Зелёная ёлка, где твой дом?..

Новости Москвы 
0
289
Время на чтение 7 минут

Рождественские и новогодние праздники сегодня просто невозможно себе представить без нарядной красавицы-ёлки. Правда, приходит она в наши дома в очень скромном обличии, на ней еще нет ни блестящих шаров, ни серебристого дождика, ни сверкающих огней гирлянды... Все это появится на ёлке чуть позже, когда мы станем её наряжать. А пока она тихо стоит в у нас в прихожей и дожидается своего звёздного часа. От её зеленых лап плывет по комнатам запах леса, зимы, праздника... И каждый год благодаря этой традиции - наряжать лесную гостью, мы снова и снова получаем возможность хотя бы ненадолго почувствовать себя детьми. Ведь невозможно оставаться взрослым в тот момент, когда вешаешь на колючую веточку хрупкий стеклянный шар, в котором так смешно отражается твое серьёзное лицо. Сегодня мы наряжаем ёлки для наших детей, точно так же, как и наши родители когда-то наряжали их для нас. И нам кажется, будто этот обычай существовал вечно. Однако, у него есть своя история, о которой хотелось бы рассказать поподробнее.

Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал друидам, рассказывая о празднике Рождества Христова. Друиды жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: "Пусть будет это дерево деревом Христа!". Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной её области - Эльзасе.

Письменные свидетельства о том, что под Рождество в Эльзасе ставили маленькие ёлочки, украшенные яблоками и облатками, но ещё без свечей, датируются XVI в.

И если в иных германских землях издавна был известен обычай - подвешивать ёлочки или другие деревца к потолку (иногда макушкой вверх, а иногда - вниз), то в Эльзасе искони это была только ель, и её не подвешивали, а именно - ставили. Имеется целый ряд письменных сообщений о том, что в шестнадцатом веке под Рождество гильдии ремесленников и цеховые организации Эльзаса устанавливали в городах "Weyenacht-Meyen". Видимо, рождественское дерево тогда не стало еще центром семейного праздника, а было городским и общественным обычаем. По окончании гуляний детям и беднякам позволялось сотрясать с дерева плоды и сладости. Несколько позднее появляются сообщения и о появлении ёлочек в немецких домах.

О том, что к 1770-м годам рождественская ёлка существовала уже в современном нам виде, свидетельствует Иоганн Вольфганг Гёте. В вышедшем в 1774 г. романе "Страдания молодого Вертера" он пишет: "Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной ёлки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг".

Сначала ёлку украшали натуральными фруктами, вафлями, конфетами. Но если случался неурожайный год и яблок взять было неоткуда, тогда на рождественском дереве появлялись игрушечные плоды, созданные умелыми руками мастеров.

Постепенно эти украшения становились все более изысканными: мастера золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты. Листы латуни превращались в ёлочных фей. Оловянные проволочки сворачивались, закручивались спиралями, складывались или расплющивались, рождая причудливые узоры мишуры. Серебряная фольга разлеталась на изящные звездочки и цветы.

В 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии были сделаны и первые елочные шары. Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками. Мода менялась, надо было придумывать новые изделия, и рождественские украшения обещали стать прибыльным делом. Когда в 1867 году в Лауше открылся газовый завод, ремесленники, пользуясь легко настраивающимися газовыми горелками с пламенем очень высокой температуры, смогли выдувать большие тонкостенные шары. Вскоре вредное для здоровья свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра - так родился знакомый сегодня всем елочный шар.

Фантазия стеклодувов не знала предела: они делали птичек, дедов морозов и виноградные гроздья в керамических формах, а также всевозможные штучки - кому что в голову придет: кувшинчики, хрупкие амфоры и дудочки, в которые даже можно было дудеть. Женщины и дети раскрашивали изделия мастеров золотой и серебряной пылью.

На протяжении десятилетий Лауша сохраняла свои позиции ведущего мирового производителя елочных украшений. В 20-х годах двадцатого столетия к этому промыслу подключились богемский городок Яблонец и японцы, затем - Польша и США.

Украшения рождественских ёлок менялись в зависимости от моды. Яркая, вся в игрушках новогодняя ёлка, столь популярная до 1900 года, на рубеже столетий стала считаться признаком дурного вкуса, и ее вытеснила строгая, стильная елка в серебристо-белых тонах. Позже вновь вернулась тенденция наряжать елку просто: соломенными звездочками и фигурками из бумаги и картона.

Вначале такие фигурки вырезали дома, а впоследствии появилось и промышленное производство. Фабрики в Дрездене и Лейпциге специализировались на неглубоком тиснении золочёного и серебряного картона для фигурок, которые казались сделанными из металлических листов. Особым разнообразием славились игрушки из Дрездена, раскрашенные от руки рабочими-надомниками. Чего только не делали из обыкновенной бумаги эти удивительные мастера! Тут были и всевозможные музыкальные инструменты, и технические предметы - прялки, экипажи, запряженные лошадьми, колесные пароходики, дирижабли - и, разумеется, животные. Лягушки, аисты, фазаны, медведи и слоны - все это многообразие форм дрезденские художники отправляли на ветви праздничных ёлок по всей Европе.

Как ни странно, в двадцатом веке новогодняя елочка проникла и в мусульманские страны. Например, в 1960-е годы ее украшали в Тегеране и Марокко. Обычай наряжать елку существовал до второй мировой войны и в Турции, но был запрещен Кемалем Ататюрком в 1936 г. с целью сохранения леса. Правда, во многих странах, где нет елей, их успешно заменяют деревьями других видов.

Иногда рождественские ёлки совершают загадочные путешествия, смысл которых кроется уже в новейшей истории Европы. Так, в Англии стало традицией каждый год под Рождество устанавливать огромную ель на Трафальгарской площади. Ель эту привозят... из Норвегии, в дар Лондону от города Осло. Эта традиция зародилась в годы второй мировой войны, когда Лондон приютил находящегося в эмиграции короля Норвегии и его правительство. И на Рождество в подарок королю земляки контрабандой привезли ель из оккупированной гитлеровцами родной Норвегии.

В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить". Этот праздник с еловыми ветками украшениями и карнавалами очень полюбился русскому народу. Но настоящая рождественская ель появилась в России лишь спустя столетие, при императрице Александре Фёдоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где ёлочки с горящими свечками украшали все ее детство. Это тихое торжество в царской семье дополняли обычаем дарить на Рождество друг другу подарки, которые обычно клали у этой же ёлочки на столике или вешали на её колючие ветки. Подарков было много, и для царского праздника со временем понадобились ёлочки покрупней, пока однажды в зал дворца не привезли настоящую зелёную лесную красавицу, на которой легко поместились все подарки.

Елка на Рождество прочно вошла в моду среди придворных. Тем более что в Зимний дворец тогда было принято пускать на Рождество не только придворных, а всех детей, желающих разделить с царем святой праздник (но не больше 4000 человек). Так царскую ёлку увидели тысячи глаз.

И всё же в 30-е годы XIX века ёлки ставились на праздник главным образом в домах петербургских немцев. В рассказе "Ёлка и свадьба" Ф. М. Достоевского, опубликованном в 1848 г., говорится, что пять лет назад герой был приглашен накануне нового года на детский бал с ёлкой. У Достоевского речь идет о Петербурге, где проживало много иностранцев, в том числе и немцев. Но в Москве об этом обычае тогда ничего ещё не было известно. Как сообщает А. М. Ремизов, "ни у простого народа, ни в старинных домах старого уклада нет такого рождественского обряда, чтобы в святые вечера зажигать ёлку ... И вот по себе скажу, - наставленный по московской старине нашей, я не знал в детстве никакой рождественской ёлки ... И совсем уже взрослым я увидел в первый раз (конец XIX в.) ёлку - её зажгли у нас после всенощной в рождественский сочельник".

Лишь к концу XIX века ёлки стали в России главным украшением и городских, и деревенских домов, и стали неотделимы от зимних праздников. Но в 1916 году рождественские ёлки на русской земле оказались в опале. Как во время Отечественной войны дворянство отказалось от языка Наполеона, так и в империалистическую Священный синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.

Новогодний бал в доме генерала Качки

В 1918 году на ёлку ополчилась советская власть - но теперь уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее, многие продолжали праздновать Рождество и украшать елку подпольно.

Запрещённой ёлка оставалась вплоть до 1935 года, когда у властей появилась идея: праздновать не Рождество, а Новый год. Серебрянная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке ёлки стала красной пятиконечной, и под нарядными ёлками страна по указу Сталина встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. С этого момента гонения на ёлочку в нашей стране прекратились. Каждую зиму мы теперь празднуем Новый Год и Рождество в её компании, даже не подозревая о том, каким долгим и непростым был её исторический путь в наши дома.

http://www.pravkniga.ru/printversion.html?id=1253

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Кузнецов
Все статьи Алексей Кузнецов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии