itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Настоящая жизнь – только в Церкви»

0
122
Время на чтение 5 минут

Университет – это наша интеллектуальная элита и самая продвинутая молодежь. Всегда в университетских стенах рождается все самое прогрессивное и новое. Первый вузовский домовый храм в постсоветские годы, как ни кажется это кому-то парадоксальным, тоже открылся при Московском государственном университете. Со священником Максимом Козловым, настоятелем храма во имя святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, гостем Седьмых Пименовских чтений в Саратове, мы поговорили о том, как уживаются рядом научный прогресс и традиционные ценности, а также о дороге к храму интеллигенции и молодежи.

– Вузы всегда ассоциируются с новейшими достижениями научной мысли. Храм, напротив, олицетворяет ценности, которым не одно тысячелетие. Как соседствуют рядом университет и храм и как занятия наукой и вера совмещаются в сознании одного человека? Многим людям это кажется невозможным.

– Здесь нет на самом деле никакого противоречия, богословские факультеты есть в самых известных крупнейших университетах Европы, достаточно вспомнить Оксфорд. Это общеизвестный факт, и теология входит в Европе в систему высшего образования. Более того, европейские университеты и начинались именно с богословских факультетов. Нашей российской традиции присутствия Церкви в высших учебных заведениях где-то полтора столетия, но ее стоит возрождать. Присутствие богословских дисциплин в лекционных курсах различных факультетов с учетом их специфики только бы обогатило и научный, и учебный процесс. Никто не станет, думаю, спорить с тем, что невозможно изучать русскую философию без пласта русской религиозной философии, это немыслимо, как и изучать историю России без истории Церкви. Методология богословских дисциплин схожа с методологией гуманитарных наук, и здесь тоже есть простор для обогащения. Если говорить, например, об изучении сознания человека, то теологические дисциплины могут показать границы, вторжение за которые будет иметь для людей только негативные последствия. Вне всякого сомнения, диалог между наукой и богословием мог бы быть полезен.

Традиция домовых храмов тоже старая. Вряд ли стоит ее возрождать полностью в том виде, как это было столетие назад. Но в России всегда в вузах были домовые храмы, и сегодня они необходимы, и наши студенты, преподаватели приходят в них.

Если же говорить о сознании одного конкретного человека, то на самом деле занятия наукой и вера в Бога никак не противоречат друг другу. Еще великий философ Иммануил Кант писал: «Только две вещи в мире достойны подлинного изумления – звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».
И есть достаточно примеров, когда великие ученые были верующими людьми.

– В нашем городе в университете тоже действует храм, и мне неоднократно приходилось сталкиваться с недоуменным вопросом: «А зачем?». В городе и без того есть храмы. Для чего храм университету?

– А как же иначе? Мы должны дать возможность людям общаться, встречаться и вместе со своими однокурсниками, коллегами исповедовать свою веру. Если хотите, как есть ведомственная поликлиника, так же должен быть и храм, куда человек может прийти, если у него есть потребность жить церковной жизнью.

– Почему, на ваш взгляд, образованные люди, которых мы называем интеллигенцией, часто оказываются в «оппозиции» к Церкви?

– С одной стороны – да, то, о чем вы говорите, действительно, имеет место. Но с другой, сегодня уже мы как раз наблюдаем обратный процент. Интеллигенции в храмах становится все больше. Есть прямая зависимость и подтвержденные статистически факты: чем больше населения в городе, чем выше в нем процент образованных людей, насыщенней научная, культурная жизнь, тем активней будет церковная жизнь и тем больше будет в этом городе воцерковленных людей. Если 30 лет назад большинство наших прихожан составляли женщины около- и послепенсионного возраста, то сегодня картина в корне другая. В Церковь приходят образованные люди.
Сегодня, напротив, для нас проблемой стало найти общий язык с людьми, которых очень условно можно назвать «простыми», с теми, у кого как раз нет высшего образования. Иначе бы у нас был расцвет церковной жизни на селе, но этого пока не происходит.

Что касается причин, то их довольно много. Назову самые распространенные из них. В нашем обществе есть много людей, которым трудно преодолеть стереотипы, накопившиеся за десятилетия. Можно вспомнить ныне покойного академика Виталия Гинзбурга, который был действительно выдающимся ученым, но к тому, что он говорил о Церкви, даже трудно отнестись всерьез.
А бывает, что человек не может признаться и себе, и окружающим, что он не смог войти в церковную жизнь, потому что для этого ему надо от очень многого отказаться. Когда у него две любовницы, и дети, рожденные вне брака, и взятки в соответствии с христианской этикой брать недопустимо, то, конечно, человеку проще отмахнуться от православной традиции, как от того, что идет вразрез с его образом жизни. Но он же не может сказать обо всем этом вслух, и поэтому на публику приводятся самые разные доводы и оправдания, которые к реальности имеют мало отношения.

– То есть человеку элементарно удобней жить так, как он привык?

– Да, на самом деле так комфортней. Хотя, конечно, нельзя сказать, что Церковь полностью использовала тот миссионерский потенциал и те миссионерские возможности, которые у нее были в последние годы. И здесь есть и наше упущение. Но для студентов нашего университета, конечно, лучшая миссия – это видеть преподавателей, которые являют пример христианской жизни, будучи церковными людьми. И среди преподавателей МГУ такие люди есть.

– Воцерковленных преподавателей много в МГУ?

– Важно, что они есть. И сам этот факт, и образ жизни этих людей являются лучшей проповедью. Когда студенты первого курса факультета журналистики видят, как их уважаемый преподаватель, доцент, к которому они относятся с огромным пиететом, алтарничает в храме, у них просто бывает шок. И, конечно, начинают возникать вопросы, на которые они ищут ответы уже на другом уровне. Потому что когда их любимый преподаватель служит в храме, то стереотипными ответами не отделаешься.

– У любого молодого человека возникает вопрос, который звучит несколько грубовато, но, тем не менее, в том или ином виде он задается. Возникал такой вопрос когда-то и у меня: «А что Церковь мне может дать?».

– Вы знаете, можно, конечно, самому себе ответить, что Бог у меня в душе и поэтому в Церкви мне делать нечего. Многие так и делают. Но очевидно, что это не будет глубоким ответом, и в данном случае люди, к сожалению, сами себя обделяют.

И если человек имеет серьезные запросы по отношению к жизни, то удовлетворить он их сможет только в Церкви. Весь вопрос в том, как человек хочет прожить – успокоиться, получив поверхностные ответы, или все же искать по-настоящему глубокие? Вот получить ответ не на уровне рационального осмысления, что Бог есть, и не на уровне некоего эмоционального переживания, а получить его опытно и начать жить по-настоящему духовной жизнью можно только в Церкви.

Беседовала Юлия СЕМЕНОВА

http://www.vzsar.ru/special/2010/01/14/svyaschennik_maksim_kozlov__nastoyaschaya_zhizn__-__tolko_v_cerkvi.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09