Новый год

0
77
Время на чтение 4 минуты
В наше время, когда люди, оторванные от христианской традиции, возвращаются к стихийному язычеству, Новый Год тоже обрастает всякими странными ритуалами. Как заметил недавно Иеромонах Филипп (Рябых),

"В последнее время Новый год становится неоязыческим культом... Это некое языческое проникновение в празднование - и Новый Год потихоньку становится квазирелигиозным праздником" Иеромонах Филипп посетовал на то, что к 1 января выпускается масса соответствующих мягких игрушек, кружек, ложек, тарелок (с изображениями этих зверей), объявляются различные ритуалы, чтобы достичь максимального благоденствия в следующем году - "на какой ноге сколько раз попрыгать, в какую сторону повернуться, какие цвета надеть, что подать на стол". Он напомнил, что празднование 1 января в общеевропейской традиции четко привязано к Рождеству Христову и связано с христианской концепцией истории.

Эти слова вызвали немалое раздражение - некоторые СМИ отозвались язвительными комментариями в стиле "Забудьте, что Новый Год праздник светский... РПЦ взялась за дело серьёзно". Между тем Иеромонах Филипп не стеснял ничью свободу с трепетом ожидать "Желтого Металлического Тигра" или благоговейно вчитываться в предсказания Нострадамуса. Он просто напомнил о нескольких очевидных культурных реальностях - Новый Год действительно связан с Рождеством, и мы действительно ведем наше летосчисление от Рождества Христова.

Это факт настолько раздражал большевиков, что в 20-тые годы они пытались искоренить рождественскую елку (как, и, конечно, сам праздник); в новом календаре оставались только коммунистические праздники - ни Рождества, ни Нового года.

Однако искоренить привычку людей отмечать эти дни не удалось, и тогда атеисты сменили тактику - елка стала трактоваться как новогодний, а не рождественский символ, первый новогодний утренник организуется в 1935 году, а начиная с 1937 года новый год начинает отмечаться уже широко.

Так Новый Год оказался, по сути, недобитым Рождеством, и сохранял его отсвет - может быть, поэтому в советские годы для многих он оставался любимым праздником, наиболее семейным и наименее идеологизированным. Новый год обращался - и обращается - к очень глубокой, часто подавленной человеческой потребности - потребности в обновлении и надежде.

Многие из нас помнят свои детские переживания накануне новогодней ночи. Конечно, ребенок ждет подарков; но дело тут не только в подарках - в ощущении того, что в обыденную жизнь сейчас войдут Чудо и Тайна и все переменится. Первое января может быть очень грустным не потому, что ребенок недоволен подарками, а именно потому, что это переживание приближающегося чуда ушло.

Иногда люди - не дети, взрослые - совершают самоубийство после праздников, потому, что они ожидали какого-то чуда, каких-то перемен - и ничего не произошло. Они не могут - даже физически - этого пережить. У людей есть глубокая потребность в надежде - независимо от того, верят они в Бога или нет. Есть просто потому, что мы - человеческие существа, чувствуем, что созданы для чего-то очень хорошего.

Люди могут подавлять это чувство - в частности, из-за того, что жизнь обычно не оправдывает их ожиданий. У популярного когда-то певца, Юрия Лозы, есть песня, которая хорошо передает то, как утраченная надежда переходит в мечтательность:

Многое не повторится, многое будет не так.

Вот и мне стало за тридцать, самое время мечтать

О далеких мирах, о волшебных дарах,

Что когда-нибудь под ноги мне упадут.

О бескрайних морях, об открытых дверях,

За которыми верят, и любят, и ждут меня.

Человек прекрасно понимает, что никаких даров ему не упадет, и ни за какими дверями его не ждут - он ищет утешения в мечтах, которые, как он понимает, так и не осуществятся. Ничего особенно хорошего - настолько хорошего, чтобы это отвечало нашему внутреннему ожиданию - уже не случится, остается, так сказать, есть что дают.

"Светский" праздник, очищенный от всякого отблеска небесного света, праздник без чуда, без тайны, без надежды - не больше чем просто нерабочий день, или, хуже того, повод напиться. Нет ничего более унылого, чем светский праздник. И люди - почти инстинктивно - пытаются наполнить его каким-то духовным, или, хотя бы, мистическим содержанием. Отсюда все эти болезненные попытки "украсить" Новый год языческими ритуалами - отчасти импортированными (через третьи руки) из далеких стран, отчасти самостоятельно изобретенными.

Смотреть на это грустно и жалко; особенно жалко видеть, как люди отворачиваются от реальности ради подделок. Ведь за нашим летосчислением действительно стоит Чудо, и Тайна, и Надежда - мы отсчитываем годы от того Рождения, которое полностью обновило и преобразило наш мир, и продолжает преображать жизни многих людей.

В самых древних цивилизациях мы уже обнаруживаем те или иные новогодние праздники и ритуалы, время совершало оборот, и все вещи возвращались к своему первоначалу, к первобытной гармонии. Жизнь как бы начиналась снова, с чистого листа. Глубочайшая человеческая жажда обновления, новой, чистой жизни, выражалась в торжественных ритуалах перехода. И Бог ответил на эту жажду и это ожидание: больше двух тысяч лет назад в наш мир пришел тот, Кто был - и остается - ответом на самые глубокие чаяния всех людей, "Желаемый всеми народами"(Агг.2:7), как Его называет пророк Аггей.

Он тот, кто действительно приносит новую жизнь; новую жизнь для тех, кто запутался в грехе, новую жизнь для тех, кто благополучен по мирским меркам, но чувствует в своем сердце пустоту, которую только Бог может заполнить, новую жизнь и для тех, кто уверовал, но остыл в вере и пришел в уныние.

Новогодние и Рождественские праздники - это время, когда Бог еще раз напоминает нам о распахнутых вратах в новую жизнь, о возможности начать сначала, о преображающем, исцеляющем, спасительном присутствии Сына Божия, который навсегда стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха.

Многие в эти праздничные дни будут искать каких-то крох радости, какого-то утешения обжорстве, в выпивке, в глупых и пошлых телепередачах, но Бог предлагает нам нечто иное - великую, подлинную радость.

Как Ангел сказали Пастухам, "не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; (Лук.2:10,11)"

http://www.radonezh.ru/analytic/11654.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24