Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православное кино 20 лет назад

Татьяна  Карпова, Радонеж

25.01.2010

Что же говорить о 90-м годе!

В 1990-м году, когда состоялся 1 Всероссийский Фестиваль и вообще на заре православного кино, мы жили в еще атеистической стране,

Еще не были возвращены Церкви порушенные храмы, лежали в страшных руинах монастыри, совсем невозможно было вообразить, что будет стоять Храм Христа Спасителя, в Москве действовали только две воскресные школы. Почти не издавалось духовной литературы.

А кино, как оказалось, уже было. И был народ, готовый его принять.

Православного кино не было вообще никогда. Его не было не в советской стране, а никогда. Поэтому мы с полным правом можем говорить о православном кино как о совершенно новом явлении русской культуры.

Религиозное кино стало явлением долгожданным - и одновременно неожиданным. Особенно удивительным до сих пор остается то, что оказалось так много верующих кинематографистов по всей стране. Православный документальный кинематограф сразу показал себя как профессионально и духовно сформировавшееся направление, созревшее под спудом, и произвел на зрителей ошеломляющее впечатление, открыв им невиданный до тех пор на экране мир Православия.

Первый Всероссийский Фестиваль православного кино «С нами Бог!» состоялся в столице Советского Союза на Святой неделе 1990 года.

Организовали фестиваль православно верующие деятели искусств: художники, музыканты, литераторы и, конечно, кинематографисты. Финансировал Народный Дом России. Фестиваль проводился при поддержке Управления делами и Издательского отдела Московской Патриархии. Благословил фестиваль еще Патриарх Пимен. Почетным председателем жюри стал митрополит Владимир (Сабодан), тогда управделами МП. Он же и открывал фестиваль и вручал призы на закрытии. Владыка Питирим предоставил зал для работы Оргкомитета.

В Оргкомитет и в Жюри фестиваля входили люди знаменитые и известные в православных кругах, единомышленники, каждый из которых на своем поприще и все вместе многие годы трудились для возрождения в нашем Отечестве православной веры. Здесь присутствуют О.Тихон, Сергей Михайлович Харламов = Народный художник России, Владимир Николаевич Крупин, Николай Николаевич Лисовой, Александр Григорьевич Морозов, Ирина Дмитриевна Ульянова, Надежда Павловна Феденистова. С любовью и благодарностью вспомним Вячеслава Михайловича Клыкова, который не только принял самое деятельное участие в подготовке фестиваля, но, главное, изготовил приз, подобного которому не было и нет: фигура Сергия Радонежского, модель памятника в Радонеже, 80см высотой, бронза, облитая в Софрино золотом, на подставке из кубинского мрамора, весит 18кг. На закрытии, когда ее в самом начале вечера вручили Борису Леонидовичу Карпову за фильм «Под благодатным покровом», он держал ее три часа и еле выдержал.

Думаю, участники первого фестиваля не будут возражать, если я скажу, что Борис Леонидович был одним из главных вдохновителей и устроителей фестиваля. Могу сказать, что он шел к этому всю жизнь - к фильму «Под благодатным покровом» и к фестивалю. Борис Карпов был русским режиссером. Он делал кино, пронизанное русским духом. О нем можно сказать словами Есенина, его любимого поэта: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Шукшин писал, что народ знает правду. Борис Леонидович знал. Не потому что узнал, прочитал - просто знал. У него был творческий дар, но еще и дар любви к России и способность проницать суть вещей. И это понимали все, кто с ним соприкасался даже однажды, не говоря о близких людях. Поэтому для него было естественно стать православным режиссером и возглавить это направление в кино.

Он и всегда был православным режиссером. В 1966 году он сделал фильм «Слово об одной русской матери», тогда прогремевший. Там был план, когда Епистимия Федоровна Степанова, 90-летняя необычайной красоты женщина, потерявшая в войну 9 своих сыновей, выходит из храма и крестится. Тогда подобное никому в голову не приходило. Ему приказывают убрать этот план. Некий редактор ТВ по фамилии Безрод. Борис Леонидович чуть его не прибил, еле удержали за руки. Фильм получил «Гран При» на фестивале в Монте-Карло и Приз на Московском фестивале.

А когда он делал фильм «На поле Куликовом», из ЦК звонили даже по ночам, так боялись чего-нибудь не досмотреть, как боялись и самого празднования 600-летия Куликовской битвы

На 1-й фестиваль было отобрано 50 фильмов из России, Белоруссии и Украины.

Кстати, на 3-м показывали уже 70 картин и участвовали Молдавия, Болгария и Греция, откуда-то узнали.

Не каждый фильм был творческим шедевром, но что-то в них было, чего нет сейчас, может быть, выношенность, выстраданность, долгожданная возможность сказать о том, о чем нельзя было говорить. И если хотите, православный дух, который очень хорошо чувствовал тогда зал.

Проходил фестиваль в кинотеатре «Новороссийск» на 1000 мест, и всю неделю фестиваля зал был переполнен.

Тогда все было впервые.

Впервые экран рассказывал зрителям о вере их отцов и дедов, об их вере. Впервые зрители буквально ломились на документальные фильмы. Люди сидели на дополнительных стульях, на ступенях лестницы. Так же было в кинотеатре «Зарядье», где тоже шли просмотры. Высшим признанием успеха нашего дела было то, что наши билеты стоимостью 3 рубля перепродавались перекупщиками по 5. Люди приходили на целый день семьями, с термосами и бутербродами. Смотрели все сеансы подряд.

Успех фестиваля был феноменальным. Народ к тому времени устал от того, что давно не слышал слова правды. Все истосковались по правде, все ждали слова правды, и когда это слово звучало, то производило действие огромной возродительной силы. Слово правды, исходящее от любви -было тем новым, самым ценным, самым сокровенным, что звучало в православных фильмах и что почувствовали зрители.

Впервые тогда документальный экран показал разрушение храмов, разгон монастырей, суды над священниками, кадры, где русские крещеные люди бросают в костер иконы, с бессмысленными улыбками смотрят на поверженные купола, глумятся над чучелами попов. Спасибо богоборческой власти за то, что запечатлела на пленке свои деяния. Тогда вышло много «перестроечных» фильмов, очень сильных и обличительных. Авторы православных фильмов на том же материале выражали религиозный взгляд на события истории, они не обличали, а призывали зрителя задуматься вместе, почему так вышло, в чем причина трагедии и смысл испытаний, где преступления режима, а где вина и грех самого народа, народа, который крушит храмы и сжигает иконы, и плачет и молится у этих икон.

И уже тогда было совершенно ясно , что возрождение православной веры - единственный для России путь к нравственному и физическому спасению, т.к. Царство без Церкви всегда открыто для уловления на тлен, для разложения, ведущего к гибели, что и происходит.

Впервые авторы показали новый образ (тип) положительного героя. Не рабочего, колхозницу, ученого или артиста, которые тоже были замечательными людьми, а батюшку, напомнив миру, миру лукавых наемных руководителей, что истинным пастырем является священник, духовный наставник и руководитель. Впервые встретились верующие кинематографисты, узнали друг о друге, увидели фильмы коллег.

Главный приз получил фильм «Под благодатным покровом» Бориса Леонидовича Карпова. Тысячелетняя жизнь во Христе. Программная картина, фундаментальный труд. Фильм так погружал в мир Православия, что некоторые во время просмотра шептали, что хочется встать - чувствовали себя как в храме. Потом фильм шел полтора месяца в одном клубе по 5-6 сеансов в день. Два зала к вечеру были набиты битком.

В кинотеатр «Смена» стояли очереди на фильм Вадима Петровича Виноградова «За други своя». Он занял второе место на первом фестивале. Впервые ВОВ была осмыслена как война сатанизма гитлеровского Рейха против Православия. Это тоже было сенсацией.

Очень хотелось бы рассказать о других картинах, (но нет такой возможности), которые помнятся до сих пор и которые хорошо бы показывать на ретроспективах. Теперь их называют классикой православного кино

Хотелось бы назвать имена первых авторов: Валентина Матвеева, Наталья Уложенко, Дмитрий Делов, Андрей Колобродов, Ирина Ульянова, Валерий Демин, Владимир Кузнецов, Борис Головня, Виктор Шкурко, Виктор Рыжко, Борис Лизнев, Борис Криницын, Валерия Ловкова, Сергей Ерофеев. Одни продолжают работать, другие сделали по1-2 фильма, но они тогда дорогого стоили.

1 фестиваль прошел под знаком 1000-летия Крещения Руси, 2 - вл. Арсений объявил на открытии об обретении мощей прп Серафима, 3 состоялся в год празднования 600-летия прп Сергия. Мы не ориентировались на эти события, не подгадывали, как в годы войны не назначались главные битвы на дни святых.

Но уже наступали другие времена.

В 1992 году, когда мы готовили 3 фестиваль, столица России готовилась к празднику сатаны, который на несколько дней потом заполнит телеэкран. В день открытия фестиваля по ТВ транслировали конкурс красоты, а в зале в это время шел фильм «Святая Земля», лучший среди фильмов на эту тему. И одна женщина написала в книге отзывов: «Два часа проплакала, потому что всю жизнь занималась атеистической пропагандой».

Из других отзывов:

« Фильмы смотрятся, как откровение. Сколького мы еще, оказывается, не знаем.»

«Фильмы прекрасны и нужны в настоящее время, чтобы человек проснулся от массового гипноза».

«Сердце болит, но душа укрепляется, такие фильмы открывают людям правду и приближают к Истине, заставляют задуматься, правильно ли мы живем и что в жизни главное».

«Как телесная пища для голодного, так ваши фильмы для души человеческой»

«Это лучшие фильмы, которые я посмотрел за свои 43 года.

«Не знаю, как и выразить свою благодарность за то, что вы предпринимаете для спасения России»

«Ваши фильмы - единственный остров русского, все остальное - завоеванное пространство».

«За 30 лет не узнала того, что узнала за два часа»

«Посмотрел фильмы, завтра пойду креститься»

Фильмы называли иконой, молитвой, проповедью, укоряли, что нет исповеди - при обсуждениях. Архимандрит Зенон назвал православное кино иконой 20-го века.

Всего было проведено 4 фестиваля.

К 1995 году к/т «Новороссийск» перешел на коммерческие показы, к/т им. Моссовета директор, замечательна верующая женщина, которая приняла Фестиваль после «Новороссийска», сдала его протестантам.

В 1991 году создана студия «Отечество», которая, пока был жив Б.Л, была флагманом, определяла направление, при том, что замечательные фильмы создавались и на других студиях. В 1993 году зарегистрировали Центр православного кино. К этому времени собралось ок. 300 картин (речь идет о хороших). Стало понятно, что если смотреть их в определенной последовательности, систематизировать, они могут целенаправленно использоваться в области церковного образования и просвещения.

Центром была составлена Программа под названием «Аналитический обзор фильмов. Методические рекомендации для проведения кинолекториев по духовно-просветительной тематике». Она была рассчитана на 30 часов просмотра по темам:

Начало христианства в истории человечества

История РПЦ

РПЦ в 20-м столетии

История русской святости

Люди Церкви: архипастыри, пастыри, миряне

Русские святыни

Церковь и отечественная культура

Православная Церковь и русский народ. Семья, дети, молодежь

Мы предложили ее Отделу катехизации, там заинтересовались, но дальше ничего не произошло. Такое действенное и убедительное средство просвещения как кино не было использовано.

Нас стали приглашать в разные города, мы объехали много, с яуфами, с тяжелым грузом. В каждом городе наступал праздник торжества Православия. Выступали на многих площадках, в колониях заключенных.

В Москве проводили Рождественские и Пасхальные недели в к/т «Мир».

Несколько лет действовал Православный киноклуб в Доме Ханжонкова. Тогда мало у кого были видеомагнитофоны, люди ходили почти так же, как на фестивали, а уж на премьерах не хватало мест.

Могу сказать с полной ответственностью, что православное кино 90-х годов и наши старания его показывать очень многих людей подвели к церковной ограде.

Надеюсь, что следующие выступающие скажут о выдающихся фильмах, которые делались позже и делаются сейчас, когда другое состояние общества, другие условия производства, другой киноязык.

Я же заключение могу только сказать, что ничто не возникает ниоткуда и не уходит в никуда. Борис Леонидович в советское время каждые 10 лет делал фильмы по заказу Московского Патриархата. В 1988г. - «Под благодатным покровом», в 78-м - «60 лет восстановленного Патриаршества», а в 1968г. он снял фильм «РПЦ сегодня». Если бы его показали тогда, он произвел бы переворот во многих живых душах. После этого фильма Б.Л. принял Крещение. Теперь мы с коллегами воспринимаем этот фильм как зерно, брошенное в землю, которое проросло через десятилетия в виде нового явления русской культуры - православного кинематографа.

Сейчас уже много фестивалей, много фильмов, а безграмотность и непросвещенность людей ужасающая. Два года назад я приехала в Иркутск в Дни русской культуры, там открывался филиал киноклуба «Русский путь», который организовал в Москве Сергей Зайцев. Я там показывала свои новые фильмы, и по просьбе Сергея привезла «Видимое и сокровенное». После просмотра сотрудница отдела культуры городской Администрации говорит: я потрясена, я ничего этого не знала. - Чего именно? - Да вот что священников так гнали, репрессировали...Это в Иркутске, в отделе культуры, где не говоря уже о радио и телевидении последних лет, где все это показывают, как-то удается людям сохранить такую первобытную «девственность».

Сергей Мирошниченко «Убийство императора. Версии». Уж на что Борис Леонидович хорошо знал кино и хорошо его понимал, но он был поражен фильмом, он действительно не стоит в ряду других.

Лучшие фильмы:

«Под благодатным покровом»

«За други своя»

«Надеющиеся на Тя да не погибнем»

«Романовы. Великая княгиня Елизавета»

«Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском»

«Провинциал в Петербурге»

«Спаси и сохрани»

«Отвори мне двери покаяния»

«Храм» Дьяконова

«Надеющиеся на Тя да не погибнем»

Во второй половине 90-х годов кончился золотой век православного кинематографа, когда уже все было можно, а финансирование еще продолжалось, как в советское время. Начался 2-й, я его еще в 2000 году назвала переходным, надеясь на возрождение. Начался спад производства, пленочных фильмов стало мало. Кроме того, наступил застой: однообразие в выборе тем, в творческих решениях. Стали наблюдаться перепевы сделанного ранее, ничего существенно нового почти не появлялось. Пусть коллеги поймут меня правильно, хорошие фильмы были, мастера творили, я говорю о явлении в целом.

Но главное, настала эпоха видео.В руках священников и прихожан оказалось множество любительских видеокамер, вполне доступных по цене. Возникла эйфория от самой возможности снимать. Снимали, как на заре кинематографа, все, что движется, не подозревая, что необходимо изучение темы, концепция, драматургическое решение. Ведь что такое написать сценарий? Это не дать зрителю заскучать в течение часа или получаса. В этих любительских работах исключены такие понятия как операторское мастерство, искусство монтажа, т.е что это профессии, которым обучают по 4-5 лет во ВГИКЕ, а потом люди всю жизнь совершенствуются. И пусть бы снимали для архива, вели летопись своих приходов. Но вся эта самодеятельность, упакованная в красочные обложки, хлынула на рынок. Люди покупают эти изделия, потому что спрос есть, фильмы нужны, и хочется верить, что вкус зрителя не до конца испорчен православным ширпотребом. Зрителю не обязательно знать и разбирать, какими художественными средствами сделан фильм, но антихудожественность влияет на уровне подсознания.

Можно заметить и дурное влияние телевидения, где делают быстро, информационно, когда слов много, а картинки мало. Это относится и к фильмам, на которых стоит марка какой- либо видеостудии. Студий много. Любительское и профессиональное смешалось. Настоятели монастырей сетуют: приехали, сняли за 1 день, что это за фильм! И это о святыне, которой 400 -600 лет, через которую проходит вся история России!

И сейчас много таких картин, про которые член жюри одного фестиваля, посмотревший 100 примерно фильмов на мой вопрос, какова программа, ответил: 5 минут смотришь, о чем фильм, остальное время ждешь, когда он кончится. А фильмы теперь длинные, безразмерные, часа на полтора. От этих произведений православной масс-культуры впадаешь в уныние, как говорится, не хочется жить на этом свете.

Когда участвуешь в жюри фестиваля, где диски дают для предварительного просмотра на дом, это проявления человеколюбия, потому что зритель может проголосовать ногами, а член жюри нет. И все члены жюри смотрят их на скорости. И когда попадается фильм, который смотришь весь, да еще хочется пересмотреть и друзьям показать, это дорогого стоит.

Теперь о главном, что беспокоит многих моих коллег. В начале 90-х, как уже говорилось, фильмы сыграли неоценимую роль в катехизации и многим помогли обрести веру, но сегодня мы обнаруживаем, что сами находимся внутри церковной ограды, и с нами наши прежние, уже немолодые зрители, а новые, молодые, далеко от нас, мы их ничем привлечь не можем, нас уже никто не понимает.

Мы не имеем права все время показывать «ты мне - я тебе» и отгораживаться от огромной массы верующих людей, которые тянутся к Церкви, но не знают, с чего начать.

Поэтому так ценны фильмы талантливых авторов, которые владеют другим, понятным людям языком.

«Убийство императора. Версии»

«Прощеное воскресенье» Роженцева

«Прерванный триумф» Е.Крылов

«Гефсимания царя-мученика» Вадима П. Виноградова

«Дар веры» Б. Криницына

«Попы» Залотухи

«Люди и пчелы» Деминых

Отдельным пунктом выделяются фильмы Бориса Лизнева - народные, державные. Человек, который глубоко переживает судьбу Отечества и так же глубоко ее осмысливает. Все его фильмы - выдающиеся по творческому решению и режиссерскому мастерству произведения.

И, конечно, фильмы и сериалы, которые делаются на ТВ:

Недавно опять показали сериал «Моя судьба», сделанный на студии Университета Наталии Нестеровой

« Небесное и земное»

«Крест против свастики»

«Ангел русской Церкви против отца всех народов»

Совсем новый фильм Алексея Денисова «Батюшки особого назначения».Денисов- убежденный, последовательный и смелый человек. Он в свое время первый сделал фильм об убитых в Оптиной пустыни монахах.

«Гибель империи. Византийский урок» - это вообще иноходец. Я называю не все, а только для примера.

Поэтому хочется призвать организаторов фестивалей ориентироваться на фильмы, которые не только показывают жизнь верующих для верующих, но интересны и понятны нецерковным людям.

В заключение хочу вернуться к 1 ФЕСТИВАЛЮ ПРАВОСЛАВНЫХ ФИЛЬМОВ. Только вначале мы воспринимали его как чудо. На самом деле ничего не возникает из ничего.

Мало кто знает, что православное кино зародилось еще в годы господства атеизма. Б.Л. Карпов в 1968 году сделал фильм «РПЦ сегодня». Через 10 лет - «600 лет восстановленного Патриаршества», еще через 10 - «Под благодатным покровом». Спустя годы, уже после смерти Б.Л., мы осознали, что этот первый фильм стал тем зерном, из которого произросло православное кино. Его долго не принимала Патриархия, т.к. он получился очень религиозным, потому что Б.Л. не мог делать просто информационный фильм ,чтобы показать за рубежом, что у нас все в порядке. Это был фильм верующего человека, и если бы его тогда увидели зрители, он произвел бы переворот во многих живых душах. После этого фильма Борис Леонидович принял крещение.

http://www.radonezh.ru/main/getprint/11769.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме