация у этого архиерея была весьма дурная. Он считался предателем Церкви, идущим на поводу у властей... Но через месяц подзывает меня Патриарх и говорит: «Костя, отправьте телеграмму». Подаёт деньги и текст. Телеграмма адресована тому самому архиерею: «Поздравляю Ваше Высокопреосвященство первым июня» («Русь уходящая», с. 147, 148).

Вежливость - утончённое издевательство над хрущёвской политикой. Например, папа Иоанн 23 14 марта 1963 г. послал телеграмму Патриарху Алексию и, подчеркнув срочность, поставил время: 19 часов 25 минут. Патриарх лишь на следующий день пишет Куроедову: «Посылаю Вам, многоуважаемый Владимир Алексеевич, только что полученную телеграмму из Рима от папы Иоанна 23. 15. ИИИ. 1963. П. Алексий» (д. 488, л. 11).

Патриарх не решается и шага ступить? Вероятно, Куроедов так и воспринял. Но подтекст иной - вам нужна дружба с папой, вот сами и дружите, а на папские телеграммы я отвечать не хочу. Слово «папа» написано с маленькой буквы. Патриарх всегда старался следовать дореволюционной орфографии и пунктуации, - это заметил и митрополит Питирим.

Рим знал о враждебности Патриарха. Главным другом Рима был митрополит Никодим (Ротов), умерший в «вечном городе» в 1978 г. Митрополит Питирим вспоминал: «Никодим Патриарха ненавидел лютой ненавистью и совершенно не понимал» («Русь уходящая», с. 286).

«Тайные связи» не были тайной для Патриарха. Влияние семьи Даллесов на жизнь США, папа Пий XII и беглые остатки «третьего рейха», нью-йоркский кардинал Спеллман и фашисты Европы, - вот подоплёка антисоветской (на деле - антирусской) истерии НАТО в 1950-х и даже 1960-х гг. Статьи, раскрывающие суть папства, его преступные цели, постоянно публиковались в «Журнале Московской Патриархии», когда Патриарх и его соратник митрополит Николай (Ярушевич) (†1961) определяли направление «ЖМП».

И Московское Всеправославное Совещание 1948 г. соединило многовековой военный опыт борьбы с папством и анализ масонской экуменической дипломатии Англии и США. Патриарх всегда ясно объяснял пастве - кто угрожает Родине и Церкви.

Как русский патриот, перенесший два страшных иноземных нашествия, он искренно призывал к миру. Неверно считать его миролюбивые воззвания «подчинением политике партии». Миролюбие Патриарха никогда не противоречило его горячему патриотизму. В борьбе с фашизмом Патриарх поддерживал Сталина, нисколько не лицемеря и приближая Победу 1945 года.

Н. СЕЛИЩЕВ, член Русского Исторического Общества

http://www.rv.ru/content.php3?id=8316




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме