Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Это воздух древнего славянства...»

Станислав  Минаков, Одна Родина

21.01.2010

Красавец-город Чернигов, «земля веселия и лада», всегда был особо любим русским народом. Он нередко упоминается не только в летописях, но и былинах, где с любовью и сердечно героизируется. Поэт-харьковчанин Борис Чичибабин посвятил этому чудо-городу несколько стихотворений. Одно из них, «Чернигов», 1976 года, начинается такими строками:

Воробьи умолкли, прочирикав.
А про что? Наверно, про Чернигов,
монастырский, княжий, крепостной.
С этим звездам впору целоваться.
Это воздух древнего славянства.
Это наше детство над Десной.


Действительно, древний Чернигов воспринимается как «детство Руси».

Впервые город упоминается в «Повести временных лет» под 907 г., когда киевский князь Олег в результате успешного похода на Византию обязал греков «даяти уклады на руския грады: первое на Киевъ, та же на Чернигов, на Переаславь, на Полтескъ, на Ростов, на Любечь и на прочая грады: по тем бо городомъ седяху велиции князи под Олгом суще».

В договоре 944 г., подписанном с Византией Игорем, Чернигов также упоминается на втором месте. Византийский император Константин Багрянородный среди важнейших городов Руси, которые в середине Х в. торговали с Константинополем, тоже упоминает Чернигов. О происхождении названия города существует несколько гипотез. Одни связывают его наименование с дремучими или черными лесами, окружавшими город в древности, другие - с легендарной личностью князя Черного и княжны Черны. Наиболее вероятно, что в основе названия лежит личное имя или прозвище Чернега.

В 1024 г. под Лиственом (близ Чернигова) произошла битва между войском, возглавляемым Ярославом Мудрым, и войском его брата Мстислава Владимировича, который княжил в Тмутаракани. Одержав победу в этой битве, Мстислав Владимирович получил от Ярослава Мудрого Черниговскую землю. После смерти Мстислава (1036 г.) Ярослав снова объединил все земли. Незадолго до смерти (1054 г.) Ярослав разделил свои владения между сыновьями: отдал Чернигов Святославу, оставив за старшим сыном Изяславом Киев, а Переяслав достался Всеволоду. Некоторое время братья жили в мире. В 1060 г. они вместе выступили против торков, в 1068 г. - против половцев.

С ростом крупного землевладения центробежные тенденции в Киевской Руси усиливались, выросли междоусобицы. Начал приходить в упадок и союз трех Ярославичей, а после нападения половцев и восстания 1068 г. в Киеве он распался. В 1073 г. Святослав занял место Изяслава в Киеве, а черниговским князем стал Всеволод. После смерти Святослава в 1076 г. междоусобицы вспыхнули с новой силой. В них, кроме Изяслава и Всеволода, активное участие принимали сын Святослава - Олег и сын смоленского князя Вячеслава Борис. В 1078 г., после разгрома Олега и Бориса на Нежатиной Ниве, черниговский стол занял сын Всеволода - Владимир Мономах. В 1094 г. Олег Святославич в союзе с половцами повел новое наступление на город. После восьмидневной осады Владимир Мономах вынужден был оставить Чернигов и отступить в свою вотчину Переяслав, который уже тогда был центром удельного княжества.

Княжеские междоусобицы способствовали усилению нападений кочевников, разрушали хозяйство.

Вторая половина XI в. - время усиления и укрепления Чернигова. В городе развернулось строительство, бурно развивались ремесла и торговля. В это время был сооружен новый княжеский терем, заложен Спасо-Преображенский собор, ставший, начиная с Мстислава, усыпальницей черниговских князей, основан Елецкий монастырь. Воздвигались оборонные укрепления. На их строительство в Чернигов прибывало много ремесленников и мастеровых людей со всего княжества.

Чернигов являлся одним из крупнейших центров развития древнерусской культуры. Надписи на ремесленных изделиях, стенах каменных зданий (т. н. граффити) свидетельствуют о значительном распространении грамотности среди горожан. Одна из таких надписей, принадлежавшая «вотроку Ионе из Чернигова», была обнаружена на стене Софийского собора в Киеве. Высокообразованными для своего времени людьми были некоторые из черниговских бояр и князей. Так, Всеволод Ярославич знал пять иностранных языков. Греческим и английским языками владел Владимир Всеволодович Мономах.

Известными книголюбами были Святослав Ярославич (XI в.) и Святослав Давидович (XII в.). Книги, собранные Святославом Давидовичем, впоследствии легли в основу библиотеки Киево-Печерского монастыря.

С Черниговом связано возникновение целого ряда произведений древнерусского фольклора, в частности былин об Иване Годиновиче, Илье Муромце и Соловье-Разбойнике, Иване Гостином сыне. Перу черниговского игумена принадлежало одно из первых произведений паломнической литературы - «Хожение Даниила», в котором описывалось путешествие в Палестину в 1106-1107 гг. Значительное место черниговские воспоминания занимали в «Поучении» Владимира Всеволодовича Мономаха. В 1170-х годах в Чернигове были написаны «Повесть об убиении Андрея Боголюбского, а также «Слово о князях», осуждавшие княжеские усобицы.

Черниговская летопись XII в. не сохранилась, но фрагменты ее выявлены в Ипатьевском своде XV века.

В XII в. в Чернигове сформировалась своя архитектурная школа, получившая воплощение в архитектуре Борисоглебского, Успенского и Благовещенского соборов (последний не сохранился).

Один из первых на Руси каменных храмов - величественный пятикупольный Cпасо-Преображенский cобор (1036) - усыпальница черниговских князей, начиная со Мстислава Владимировича, заложившего храм в 1034 г., а также Святослава, убитого в Орде Михаила Всеволодовича и других.
О соборе сохранилось летописное свидетельство в «Повести временных лет»: «В год 6544 (1036) Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви Святого Спаса, которую сам заложил; были ведь при нем выведены стены ее на высоту, сколько можно, стоя на коне, достать рукою».

Высота стен, таким образом, достигала примерно 4,5 метра. Был ли собор достроен в том же году или после смерти князя, ктитора постройки, наступил перерыв - неизвестно. Вполне возможно, что храм был окончен позднее, при Ярославе Мудром, который присоединил Чернигов к своим владениям. Спасо-Преображенский собор стал епархиальным собором Черниговского княжества.

Это один из древнейших христианских храмов, сохранившихся от эпохи Киевской Руси. Величественный пятиглавый собор выстроен по византийскому образцу и, по всей видимости, византийскими каменных дел мастерами.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо нее построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

В плане собор представляет собой большой (18,25 на 27 м) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.

Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

В интерьере Спасо-Преображенского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлинненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 г. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви - первого монументального храма Киевской Руси. П. А. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие этот черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

Хотя византийское искусство давало основу для выражения мысли, окончательную направленность высказывания определили акценты, расставленные в соответствии с местными запросами. Подчеркнутая структурность интерьера, объемность и некоторая массивность форм, обусловленные крупностью и постоянством масштаба членений (почти всегда равных толщине стены), придали черниговскому собору подчеркнутую монументальность облика, силу и мерную торжественность, ставшие обязательными признаками архитектуры русских княжеств XI - первой половины XII в.

Здесь было положено начало истории русского зодчества XI в., переработки языка византийской архитектуры, причем ее столичного, главного направления.

Особо следует сказать о святом князе Михаиле Черниговском (1179-1246), чьи мощи покоились в Спасо-Преображенском соборе Чернигова.

Во время поездки в Орду перед входом в шатер Батыя монгольские жрецы повелели Михаилу Черниговскому пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил, истинный христианин ответствовал: «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнен месте со своим боярином Федором. По преданию, тела убитых бросили псам, но те даже не подошли к телам мучеников. Гибели князя посвящено «Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Князя тайно похоронили верные ему приближённые, а затем его останки перенесли в Чернигов. Оба мученика теперь почитаются Церковью. Полный титул твердого в вере князя Михаила, сына Всеволода Чермного (поражает объединительная география именований) был таков: Князь Переяславский (1206), Новгородский (1224, 1229), Черниговский (1226-1246), Галицкий (1235-1239), Великий князь Киевский (1238-1239, 1241-1243). В 1572 г. останки святого мученика (после его прославления) были перенесены из Чернигова в Архангельский собор Москвы.

И сегодня удивляющий сдержанной, ненарочитой красой и достоинством Спасо-Преображенский собор Чернигова принадлежит к уникальным памятникам византийско-киевской школы зодчества первой половины XI в. Собор сыграл значительную роль в формировании строительных норм в храмовом строительстве домонгольской Руси.

«...В кругу конкретных условий изменившихся местных связей в древнерусском зодчестве еще до татаро-монгольского нашествия зародилось новое течение, нашедшее для своего развития благоприятную почву и в торгово-ремесленной среде города и в среде княжеско-церковных верхов, - пишет исследователь В. Косточкин («Древнерусские города»). - Шел поиск нового художественного образа, отвечавшего изменившимся эстетическим воззрениям».

Примечательно: 28 января 1654 г. в этом храме черниговцы единогласно приняли историческое решение Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией.

http://odnarodyna.ru/topics/11/290.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме