Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Наша Церковь возрождается

Митрополит Варненский и Великопреславский  Кирилл  (Ковачев), Православие. Болгария

12.01.2010


Варненский и Великопреславский митрополит Кирилл ответил на вопросы корреспондента газеты “Монитор” …

Ваше Высокопреосвященство, в последние годы в Болгарской Православной Церкви наблюдается известное оживление. Ее критики, однако, считают, что духовенству все еще недостает инициативности. Ближе ли стала наша Церковь к людям в последние десять лет?

Действительно, в последние годы БПЦ все более активно развивает свою спасительную, просветительскую и миссионерскую деятельность. Она возрождается. Позволю себе напомнить, что сам предстоятель нашей Церкви Патриарх Максим более энергично участвует в богослужениях, проповедует, освящает и обновляет храмы, руководит заседаниями Святейшего Синода. Вместе с тем в духовенство епархий вошли молодые, хорошо подготовленные священники, монахи и монахини. Более активны стали и миряне, без которых деятельность духовенства не имела бы успеха. Нужно отметить именно этих подготовленных клириков и мирян, ктиторов и дарителей, благодаря которым все больше внедряется духовное просвещение, строятся монастыри и церкви. Даже экономический кризис не ощущается так сильно, если христиане видят, что их пожертвования не напрасны. Позволю себе поделиться впечатлениями от новостроящегося храма Св. Преподобномученика Прокопия Варненского. Всего за год построена крипта площадью в 1000 кв. м, а сейчас уже воздвигаются своды храма и колокольни. Простые люди, видя, что здание храма уже возвышается над землей, жертвуют свои скромные средства. До сих пор пожертвования были от крупных бизнесменов Варны. Дарения в материалах составили более 300 тыс. лв. Итак, в Варне по прошествии 100 лет возводится новый храм. В других епархиях наблюдается подобное, что обнадеживает. Объем строительства церковных объектов будет увеличиваться.

Правы ли критики, утверждающие, что Церковь не уделяет достаточного внимания проблемам общества? Если да, то чем объясняется ее нерешительность, неготовность занять более энергичную позицию?

Я считаю, что критики в какой-то степени правы. Церковь должна заботиться о духовном состоянии верующих, а это значит более полноценно участвовать в жизни христиан. Если священник не знает хорошо своих прихожан, если он не осведомлен об их заботах и волнениях, то он не знает, в чем они нуждаются и в чем он может быть им полезен. Это взаимный процесс. Христиане должны чаще обращаться к своему духовнику, исповеднику, а он, со своей стороны, находить больше времени для них. А Синод должен высказываться по глобальным вопросам, чтобы предостерегать верующих от ошибочных поступков. Для нормальной церковной жизни необходимо содействие всех сторон. Так, к примеру, вместо нормального служения Церковь была вынуждена заниматься расколом и другими проблемами. Есть и другие внешние факторы, которые не позволили духовенству раскрыть свои возможности.

Когда возникает проблема с молодыми людьми – очередное убийство или насилие в школе, поднимается вопрос об обязательном изучении вероучения в школе. Только вот сейчас это остается все еще в сфере пожеланий. Что же мешает?

Именно по этому вопросу Церковь не находит понимания и содействия, о чем я сказал ранее. Непонятно, чего ждут. Ведь в Европе давно введен предмет “Религия” и нет никаких проблем. Раз мы являемся членами Европейского Союза, то почему бы и нам не ввести этот предмет? Надеюсь, что это скоро осуществится.

Считаете ли Вы, что Церковь должна сделать свои проповеди более современными, чтобы они стали более понятными для молодых людей?

Церковь всегда работала для верующих. Давайте вернемся в эпоху после Освобождения болгарского народа. Как быстро строятся церкви и монастыри! Никто, однако, не оспаривает их собственности… Сейчас же у нас, наоборот, много проблем, и притом именно с государственными учреждениями. Уже 20 лет прошло с начала перемен, а церковная собственность все еще полностью не возвращена. Тогда же ко всему было государственное, разумное отношение. В том числе и к Церкви. И служебник, и требник, и другие богослужебные книги печатались на болгарском языке, и только неподготовленный человек может утверждать, что Болгарская Православная Церковь не ввела болгарский язык в богослужение. Не зная славянского языка, наше бабушки знали св. Литургию, потому что регулярно участвовали в богослужениях. Сейчас, когда некоторые люди ходят в церковь, только для того, чтобы обзавестись ивовыми ветвями или обменяться крашеными яйцами, то как же они выучат чин службы? В школьных программах давно забыли о болгарской литературе, не говоря уже о староболгарской. Почему мы должны забывать славянский язык? Почему иностранцы, в том числе японцы, китайцы, греки становятся специалистами в области славистики, а у нас славянский язык мешает некоторым людям?

Может ли православие побороть секты в Болгарии?

Церковь никогда ни с кем не борется. Она просто отстаивает свое учение, догматы и каноны. Отстаивает истинное учение о Боге, стараясь сохранить его нетронутым и неизменным. И, однако, вопрос о чистоте веры затрагивает и верующих. Бог сотворил человека свободным. Поэтому человек должен сам оценить, какая вера истинная. Когда он сам убедится в истинности его веры, никто не сможет убедить его в обратном. Именно это и ценно в православном учении – свобода выбора. Для этого, однако, нужны усилия. Если кто-то не старается превозмочь себя и довольствуется суррогатами вместо поиска истинного и полезного, никто не сможет ему помочь.

На фоне всех проблем перед болгарским обществом был поднят вопрос о возвращении к старому календарю. Как Вы считаете, необходимо ли это?

Всегда могут и должны подниматься какие-то вопросы. Нужно, однако, понимать, что именно стоит обсуждать, как поступать и какие последствия могут возникнуть. Святейший Синод несет ответственность за управление Болгарской Православной Церковью. Он не принимает случайных решений. Верующие со своей стороны, должны доверять верховному руководству. Даже если они считают, что решение Синода неправильно, они должны проявить послушание. Раз Синод принял какое-то решение, его надо выполнять.

Является ли каноническим григорианский календарь, по которому мы служим, если отец Марий из Челопечене и его соратники так энергично выступают за календарную реформу?

Дело в том, что Болгарская Православная Церковь, как и другие Церкви, празднующие вместе с ней, не приняли католический григорианский календарь. Календарь, по которому мы отмечаем праздники – исправленный юлианский, а не григорианский. Исправленный календарь более точен, более близок к астрономическому. Представьте себе, что мы празднуем Рождество Христово в январе, а спустя какое -то время это уже будет совершаться в феврале; что же из этого выйдет? Важно, что Святейший Синод не отказался от древней практики пасхалии – празднования Воскресения Христова, которое (как и все переходящие праздники) все Православные Церкви празднуют вместе. Печально, что те христиане у нас, которые отмечают праздники по старому календарю, не обращают внимания на то, что их духовное руководство не имеет апостольской преемственности, не рукоположено каноническим образом, из-за чего все их таинства недействительны и недейственны. Жалко, что ставится вопрос о несущественном, а главное пропускается. Почему? Потому что, как мы уже сказали, человек хочет перемен в чем-то другом, а не в себе, поскольку ради перемен в себе надо сделать много усилий над собой. Гораздо легче хотеть, чтобы изменились другие, а мы бы оставались теми же, независимо от того, правы мы или нет.

Возможно ли отделение болгарских приходов в Европе и их переход под чужую юрисдикцию? Такими действиями угрожают некоторые наши соотечественники.

Это эмоциональные порывы. Мы считаем, что это несерьезно. Никто этого не сделает и никто их не примет.

Есть ли у БПЦ силы и внутренние ресурсы для того, чтобы решить все свои проблемы собственными усилиями, без вмешательства государства, как получилось при преодолении раскола пять лет тому назад?

Давайте не забывать, что раскол в свое время бы спровоцирован государством – было решение правительства. Святейший Синод, несомненно, мог бы судиться с государством и выиграть дело против него в суде, но не сделал этого. Так что государство было и остается должником Церкви, поскольку Академия Наук, Министерство культуры, Министерство здравоохранения и другие учреждения все еще не возвращают церковную собственность ее истинному владельцу. Хорошо уже то, что государство осознало свою ошибку насчет раскола.

Что бы Вы пожелали нашим соотечественникам в стране и за рубежом на новогодние праздники?

Давайте постараемся превратить наши сердца и души в вифлеемские ясли ради того, чтобы Богомладенец родился в нас и чтобы Божий мир воцарился в наших взаимоотношениях. Давайте прославлять Бога и благодарить Его за все благодеяния, которые Он постоянно изливает на нас и давайте приложим все усилия, чтобы была благая воля между человеками.

Визитная карточка

Родился 8 июня 1954 г. в с. Царев брод Шуменской области. В 1968 г. поступил в Софийскую духовную семинарию. После ее завершения в 1074 г. стал послушником в Рыльской святой обители. Затем продолжил образование на Богословском факультете Афинкого университета. Специализировался в Московской духовной академии. Защитил диссертацию на тему “Участие Русской церкви в национально-освободительном вижении болгарского народа в ХIХ веке”. Выбран Варненским и Великопреславским митрополитом 26 февруари 1989 г. | www.monitor.bg

Силвия НИКОЛОВА 

http://ru.pravoslavie.bg/?p=2038




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме