Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Преподобные Григорий Чудотворец и Григорий Затворник Печерские

Седмицa.Ru

21.01.2010

Преподобномученик Григорий, Киево-Печерский Чудотворец

Статья из т. 12 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.

Григорий († 25.05.1093), прмч., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), чудотворец. Г. посвящено «Слове о Григории Чюдотворци» в Киево-Печерском Патерике - часть послания мон. Поликарпа к игум. прп. Акиндину. Святой упоминается в Патерике в «Слове о Никите Затворнице»: Г. и др. монахи «отгнаша беса» от затворника св. Никиты (впосл. Новгородский еп.), здесь Г. также именуется чудотворцем. 

Г. был пострижен в иночество прп. Феодосием Печерским «и от него научен бысть житию чрнеческому: нестяжанию, и смерению, и послушанию». Благодаря прилежанию к молитве, Г. рано сподобился дара чудотворения и победы над бесами («имеяше бо блаженый обычай: по всяком пении запрещалныа творити молитвы» - Древнерус. патерики. С. 43). Святой не имел у себя никакого имущества, кроме пергаменных книг, возле кельи он разбил небольшой огород. Воры трижды пытались ограбить келью и огород Г., но всякий раз святой чудесным образом не давал ворам возможности совершить кражу, обращал их к покаянию и понуждал для искупления грехов работать на мон-рь (как отметил И. Дуйчев, эпизод о связывании молитвой грабителей находит параллели с текстом в Египетском Патерике и восходит к 3 Цар. 13. 1-6). Часть своих книг преподобный отдал «градскому властелину», чтобы вызволить из темницы нападавших на него. Оставшиеся рукописи продал, не желая вводить в соблазн потенциальных грабителей, вырученные деньги раздал нищим. 

В 1093 г. Г. претерпел мученическую кончину. Собираясь в поход на половцев, кн. Ростислав Всеволодович, младший брат блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, отправился в Печерский мон-рь для молитвы и благословения и у Днепра встретил Г., пришедшего за водой. В ответ на оскорбления княжеских «отроков» (членов младшей дружины) святой призвал князя и его дружину к покаянию и предсказал им скорую гибель: «Вси вы в воде умрете и с князем вашим» (Абрамович. С. 137). Ростислав в гневе приказал утопить Г. Святому связали руки и ноги, привязали на шею камень и бросили в реку, а князь не поехал в мон-рь. 26 мая 1093 г. Ростислав Всеволодович вместе с воинами его дружины утонул в р. Стугне после поражения в битве с половцами под Треполем, о чем рассказывается в ПВЛ и сочувственно упоминается в «Слове о полку Игореве».

Братия Киево-Печерского мон-ря 2 дня безуспешно искали Г. На 3-й день тело инока со связанными руками и ногами, с камнем на шее и в мокрой одежде было обретено в его келье, «лице же беаше светло, сам же акы жив» (Там же. С. 137). Святого похоронили в Ближних (Антониевых) пещерах, где его нетленные мощи почивают и ныне. Их обследование показало, что Г. скончался в возрасте 50-60 лет, у него было сломано неск. ребер (Колпакова В. М., Кабанець Е. П. Комплекснi медико-антропологiчнi дослiдження св. мощей Киево-Печерсько¿ лаври // Дива. С. 89, 92). На стене Софийского собора в Киеве сохранилось граффити, по всей видимости имеющее отношение к смерти Г.: «Месяца мая в 25-е утоплен Григории (имя написано тайнописью.- Е. Л.) князем» (Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской. К., 1966. Вып. 1: XI-XIV вв. C. 47-48).

Почитание

Г. не назван в древнейшем помяннике Киево-Печерского мон-ря 1482 г. среди имен 11 преподобных. Впервые имя Г. появляется среди Киево-печерских преподобных в «Анфологионе» (К., 1619), где его память обозначена под 25 мая. Почитание Г. с этим днем памяти утвердилось не позднее сер. XVII в. и в Московской Руси. Под этим днем Г. упоминается в «Месяцеслове» келаря Троице-Сергиева мон-ря Симона (Азарьина): «Преподобного отца нашего Григория, чюдодействующа, Печерскаго, иж в Киеве» (РГБ. МДА. № 201. Л. 318 об., сер. 50-х гг. XVII в.). Во 2-м тропаре 4-й песни Канона преподобным отцам Печерским, составленного ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом К-польского патриарха Мелетием Сиригом, Г. прославляется как чудотворец: «Григорие всеблаженне, чудес благодать от Бога приемый, и тезоимение от дел подобных; ныне предварив, удиви и на нас твоими молитвами Его Благодать» (цит. по: Дива. С. 147). В Похвальном слове рус. преподобным, созданном соловецким мон. Сергием (Шелониным) в 1645-1647 гг., кратко пересказывается рассказ из Патерика о Г., причем святой уподобляется свт. Григорию Неокесарийскому и исповеднику Исаакию Далматскому (Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 580-581).

Общецерковное почитание Г. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Г. упоминается в 6-м тропаре 8-й песни Канона преподобным отцам Ближних пещер (по мнению Е. П. Кабанца, службы преподобным отцам Ближних пещер были написаны в посл. четв. XVII в.). Память Г. празднуется особой службой с полиелеем (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 295-307).

Совр. память Г. под 8 янв. появляется в позднейших рукописных святцах, по-видимому в результате совмещения с памятью прп. Григория, Киево-Печерского чудотворца, жившего в XIV в. В лит-ре, особенно дореволюционной, нередко приводятся ошибочные сведения о Г.: в качестве даты его преставления указывается 1074 год (это дата кончины учителя Г.- прп. Феодосия), Г. иногда отождествляется с совр. ему печерским мон. Григорием, творцом канонов.

Ист.: Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 1, 37; Описание Киево-Печерской лавры. С. 105, 125; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1931. С. 126, 134-138; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. М., 1999. С. 38, 42-46; ПСРЛ. Т. 40. СПб., 2003. С. 64.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Янв. С. 12-17; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 139-140; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 16; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 88-90; Дуйчев Ив. Эпизод из Киево-Печерского патерика // ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 89-92; Кабанец Е. П. Тайна софийского граффито: (Упоминание лаврской истории в софийской эпиграфике) // Вопр. исслед. и реставрации памятников архитектуры. К., 1992. С. 93; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 48, 54, 89, 90, 91, 125; Ольшевская Л. А. «Прелесть простоты и вымысла...» // Древнерус. патерики. С. 234-235, 246, 248, 249, 251.

Е. В. Лопухина

Иконография

В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 8 янв. об облике Г. сказано: «Сед, брада поуже немного Сергиевы, в клобуке черном, риза преподобническая, в левой руке книга, другая простерта, бос» (РНБ. Погод. 1931. Л. 93 об.).

Описание восходит к одному из ранних сохранившихся изображений Г. из цикла гравюр на дереве 1655-1660 гг. работы мастера Илии для печатного издания Киево-Печерского Патерика 1661 г. (Патерик, или Отечник Печерский... К., 1661. Л. 173а). Композиция гравюры строится по принципу житийной иконы. В среднике на фоне условной архитектуры, горок и позема с травами помещено ростовое фронтальное изображение святого в монашеском одеянии (параман с 2 крестами) и в куколе, без обуви. Г. представлен старцем с небольшой белой бородой, ладонь правой руки раскрыта перед грудью, в левой - Евангелие, вверху надпись: «С Григорий чудотворец Печер». На клеймах по сторонам центрального изображения и под ним в овальных рамах - 3 сюжета жития Г. (чудеса и мученическая кончина). Слева - 3 вора с награбленным, застывшие на месте по молитве святого, и чудотворец вдали у храма (надпись: «Злодее стояху два дни з мехами овощи»). Справа - Г. склонился над внезапно уснувшими ворами (надпись: «Злодее спали пять нощий дондеже Григорие прииде»). Внизу - кн. Ростислав Всеволодович и воины его дружины, по приказу бросающие святого в Днепр (надпись: «Григорий от князя Ростислава в воде утоплен привязавше камень»). В соответствии с традициями барокко гравюра снабжена также стихотворной подписью: «Григорий правды ради, жизнь сконча водою. При источнице жизни, днесь причтен покою».

Эти сюжеты повторены Л. Тарасевичем в издании Киево-Печерского Патерика 1702 г., но изображение спящих воров расположено слева как первоначальное в соответствии с последовательностью изложения событий в тексте. Центральная композиция представляет Г. вполоборота вправо, с немного склоненной головой и молитвенно сложенными на груди руками (на левой - длинные четки). Подобная иконография встречается также на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки святого в Ближних (Антониевых) пещерах.

На уникальной киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ - Гончарук В. П., Кабанец Є. П. Дереворит сер. 17 ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з исторiї Печерськой канонизацiї // Могилянськi читання. К., 2000. С. 56-63) и на восходящей к ней иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) погрудное изображение Г. вместе с др. чудотворцами Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции (Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314). Поясной фронтальный образ святого со сложенными на груди руками и надписью «П Григорий Чудотвор» имеется на 8-м клейме на книжной гравюре с изображением прп. Феодосия Киево-Печерского в лаврском издании «Акафистов» (К., 1693. Л. 224б.).

На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими святыми, 1724 г., письма игум. Корнилия (К. И. Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ), Г. изображен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» справа в 4-м ряду 2-м справа, надпись на нимбе - «прпд Григорий». Он представлен вполоборота влево, старцем со впалыми щеками и коричневой с проседью бородой, на конце сужающейся, в клобуке и парамане с красным Голгофским крестом, персты десницы сложены для крестного знамения (Искусство земли Владимирской: Кат. выст. / ГВСМЗ. М., 2002. С. 83. Кат. 41).

В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» образ Г. находился, как правило, в левой группе святых (за прп. Антонием Печерским), почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах (образцы см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-625. № 1505-1518; Т. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) его фронтальное изображение 2-м слева в 4-м ряду имеет ряд индивидуальных особенностей. Это старец с непокрытой головой, впалыми щеками и небольшой бородой, волосы до плеч разделены на пробор, надпись «п Григорий чудотворец». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) Г. - крайний слева в 3-м ряду, в небольшом повороте к центру, с маленькой округлой бородкой, голова покрыта схимой. Неясно, какой именно святой с именем Григорий (согласно надписи на нимбе) запечатлен на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко) в левой части Ближних пещер, 4-м слева в 5-м ряду, с непокрытой головой (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]). Невозможно из-за отсутствия дополнительных надписей идентифицировать 2 близких по иконографии оглавных образа с именем «Григорий» на раскрашенной литографии из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) (крайний справа в 4-м и в 6-м рядах). На хромолитографии 1898 г., изданной Киево-Печерской лаврой (РГБ), Г. в 4-м ряду 3-й справа, с надписью на нимбе «Григорий чуд», погрудно, со склоненной головой в куколе, у него седая борода, на конце раздвоенная.

Очевидно, образ Г. присутствовал среди изображений 34 Киево-Печерских святых в росписи лестницы, ведущей на хоры юж. части зап. крыла храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов), а также в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре - в группе подвижников XI в., рядом с прп. Алипием иконописцем (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кисти мон. Иулиании (Соколовой), кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. из ризницы ТСЛ (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и в аналогичных произведениях кон. XX - нач. XXI в. Г. представлен в нижней части композиции среди чудотворцев Ближних пещер.

Лит.: Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания Академии художеств. М., 1870. С. 28; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 88; Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 89; Киево-Печерськi патерики з коллекцiї Музею книги ї друкарства України: Кат. К., 2003. С. 5.

И. Б. Черномаз

Преподобный Григорий Затворник

Статья из т. 12 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.

Григорий (XIV в.?), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник, чудотворец. Краткое описание подвижничества Г. помещалось на доске, к-рой до XVIII в. была закрыта ниша, где покоились мощи преподобного (скопированные в XVII в. с досок «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер» опубл. архиеп. Модестом (Стрель­биц­ким)). Г. сподобился дара чудотворения за подвиги поста и молитвы. Преподобный питался невареными овощами и травами, ночи проводил в молитве. Больные, вкушая его еду с верой в молитву святого, получали исцеление. В древнейший Помянник Киево-Печерского мон-ря кон. XV - нач. XVI в. внесены 5 монахов с именем Григорий, одним из них мог быть Г. (Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV и нач. XVI столетия) // ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. С. 5-6).

Общецерковное почитание Г. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Г. упоминается во 2-м тропаре 5-й песни Канона преподобным отцам Дальних пещер, имеется отдельный кондак преподобному. Обследование мощей Г. показало, что на момент смерти ему было 40-50 лет (Колпакова В. М., Кабанець Е. П. Комплекснi медико-антропологiчнi дослiдження св. мощей Киево-Печерськоi лаври // Дива. С. 93).

Ист.: Служба прп. отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают // Службы прп. отцам печерским. К., 1763. Л. 108; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 14, 53-54.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Август. С. 121-122; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Январь. С. 89-90; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 65, 93, 138.

Е. В. Лопухина

Иконография

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. под именем Г., почивающего в Дальних пещерах, указано 2 подвижника (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 89). Об облике одного из них сказано: «На плечах схима, риза преподобническая, испод празелень, сед, брада Григория Богослова, власы с ушей» (БАН. Строг. 66. Л. 317; «левыя страны» 29-й); о другом: «Надсед, брада Феодосиева, власы с ушей, зрит назад, на плечах клобук черн, риза преподобническая, испод бакан, левая рука молебна, одною ногою стоит впрям» (Л. 319; «левыя страны» 55-й). Неясно, какое из описаний относится к Г.

Поясное изображение Г. как средовека в монашеских одеждах и куколе, в небольшом повороте вправо, в левой руке - раскрытая книга (указательным пальцем правой отмечен текст: «Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши...»), представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками у раки преподобного в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечное фронтальное изображение Г. в виде старца в куколе, с небольшой седой бородой (видна прижатая к груди левая рука) помещено в 3-м ряду на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в Дальних пещерах» 1890 г., написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (помещена при выходе из Феодосиевых пещер лавры).

Г. изображен в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе за прп. Феодосием Киево-Печерским в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (у Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с этим сюжетом). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) Г. помещен в 4-м ряду 4-м слева вполоборота влево, в виде средовека с непокрытой головой, короткими волнистыми волосами, разбившимися на отдельные пряди, высоким лбом, маленькой бородкой, надпись: «п Григорий схимник». Неизвестно, какое из 2 изображений с идентичными надписями на нимбах: «Григорий» (3-й справа в 4-м или в 7-м ряду, в священническом или монашеском одеянии) представляет Г. на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко). На раскрашенной литографии 1883 г., вышедшей из мастерской А. Абрамова (ГРМ), Г. помещен 2-м справа в 6-м ряду, без характерных индивидуальных особенностей. Надпись на нимбе: «пре. Григории зат.» (затворник), возможно, связана с текстом тропаря Г.: «Пустынный житель, и в телеси Ангел и чудотворец явился еси...» На хромолитографии 1898 г., изданной в Киево-Печерской лавре (РГБ), помещено оплечное изображение Г. в 5-м ряду 2-м справа, в повороте от центра, в куколе и с небольшой бородой, на нимбе надпись: «Пр Григорий чуд».

Образ Г. присутствует в составе подвижников Феодосиевых пещер в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В иконописи XX в. он включен в группу Киево-Печерских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой), напр. кон. 20-х - нач. 30-х гг. (ризница ТСЛ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), и на совр. списках этой композиции.

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-625. № 1505-1518. Т. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517; Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57].

И. Б. Черномаз

http://www.sedmitza.ru/text/936233.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме