itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О доверчивых читателях, цензуре в интернете и проблемах православных СМИ в свете недавних постановлений Синода

0
182
Время на чтение 7 минут

25 декабря состоялось заседание Cвященного Синода, где были вынесены постановления об информационной деятельности.

Редакция «Правкниги» обратилась к Владимиру Гурболикову, известному журналисту, первому заместителю главного редактора журнала «Фома», с просьбой прокомментировать основные решения Священного Синода.

- Владимир Александрович, что Вы думаете о введении грифов для церковных изданий "Одобрено Синодальным информационным отделом" и "Одобрено Издательским Советом"?

Вопрос о том, чтобы каким-то образом отслеживать то, что предлагается православным людям, в первую очередь, в церковных лавках и магазинах, и, уже во вторую очередь, в интернете. Это вопрос насущный. Редакторы православых СМИ и издательств, если это люди действительно православные и, соответственно, осознающие свою ответственность за то, как отзовется их слово, относятся к этому с большим пониманием. Журнал «Фома», например, уже более десяти лет является рецензируемым изданием. Мы и по сей день прибегаем к помощи рецензентов Православного Свято-Тихоновского,гуманитарного университета. И относимся мы к этому чрезвычайно серьезно, потому что понимаем: ошибка может очень дорого стоить. А ведь даже когда мы проходили два этапа рецензирования, все равно случались ошибки и неточности. В этом смысле, рецензирование, которое предполагается при присуждении грифа, вещь полезная.

Но, конечно же, главная проблема все-таки стратегическая. Покупатели книг и журналов в церковной торговле с большим, иногда даже чрезмерным, доверием относятся к тому, что предлагают им наши лавки и магазины. А предлагают лавки издания, которые зачастую не имеют никакого отношения к тому, о чем говорит и чему учит наша Церковь. Или же не предлагают аудитории никакого выбора.

Вот один больной лично для меня пример. Сам я очень люблю храм Казанской иконы Божией Матери на Красной Площади, стараюсь туда ходить как можно чаще. Это храм, который посещают не только постоянные прихожане, но и путешественники, приезжающие в Москву со всего света, пришедшие на Красную площадь. Те, кто, быть может, в первый раз переступают церковный порог. И я не понимаю, почему в нескольких церковных лавках Собора представлен зачастую один-единственный журнал - «Русский Дом»? Это меня по меньшей мере удивляет. Безотносительно к тому, как я отношусь к этому изданию. Меня удивляет, что только одно это издание предлагается аудитории, значительная часть которой впервые переступает порог храма.

Почему не газета «Церковный вестник»? Почему не журнал «Нескучный сад»? Или иные издания, названные Святейшим Патриархом лучшими в его речи на нынешнем Ежегодном епархиальном собрании московского духовенства? Мне это непонятно.

И это не уникальная ситуация. То же самое мы можем наблюдать и во многих других приходах. Зачастую осложняет ситуацию ещё и то, что закупку и распространение печатной продукции контролирует часто вовсе не настоятель, а человек, непосредственно занимающийся продажами. Вот кто сейчас главный цензор! И это недопустимо. Это полный произвол.

Поэтому должна быть выработана какая-то единая стратегия, общецерковный критерий для выбора предлагаемой литературы и периодики. Это - правила не только для издателей, но и для распространителей.

Конечно, многие издатели опасаются новых проблем, связанных с введением таких правил. Но мы должны смотреть на дело по-христиански. То, что происходит во многих цервковных лавках сейчас, это просто вредно и опасно для прихожан нашей Церкви.

- И тем не менее: ведь изданий, журналов и газет очень много и они очень разные...

- Я понимаю и надеюсь, что руководители Синодальных структур так же прекрасно понимают все сложности этой работы.

Тут очень многое зависит от первого шага. А первый шаг - это выработка одного крайне важного документа. Назовите его правилами, регламентом - в любом случае, это будут те проекты «законов» для книг и для периодики, которые определят успех или неуспех всего дела. Например, ответят на вопрос, вводим ли мы тотальную предварительную цензуру (с огромной бюрократией, неизбежной волокитой, неясностью вопроса «а судьи кто?»). Либо речь пойдет об ответственности редакторов за качество публикаций, о методической работе и работе над ошибками. И уже только в крайнем случае - о лишении грифов.

- А Вы лично как видите воплощение всего этого на практике?

Я думаю, огромная бюрократическая структура никому не нужна и никого не обрадует, потому что периодика требует, в том числе, и скорости. Впрочем, зачастую скорости требует и книгоиздательский процесс. Я бы в первую очередь положительно оценил те издания и издательства, у которых уже есть длительный опыт существования. Я бы не пытался каждый номер каждого такого издания и каждую книгу прочитывать от корки до корки. Конечно же, если речь не идет о литературе, которая затрагивает принципиальнейшие вопросы церковного учения и церковной жизни.

Я думаю, нужно учитывать качество и опыт работы тех издателей и издательств, которые давно и серьезно трудятся для Церкви, одобрить продолжение их труда, а дальше говорить об ответственности их редакторов. Если кто-то пытается выпускать православный журнал и допускает при этом грубейшие ошибки, игнорирует возникающие замечания, тогда это повод лишить издание грифа. Если же ошибки - не злонамеренные, если издание печатает опровержения, то это уже не проблема. Это вопрос дальнейшей методической работы.

- А политический подтекст в цензуре Вы совершенно отрицаете?

В каком смысле политический? Здесь нужно выделять случаи, когда нагло попираются принципы того, что следует писать о Церкви и вере: когда проповедуется раскол, вредные учения преподносятся, как церковные, перевираются исторические факты, сочиняются мифы, фактически перечеркивающие подвиг Новомучеников и т.д. Этим изданиям в Церкви явно не место. С ними все ясно.

Иное дело - внутрицерковная полемика, миссионерская апологетика, художественные произведения, которые не могут быть бесспорными уже постольку, поскольку жанр художественной литературы предполагает большую свободу восприятия. Здесь требуется выработка особой этики прочерчивания границы того, что впрямую может нарушить евангельские заповеди. Очень помогли бы, я думаю, экспертные советы, которые могли бы обсуждать подобные проблемы и находить такое решение, чтобы свобода выражения и возможность дискутировать оставались, но не в ущерб достоинству человеческой личности. Я также очень приветствую появление новых церковных премий в издательской области. И очень важно, чтобы в жюри таких конкурсов вошли уважаемые и понимающие люди.

- А как быть, например, с приходскими листками?

Не знаю. У меня пока нет ответов на все вопросы. Но это не значит, что их нет вовсе.

Надо думать, причем думать вместе. Вместо этого уже сейчас в блогах православные люди на глазах у людей неверующих очень много сил потратили на нередко грубую и безосновательную критику решений Синода. Хотя время можно было положить именно на «мозговой штурм», на выработку позитивных идей.

- Но в этих дискуссиях больше всего боялись цензуры в интернете и блогах...

В отношении блогов - никакая цензура невозможна просто технически! Это абсурд. Акт самоустрашения блогерами самих себя.

Все, что говорится в последнее время в адрес блогов от имени Церкви - это исключительно обращение к христианской совести авторов сетевых дневников, попытка напомнить, что общение в блогах - это вовсе не какая-то вне-христианская игра-забава, а часть все той же христианской жизни. В которой христианин общается со своими ближними и отвечает за всякое дело, слово и помышление.

- А православные сайты?

Если говорить об интернет-изданиях, мне кажется, что попросить поддержки у синодальных структур, повысив, таким образом, свой статус и создать общее информационное поле - это как раз в их интересах. Потому что здесь при наличии прекрасных идей и любопытнейших разработок очень не хватает людей и ресурсов. А Синодальным отделам, если издания серьезно и с душой стараются выстроить дело, также не безразлична степень поддержки и желание сотрудничать.

Лично я бы всячески призывал к появлению какого-то полезного и синодальным структурам, и самим сайтам статуса - например, «официальный информационный партнер Русской Православной Церкви». Название может быть иным, но суть - в объединении всех, кому не безразлично откуда узнают люди о церковной жизни, какие именно православные книги они читают в сетевых библиотеках, что смотрят в сети и так далее.

Большинство крупных православных СМИ на сегодня, на мой взгляд, осознали свою ответственность в достаточной мере, поэтому для них ничего плохого я не вижу. Наоборот, сотрудничество с синодальными отделами - это только получение дополнительного одобрения и поддержки. Ну и возможность кооперации.

- Наряду с проблемой одобрения тех или иных изданий, существует еще проблема, что многие люди в тех или иных епархиях даже не знают о существовании многих церковных газет, журналов и книг. Может быть, прежде чем вводить гриф, надо решить эту проблему?

Надо делать эти вещи одновременно, в комплексе. Очень важно наладить какую-то систематическую работу по распространению не одного издания, а целого спектра православной периодики, где ситуация просто вопиющая. На сегодняшний день, насколько я знаю, есть одна-единственная организация, которая занялась распространением православной периодики. Это организация «Димитрий и Евдокия». Но без церковной поддержки это начинание обречено на провал.

Коммерчески это дело явно убыточное - недаром практически все православные книготорговые организации - именно КНИГО- торговые. Там есть хоть какая-то надежда на окупаемость. А распространение православной периодики- это дело, которое невозможно вести как частную инициативу. Судя по интернет-дискуссиям, вообще сейчас нет понимания того, что распространением церковных СМИ занимются «самоубийцы», обречённые на то, чтобы разориться или сменить профиль своей деятельности.

А между тем, такая работа нужна, потому что есть в России масса мест, куда ни журналы, ни газеты, ни даже книги не доходят. И будет просто прекрасно, если занимаясь другими, не менее важными задачами, мы не забудем об этой проблеме - проблеме системы общецерковного распространения.

А также о том, чтобы Церковь создала собственные, достаточно мощные средства для информационной и методической работы по периодике и книгам. С настоятелями храмов и руководителями церковных торговых точек, библиотекарями (и церковными, и светскими), любителями чтения и теми прихожанами, которые являются активными любителями и пропагандистами чтения православной литературы и периодики. Нужно сделать так, чтобы все они имели реальные возможности узнать о том, что издается православными издательствами на сегодняшний день.

Элементы такой системы, по счастью, начали создаваться уже сейчас. Собственно, наличие того же сайта «Православная книга» - одно из свидетельств того, что такая работа, если она начнётся, будет происходить не на пустом месте...

..Распространением церковных СМИ занимаются «самоубийцы», обреченные на то, чтобы разориться или сменить профиль своей деятельности.

Подготовила Александра Рыбакова

http://www.pravkniga.ru/printversion.html?id=1252

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Гурболиков
Как рождалась свобода совести
С I по IV в.в. тысячи последователей Христа были казнены
02.12.2013
Презумпция вины
Информационные киллеры против паломнического отеля
21.09.2012
Все статьи Владимир Гурболиков
Последние комментарии