Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Судья же мне Господь!»

Сергей  Фомин, Русский вестник

Иоанн Грозный и Григорий Распутин / 28.12.2009

В прошлом номере мы сообщили о выходе в свет новой книги «Судья же мне Господь!» историка и писателя С.В. Фомина в серии «Григорий Распутин: расследование». По обыкновению мы попросили автора рассказать о ее содержании, о дальнейших творческих планах.

* * *

- О чем говорится в новой книге?

- Хронологические рамки ее сравнительно узкие: 1910-1911 годы. Основная ее тема - начало организованной травли Г.Е. Распутина. Через него, разумеется, метили в Царя и Царицу. Кампанию развязала в 1910 г. пресса. Ее сразу же поддержала Государственная дума. Каждый хотел перещеголять другого в описании будто бы присущих этому созданному ими фантому невиданных безобразий. Так, под «русскую весёленькую болтовню» (о которой писал еще Ф.М. Достоевский) с думской трибуны, потом на страницах периодики, а затем и книг происходило моделирование того, чего на самом деле никогда не было.

Однако журналисты и депутаты-думцы были лишь инструментами, при помощи которых осуществлялось действо с заранее заданными последствиями. Манипулировали ими мировые силы зла. Причем среди волонтеров этой глобальной сети были не только революционеры, либералы и «передовая интеллигенция», но и правые журналисты, богоискатели, представители спецслужб, государственные деятели, архиереи, придворные и даже Члены Императорской Фамилии. О том, как это было и почему стало возможным - эта книга.

- Судя по содержанию тома - немало страниц в нем уделено роли Государственной думы.

- Это так. И тут книга выходит за заявленные хронологические рамки, отодвигая их в этом вопросе вплоть до 27 апреля 1906 г., дня открытия Первой Думы - детища вырванного у Государя Манифеста. Некоторые историки, даже придерживавшиеся в целом монархических взглядов (такие, как, например, С.С. Ольденбург), именовали этот новый этап Думской Монархией. Но правомерно ли такое название не формально, а по самой своей сути - вот в чем вопрос. Ведь то, что сегодня нам порой пытаются преподнести как «Государственную думу Самодержавной России», сам последний её председатель (М.В. Родзянко) характеризовал всё-таки несколько иначе: после 1905 г. «вспыхнувшее революционное течение пошло на убыль, оно было локализовано в стенах созданного народного представительства». Итак, то было универсальное вместилище всех противоправительственных, антисамодержавных тенденций русского общества; революционный джинн, загнанный в кувшин, пробкой которого пытался манипулировать председатель Думы, самонадеянно полагая, что это он контролирует процесс. Как обстояло дело в действительности, весьма наглядно, думаю, продемонстрировал февраль 1917 года.

Кстати говоря, по поводу этого учреждения Г.Е. Распутин высказывался так: «Дума подумает, а у Бога уже всё есть».

- С деятельностью Думы самым тесным образом, как известно, связана такая одиозная фигура, как А.И. Гучков, которого Государь считал личным Своим врагом. Ему, опять-таки судя по названиям глав, также уделено немалое место в книге.

- Иначе и быть не могло. Ведь это именно он впервые вынес имя Григория Ефимовича (в определенном, конечно, контексте) на думскую трибуну. Он подал команду газетной травле со страниц принадлежавшего семейному клану Гучковых «Голоса Москвы». А еще он был тесно связан с другим человеком, сыгравшим решающую роль в придании травле Царского Друга публичности. Имею в виду Председателя Совета Министров П.А. Столыпина.

- Но ведь известно о возникших после покушения в 1906 г. эсеров на жизнь Столыпина добрых отношениях его с Распутиным.

- Действительно, премьер пригласил сибирского странника к одру своей искалеченной дочери помолиться. Наталия Петровна два года не могла ходить, но, по свидетельству современников, «впоследствии... вполне поправилась». Писали также об исцелении Г.Е. Распутиным парализованной после взрыва правой руки П.А. Столыпина. Известно также, что между Распутиным и Столыпиным завязалась даже переписка.

Вскоре, однако, Григорий Ефимович заметил возникшую в П.А. Столыпине неприязнь к нему. Он попытался пробудить прежние добрые чувства. Писал: «Добрый Господин! Пожалуйста, скажи мне и спроси у Императорских Великих нашей Земли: какое я сделал зло, и Они свидетели всему: ведь у Них ум боле, чем у кого, и примут кого хотят, или спросят кухарку. Я думаю просто; Они хотят и видят. Лучше подумать: ведь Дух дышит, где хочет, не оскорбятся на то, что Бог находится, где Ему хочется». Сумел разглядеть Григорий Ефимович и все более и более проявлявшуюся в Петре Аркадьевиче опасную черту. По словам А.А. Вырубовой, он говорил, что Столыпин «слишком много захватывает власти».

Однако Столыпин умел быть неблагодарным. Без трепета шагал, если нужно, по телам не только поверженных политических соперников, но друзей и знакомых. Эти выводы подкреплены нами фактами.

- Однако как всё это увязать с твердыми государственными взглядами Петра Аркадьевича?

- Несмотря на издание в последнее время множества связанных с ним архивных материалов, в обстановке отсутствия должного критического их анализа Петр Аркадьевич на глазах «бронзовеет», превращаясь в своего рода символ России. На это явление обратил недавно внимание современный политолог С.Г. Кара-Мурза: «В преддверии новой попытки приватизации и продажи земли уже в конце ХХ в. была предпринята крупная идеологическая кампания по созданию «мифа Столыпина». Тот, чье имя сочеталось со словом «реакция», стал кумиром демократической публики! В среде интеллигенции Столыпин стал самым уважаемым деятелем во всей истории России - в начале 1990-х годов 41% опрошенных интеллигентов ставили его на первое место».

Правомерность такого подхода - на основе ставших известными фактов - мы также рассматриваем в нашей книге. Так, досконально изучивший деятельность Петра Аркадьевича А.И. Солженицын, между прочим, отмечал один малоизвестный факт, замалчиваемый по вполне понятным причинам историками патриотического направления: «Программа Столыпина охватывала и политику внешнюю. [...] Столыпин... в мае 1911 строил план создания Международного Парламента - ото всех стран, с пребыванием в одном из небольших европейских государств. [...] Парламент мог бы приходить на помощь странам в тяжелом положении, следить за вспышками перепроизводства или недостачи, перенаселенности, - и Россия предлагала в такой помощи участвовать. Международный Банк из вкладов государств - кредитовал бы в трудных случаях. Международный же Парламент мог бы установить и предел вооружения для каждого государства и вовсе запретить такие средства, от которых будут страдать массы невоенного населения. [...] Особо выделял Столыпин отношения с Соединенными Штатами, от которых более всего ожидал он и поддержки Международному Парламенту. [...] Его программе могла помешать отставка - но он надеялся на поддержку [вдовствующей Императрицы] Марии Феодоровны, и даже если будет отставлен, то вскоре позже призван вновь. [...] (Эта программа в ожидании осени лежала летом 1911 в его письменном столе в ковенском имении. По его смерти приехала туда правительственная комиссия и в присутствии свидетелей в числе других бумаг изъяла эту программу - навсегда. С тех пор проект исчез, нигде не был объявлен, обсужден, показан, найден, - сохранилось только свидетельство помощника-составителя.)».

Международный Парламент, Международный Банк, разоружение, особая роль Соединенных Штатов. Чем не масонский проект, который снова (имея в виду убийство Столыпина), как и 1 марта 1881 г., накануне подписания конституции был остановлен Свыше?!

- Заключительные главы Вашего расследования посвящены епископу Гермогену и иеромонаху Илиодору. Их отношению к Распутину. Среди современных исследователей по этому поводу нет единого мнения. Какой взгляд у Вас на эту проблему?

- Я бы сказал так: среди исследователей сформировали устойчивое мнение, что в течение почти что пяти лет Григория Ефимовича, иеромонаха Илиодора (Труфанова) и епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганова) связывали особые, тесные отношения. А потом они поссорились... Реально существовавшую «двоицу» (иеромонаха и епископа) превратили в фантастическую «троицу» (прибавив к ней Г.Е. Распутина).

Сегодня - после прославления в лике святых Владыки - это «освященное временем» мнение пытаются в очередной раз подкорректировать «для пользы дела», стремясь отделить канонизированного от оставшихся двух, снова преобразуя искусственно созданную «троицу» в совершенно уж фантастическую «двоицу» (иеромонаха и Опытного Странника). А ведь закадычными друзьями были именно Илиодор с Гермогеном.

Но от слов кое-кто готов уже перейти к угрозам, а там, глядишь, и к делам. «Можно, насилуя историю, объявлять Григория Распутина «оклеветанным старцем» и требовать его немедленного прославления, - пишет автор нашумевшей книги А.Н. Варламов, - да только вот оказывается, что для утверждения этих идей приходится самому клеветать и ставить на одну доску священномученика Гермогена, взятого под стражу в Страстной четверг и до конца верного своей Церкви, и вероотступника Труфанова...»

В этой короткой фразе, что ни оборот, то неясность: кто, например, конкретно требует, да еще немедленно, прославить Г.Е. Распутина. Этого, насколько нам известно, никому установить до сих пор так и не удалось. Другое дело - лично чтить, исследовать и делиться найденным. Но это, во-первых, вовсе не значит немедленно требовать прославить, а, во-вторых, право, предоставленное каждому Творцом.

Между прочим, право это подтвердил и нынешний Патриарх Кирилл. Еще в 2004 г., выступая в телепрограмме «Доброе утро, Россия» (РТР. 7.10.2004), он, тогда еще митрополит, председатель ОВЦС, говоря о чтителях Царя Иоанна Васильевича Грозного и Друга Царей Г.Е. Распутина, сказал: «Некоторые утверждают, что на жизнь и на деятельность обоих исторических деятелей незаслуженно брошена тень. Что ж, давайте проводить конференции историков, готовить монографии, доискиваться, если это возможно, до окончательной правды, до полной истины».

Ввиду этого трезвого (по крайней мере) заявления довольно странным выглядит то обстоятельство, что затыкать рот думающим по-иному, запретить свободу изысканий, ограниченную совестью (т.е. личным советом с Богом), - пытается в начале 21 столетия профессор Московского университета, писатель...

- Ну а как Вы объясняете активное участие в антираспутинской кампании правых, монархистов и даже черносотенцев?

- Это выглядит противоестественным лишь на первый поверхностный взгляд. Это понял новый, после П.А. Столыпина, премьер В.Н. Коковцов, когда в начале 1912 г. встретился с правыми журналистами: «Для меня было ясно, что и в редакции «Нового времени» какая-то рука сделала уже свое недоброе дело и что рассчитывать на влияние этой редакции на ее собратий по перу не приходится».

Знакомившаяся с рукописью книги перед публикацией доктор филологических наук Н.А. Ганина написала на полях в этом месте: «Подобные выступления «правых» инспирировались, это верно. Но - ах,

обмануть меня не трудно,

Я сам обманываться рад.

Л. Тихомиров осознает себя (ср. его дневники) буквально гарантом Монархии, М. Новоселов - буквально гарантом Православия. Тихомиров не знает и заочно презирает Государя, ну а Новоселов вообще уже «авва». И у обоих шестидесятническое самосознание:

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

И обоим невместно, что Царь двум известным «гарантам» предпочел одного неизвестного мужика. «Конечно, сомнительного - потому что Сам Царь сомнителен».

Весьма точное замечание!

- Но ведь и до сих пор многие не опомнились...

- Строго говоря, несмотря на еще более усилившуюся после февральского переворота 1917 г. клевету, опамятование все-таки началось еще тогда. Причем среди самых неожиданных людей.

Ознакомившись с опубликованными в газетах речами августовского Государственного совещания в Москве, писатель А.М. Ремизов занес в дневник: «Какая бедность у Керенского. И пустота у Авксентьева. Россию забыли. Не революция. Россия. Да Гриша убиенный [Г.Е. Распутин] нашел бы слова. А утром бы [1 нрзб.: его убили? заплевали?] интеллигенты. [...] Речами Керенского кричит умирающая безсильная революция».

Один из видных февралистов А.А. Бубликов вынужденно признавал: «Прохвосты, проходимцы... хамы... губят Россию. Это чистейшая демагогия. Они не просуществуют и двух месяцев.. Все пойдет к ч.... Их с позором выгонят... [...] Такого кумовства и при Распутине не было...»

Пришел и октябрь 1917-го...

И вот что не жаловавший Григория Ефимовича И.А. Бунин занёс в записную книжку в годовщину «великой безкровной» (2 марта 1918-го): «Развратник, пьяница Распутин, злой гений России». [...] Ну а вы-то, не вылезавшие из «Медведей» и «Бродячих Собак»? Новая литературная низость, ниже которой падать, кажется, уже некуда: открылась в гнуснейшем кабаке какая-то «Музыкальная табакерка» - сидят спекулянты, шулера, публичные девки и лопают пирожки по сто целковых штука, пьют ханжу из чайников, а поэты и беллетристы (Алешка Толстой, Брюсов и так далее) читают им свои и чужие произведения, выбирая наиболее похабные».

«Та среда, - вторил И.Л. Солоневич, - для которой отечество находилось в вилле Родэ и которая публично купала в аквариумах голых «французинок», - тоже, подумаешь, Катоны, стражи семейных добродетелей, весталки обоего пола, девственники петербургских кабаков!»

Глядели будто бы на Распутина, а, оказывается, - смотрели на самих себя. Его-то и видеть не хотели. Да и кому был интересен какой-то даже не paysan, а просто неведомо откуда пришедший moujik.

Так над кем же, господа, смеялись? - Выходит, опять-таки - по Гоголю - над собой!

Но всё это не столько классика, сколько самая настоящая клиника!

Рано или поздно, но Истина торжествует.

«Правда откроется», - уверен был о. Николай (Гурьянов).

Слава Богу, не все плывут по течению. Пытаются думать вопреки террору среды.

Одно из первых свидетельств такого рода - мнение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия (Мораря) - правящего Архиерея той епархии, где совершили Свой подвиг Святые Царственные мученики.

Согласно сообщению «Интерфакс-религия» Владыка «не исключил, что крайне неоднозначное отношение к фигуре Григория Распутина стало результатом попыток бросить тень на Семью последнего Российского Императора».

Отвечая на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение», Архиерей заявил: «Что касается Григория Распутина, то это вопрос очень непростой. Царскую Семью оклеветали и очернили, обвинив во всяких грехах, а сейчас мы видим, что это неправда. Может быть, и с Григорием Распутиным что-то подобное было, потому что Царская Семья, Государь были очень чистой жизни и понимали ситуацию, людей».

По мнению архиепископа Викентия, Царская Семья «не могла приблизить к себе такого человека, каким представляют сейчас Г. Распутина».

«Я думаю, - заявил Владыка, - не может быть такого. Возможно, клевету и грязь, вылитые на Распутина, использовали, чтобы очернить святость жизни Царской Семьи. Если бы не было Распутина, был бы другой человек, все равно нашли бы такого, чтобы очернить Царскую Семью, - это главная цель».

При этом Архиерей призвал не обращать внимания «на грязь, выливаемую целенаправленно, чтобы дискредитировать Царя, Царскую Семью и Царскую власть».

- Однако запрет на «тему» (причем речь идет вовсе не о «прославлении», а об исследовании реальных исторических фактов из жизни православного христианина, которого Святые Царственные мученики называли Своим Другом) продолжает до сих пор сохраняться...

- Причин тому, на мой взгляд, несколько. Во-первых, инерция; во-вторых, безразличие (но не к теме, а к России, ее истории, ее будущему; к Царственным мученикам); в-третьих, отсутствие аргументов в действительно независимой, равной и честной дискуссии. Ведь нельзя же назвать таковыми происходящие на телевидении «собеседования», когда доктору исторических наук недоучившиеся (или переучившиеся?) вгиковцы и пединститутовцы (простите за неуклюжую длинноту; но если кратко, то выходит неприлично) затыкают рот. Они просто не в состоянии осуществить то, что еще в 2004 г. высказал нынешний Патриарх.

Разговору по существу предпочитают методику затыкания рта. Используют при этом приёмчики, которым в свое время обучали в разных партшколах партийных персеков. Говорить, по существу, не с кем и не о чем.

Народ вот только жалко. Те его восемьдесят лет обманывали, и эти продолжают. Вот и пишу книги. Надеюсь, что их кто-нибудь не просто поверхностно, а, не торопясь, вдумчиво прочтет.

- Но сколько же людей сможет их прочесть? Ведь тиражи-то просто мизерные: тысяча экземпляров?

- А я не думаю, что нужно больше. Чтобы прочитать эти большие, по 700-800 страниц книги, нужны желание, время, воля. А тут еще такое сильное противодействие тех, кто и сами не знают, и другим не дают.

Пользуясь случаем, хочу сказать прямо: ни одной книги из серии «Григорий Распутин: расследование» я не отдавал для распространения в церковные лавки или магазины. Все они распространяются через светскую книжную сеть. Идут туда, где принимают, где нет угрозы быть оскорбленным. Не себя имею в виду, конечно, а Царского Друга.

Кстати, довелось побывать недавно на родине Григория Ефимовича, а также в Тобольске, Тюмени и Верхотурье. И нигде - ни в светской, ни в духовной среде, в том числе в монастырях - за всё время поездки ни от кого слова худого о Григории Ефимовиче не слышал. И я понял: какая же все-таки у нас здесь гниль. Не зря говорят: рыба с головы гниет. Недаром не любят москвичей: не коренных (их-то уже раз-два - и обчелся), а тех, кто ими стал и это своё «право» активно «подтверждает».

И еще: посмотрите, на каком фоне происходит эта борьба якобы за чистоту. Рок-концерты с участием игумена с наперсным крестом и микрофоном в руках. Вовсю лицедействует актер-священник Иван Охлобыстин. Бывший сионист, американский профессор Дворкин от имени Патриархии указывает государственным органам, кто сектант, а кто нет. Благословленные фильмы о Царе Иоанне Грозном с рокером в главной роли. Благословленные парады байкеров с голыми девицами под Нерукотворным Спасом. Патриарх встречается с Хирургом - предводителем «Ночных волков». И на этом фоне - фрески в монастырском храме, изображающие действующего Патриарха святым. Просто вакханалия какая-то, еще раз подтверждающая, что для наведения порядка не только в государстве, но и в Церкви нужен Царь, Помазанник Божий - не только первый сын, но еще ктитор и охранитель Церкви.

Вот, между прочим, истинная причина «царебоязни» в известных кругах. Ведь, как известно, и бесы веруют и трепещут. Потому-то и содержащие пророчества о «Царе в саккосе» книги сегодня оказываются неугодными. Но никакими «индексами» на католический манер Истину Божию не скроешь. Кто может запретить говорить святым? Ведь это уже не только Царь Иоанн Васильевич или Друг Царев. Но и святые, выходит, также неугодны. «Не то» предсказывали.

        * * *

Приобрести или заказать по почте все четыре книги С.В. Фомина, вышедшие в серии «Григорий Распутин: расследование», можно в книжной лавке по адресу: Москва. Покровский бульвар, д. 18/15 (дом Телешова). Тел. 916-29-41. Тираж ограничен.

http://www.rv.ru/content.php3?id=8251




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме