От поста до поста

0
121
Время на чтение 4 минуты

В этом году самая ранняя Пасха. Что это означает? Наиболее дальновидные из православных ответят: это значит, что Петровский пост будет длинным как никогда - 42 дня. Больше Рождественского, длиннее Великого. Но не будем заглядывать так далеко вперед. Думается, гораздо интереснее и полезнее посмотреть на тот промежуток, который отделяет два зимних поста друг от друга.

Как, наверное, многие заметили, благодаря ранней Пасхе евангельское чтение о Закхее (а оно - первое в череде воскресных чтений, которые зависят от наступающей, а не от прошедшей Пасхи) пришлось на неделю (т. е. воскресенье) пред Богоявлением (в этот же день, 4/17 января, - память 70-ти апостолов); неделя по Богоявлении совпала с неделей мытаря и фарисея; а на воскресенье, когда воспоминается изгнание Адама из рая, переносится праздник Сретения Господня. Казалось бы, только что были Святки, еще не совершилось отдание Богоявления - и вот опять сплошная седмица. И с другой стороны: не прошло и сорока дней после рождественского сочельника - а вот уже начало Великого поста. В этом году всё стремительно как никогда. И хотя подобное происходит всякий раз, когда Пасха приходится на 22 марта по юлианскому календарю, нельзя не заметить, что всё это очень похоже на нашу жизнь в целом - необычайно ускорившуюся, спрессованную, насыщенную событиями настолько, что мы едва не теряем самих себя в их потоке. Но церковные праздники, службы, чтения из Священного Писания имеют как раз противоположную цель: вырвать нас из суеты повседневности, обратить наш ум в сердце и поставить перед лицом Вечности. Давайте вместе попробуем сделать хотя бы шаг на этом пути.

В неделю о Закхее не положено никакой особой службы, но лишь евангельское и апостольское чтения на литургии, которые в структуре службы находятся между чтениями недели пред Богоявлением и 70-ти апостолов. Тема предбогоявленских чтений - проповедь Благой Вести; однако тут можно выделить и более частный, но важный момент. В Евангелии (Мк 1:1-8) мы слышим об Иоанне Предтече, который проповедовал покаяние и возвещал вместе с тем приход иного проповедника и учителя - самого Сына Божия, который больше его, Иоанна. В послании к Тимофею (кстати, одному из 70-ти) апостол Павел говорит, что настало время его ухода из этого мира; эстафету проповеди он передает ученику (2 Тим 4:5-6). Ситуации сходные, но и различные. Иоанн - одинокий проповедник, глас вопиющего в пустыне (в прямом и переносном смысле) - готовит приход Мессии, сильнейшего, нежели сам Иоанн. Оба же апостола - члены основанной Христом Церкви, они - первые звенья той цепочки, которая имеет началом Пятидесятницу, а концом - второе пришествие Сына Божия. Здесь один подставляет плечо другому, восполняет недовершенное предыдущим поколением, готовя, в свою очередь, смену и самому себе. Апостолы и святители, иереи и миряне, мужчины и женщины - всё это проповедники слова Божия, всё это члены единого Тела Христова, которое, как и сам Спаситель, пребудет и в нынешнем веке, и в будущем.

Что касается Закхея (Лк 19:1-10), то, очевидно, он не относился к числу людей, которые прислушались к слову Предтечи. Однако Христос, видя начальника мытарей, забывшего о подобающей его положению солидности и взобравшегося, как ребенок, на дерево, говорит: «Сегодня буду у тебя дома». Если человек не идет к Богу, то Бог идет к нему сам. Но уже от человека зависит - откроет ли он двери своего дома для Спасителя, или Ему, обитающему среди нас, по-прежнему не будет где приклонить голову.

В неделю по Богоявлении мы слышим слова Христа: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк 1:15). Как мы знаем, покаяние - это не перечисление грехов на исповеди; покаяние - это даже не раздирание одежд и посыпание головы пеплом. Покаяние - это перемена ума, изменение самой жизни. И вот в притче о мытаре и фарисее (Лк 18:10-14) перед нами, с одной стороны, пример такой перемены, которая произошла в душе мытаря, а с другой - пример пагубного самодовольства, являемый фарисеем. Господь заканчивает притчу словами: всякий, возносящий себя, смирен будет, а смиряющий себя вознесён будет (мы пользуемся переводом еп. Кассиана как более точно передающим греческий текст). Спрашивается: кем будет вознесен? Очевидно, Богом. Но, если позволено будет задать столь дерзновенный вопрос, по какому праву Бог возносит одних и уничижает других? То есть мы, конечно, понимаем, что Бог всемогущ. Но не насилие ли это? Имеет ли Бог моральное право распоряжаться судьбами людей? В апостольском чтении неделю по Богоявлении мы можем увидеть ответ на этот вопрос. Сначала апостол Павел цитирует псалом: Возшед на высоту, пленил плен и дал дары человеком (Пс 67:19 / Еф 4:8), затем продолжает: А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? (Еф 4:9). И действительно, Христос, ныне сидящий одесную Отца, прежде сошел с небес, принял человеческое естество, родился в пещере, едва не был убит еще младенцем, затем жил в бедности, после проходил с проповедью по всей Палестине, не имел постоянного жилища, встречал непонимание, слышал насмешки и упреки, наконец был арестован, неправедно судим и казнен; но и это еще не всё: по смерти Он сошел в шеол, в глубины земли, ибо и там были души, которые Он пришел спасти. Итак, Христос сам испытал всё то (и даже больше), что может выпасть на долю человека; но для Него это было не справедливое воздаяние за грехи - ибо Он не имел греха, а добровольная жертва за всех людей. Поэтому мы может с уверенностью сказать: да, Бог имеет моральное право возносить и уничижать, ибо Сын Божий сам Себя уничижил и был вознесен во славе Отцом.

Праздник Сретения Господня в этом году попадает на понедельник первой седмицы Великого поста. Понятно, что две эти службы несовместимы, потому Сретение переносится на предыдущий день - неделю сыропустную, когда Церковь воспоминает изгнание Адама из рая. В таком сочетании современный человек - мятущийся, унывающий, сомневающийся - может найти немалое утешение и надежду. В самом деле: вот мы слышим печальные песнопения, где Адам воздыхает об оставленном Эдеме. Вот уже ангел с огненным мечом поставлен охранять райский сад. Вот Адам и Ева, и их потомки живут в ожидании Избавителя. Но Он уже здесь! Он, младенец сорока дней от роду, уже на руках старца Симеона. Обетование спасения и начало самого спасения - рядом, слиты воедино. Тысячелетия промелькнули как один миг. А впереди - бесконечная дорога, открытая Христом для каждого из Его последователей.

http://www.taday.ru/text/297643.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Феодор Людоговский
Все статьи Священник Феодор Людоговский
Последние комментарии
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29
Высока у подвига цена
Новый комментарий от Советский недобиток
19.04.2024 04:27