Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О голосе Церкви в светских СМИ

Юлия  Семенова, Православие и современность

24.12.2009

В Саратове в рамках седьмых Пименовских чтений прошел круглый стол, который назывался - «Голос Церкви в светских СМИ». Посвящен он был такому феномену современности, как рассказ о мире Православия в изданиях, которые в ежедневном режиме информируют в первую очередь о происходящем в политике, экономике, общественной и социальной сферах. Рассказ о тех или иных аспектах церковной жизни в подобных СМИ - уже данность. Прошедший круглый стол - одна из попыток понять, чего ждут средства массовой информации от Церкви, какого сотрудничества хотели бы они и, наоборот, в каком присутствии на страницах газет и телеэкранах заинтересована Церковь.

В том, что современный читатель и зритель хотят узнавать о мире Церкви, сегодня уже вряд ли кто-то сомневается. О церковной жизни пишут многие издания, причем не только следуя за информационными поводами, то есть за событиями, происходящими в Церкви и имеющими общественный резонанс, но и рассказывая о мире Православия то, что просто может быть интересно читателю, что способно вызвать его отклик. В светском издании, например, мы можем прочитать как о возвращении Церкви ее имущества, что так или иначе касается всего общества, так и о буднях какого-либо монастыря. Та же тенденция характерна и для Саратова, местные газеты и телеканалы обязательно подготовят репортаж о строительстве нового храма, но и появление материалов о жизни сугубо внутрицерковной становится привычным явлением. Если рассматривать сотрудничество и взаимодействие Церкви и СМИ в качестве некоего процесса, то, конечно, оценивать его можно как непростой и требующий своего осмысления. У каждого из его участников есть свои интересы, свои представления о том, какими должны быть материалы о Православии, чтобы их читали и смотрели.

Церковь заинтересована в том, чтобы говорить о себе людям, имеющим стремление узнавать о происходящем за церковной оградой, таких читателей и зрителей сегодня на самом деле много. Но журналисты не всегда готовы рассматривать церковную жизнь, ее реалии и нюансы как повод для своего материала. Причин масса, и основные из них - «непривычность» темы для освещения и очень разное, порой полярное отношение к ней в нашем обществе.

В Саратове целый ряд СМИ, и электронных, и печатных, освещают церковную жизнь в самых разных ее аспектах. И в ходе Пименовских чтений за круглым столом встретились представители информационно-издательского отдела Саратовской епархии и руководители, редакторы СМИ, которые о церковной жизни пишут и рассказывают своим читателя и зрителям. Так как позади остался уже определенный этап работы, закономерно назрела потребность осмыслить уже приобретенный опыт, поделиться мыслями и наблюдениями с коллегами.

Тема доклада заместителя генерального директора ГТРК «Саратов» Сергея Утца была сформулирована так: «Критерии отбора информационных поводов и персоналий Русской Православной Церкви на региональный эфир гостелекомпании». Сергей Рудольфович поделился своими наблюдениями относительно того, что нужно сделать для того, чтобы голос Церкви был услышан. По его мнению, интересный собеседник, который «в теме»,- всегда находка для журналиста, берущего интервью, не важно, священнослужитель перед ним или человек, представляющий любую другую сферу деятельности. Также зрителями всегда будет востребована полезная, важная для них информация, но не поучение. Умение сказать то, что действительно хотят услышать люди, способность и готовность быть вместе с ними в беде и радости - это то, чего хотелось бы от представителей Церкви и журналистам, и зрителям. И когда эти условия будут соблюдены, тогда и вопрос о критериях отбора персоналий, по мнению докладчика, потеряет свою актуальность. Сотрудничество станет спонтанным. Пока же ему как журналисту, главе СМИ, не всегда понятно, для чего Церковь стремится к присутствию в СМИ. Ясно, чего хотят от телеэфира политик или чиновник, но к чему стремится Церковь? Более того, излишнее мелькание на экране, напротив, имеет часто противоположный эффект и не создает у зрителя позитивного отношения к Церкви.

Мысль о необходимости перешагнуть иногда через так называемый формат телеканала или издания ради того, чтобы рассказать о Православии, высказал генеральный директор «ТНТ-Саратов» Антон Комаров. Если зрителю предоставляемая информация нужна, и он готов ее смотреть, то почему не идти навстречу зрителю, невзирая на формат? Несколько месяцев назад на канале появилась ежедневная православная рубрика в рамках утреннего вещания регионального канала. Как основную цель создания передачи докладчик обозначил стремление разрушить существующие в сознании людей, воспитанных в атеистическом обществе, штампы о Церкви. «Мы никого не агитируем, мы лишь предоставляем информацию,- так обозначил миссию передачи на телеканале Антон Николаевич.- По моему мнению, сегодня для молодого человека прийти в Церковь - это совершить поступок. И если мы кому-то поможем сделать этот шаг, то будем только рады. Потому что «телесмотрение» сегодня наиболее удобный способ получения информации».

Наверное, самым сложным для журналиста, имеющего желание написать о Церкви, становится вопрос: как сделать, чтобы материал имел право на существование именно в данном, конкретном издании? Все мы знаем, для того, чтобы появиться в том или ином СМИ, текст должен соответствовать ряду требований - иметь актуальную тему или эксклюзивную информацию, быть в формате издания, не выбиваясь по языку и стилю. И, конечно, когда журналист пишет о церковной жизни, бывает нелегко соблюсти все эти условия.

Я как редактор проекта «Взгляд-Православие» рассказала об опыте ежемесячного выпуска в еженедельной городской газете четырехполосной вкладки православной тематики. Лишь вкратце повторюсь. В нашем обществе есть вопросы, обращенные к Церкви, которые буквально висят в воздухе, их очень много. Например, «Почему Церковь не стремится стать современней?», «Зачем она вмешивается в светскую жизнь?», «Почему Церковь находит средства для строительства храмов, но не помогает бедным?» и многие другие. Какие-то из них порой кажутся глупыми или грубыми, но если для ответа на них находить соответствующую форму - это могут быть и интервью, и репортажи,- то эти материалы всегда найдут своего читателя. Если же задаваться вопросом: «А должны ли мы, светские журналисты, стремиться писать о Церкви, когда, возможно, проще было бы писать о более знакомых сферах жизни?», то ответ может быть только один - должны. Потому что в современном обществе, потерявшем ценностные и нравственные ориентиры, на глобальные и самые важные вопросы, которые задает каждый человек - «Как жить?», «Как строить отношения с близкими?», «Как воспитывать детей?», Церковь способна дать по-настоящему глубокие ответы. Да и сам мир Церкви настолько удивителен и богат, что становится по-человечески досадно, когда видишь, какое огромное число людей пока с этим миром не знакомо.

Московский гость круглого стола Елена Ямпольская, заместитель главного редактора газеты «Известия», говорила о сложности заявленной для обсуждения темы, отметив, что вопросов она рождает значительно больше, чем ответов. Газета «Известия» регулярно освещает события, которые происходят в Русской Православной Церкви или к которым Церковь имеет отношение. Но как рассказывать о мире Православия в большем объеме? Этот вопрос пока остается открытым. Хотя в последнее время человек в священническом облачении стал обычным явлением в коридорах редакции. И на круглых столах, которые проходят в редакции, священники всегда желанные гости.

Схожую точку зрения высказал и генеральный директор «КП - Саратов» Дмитрий Шишкин. Мнение священника в газете обязательно должно появляться тогда, когда это оправданно, когда событие, о котором идет речь на страницах газеты, требует, например, еще и этической оценки.

Игумен Нектарий (Морозов), руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии, подвел некий итог сказанному, а главное - ответил на вопрос, прозвучавший во время выступлений: «Зачем Церкви присутствие в СМИ?»:

«Я обратил внимание на слова, которые мне часто приходилось слышать от журналистов. У них часто складывается впечатление, что Церковь занимается пиаром. Но задачи у нас, на самом деле, иные. Мы прекрасно понимаем, что есть проблема формата и в каждом издании он свой. И конечно, когда мы выходим с инициативой о сотрудничестве, нам бывает сложно, если нас просят определить, каким должен быть этот формат, потому что намного естественней, когда представители того или иного СМИ решают этот вопрос для себя сами. Еще более естественно, когда происходит то, о чем здесь уже шла речь,- у журналиста у самого появляется интерес к теме. И порой звучат вопросы некорректные, грубые и, как было сказано, глупые. Но я считаю, что этих «глупых» вопросов должно быть как можно больше, потому что это как раз те вопросы, которые рождаются где-то в недрах народной жизни. Люди о Церкви, о вере знают очень мало, и то, о чем они спрашивают, кому-то может показаться глупым и смешным. Но если мы все вспомним то время, когда мы в Церковь только приходили, то поймем, что мы начинали с таких же вопросов. И если бы в свое время некому было на эти вопросы ответить, то мы в Церкви, возможно, не оказались бы и не задержались.

И задача у нас - не показать себя с лучшей стороны и не популяризировать ни в коем случае Православие, а порой такая фраза тоже звучит. Наша задача иная. Мы хотим присутствовать в СМИ как в том ресурсе и том инструменте, который имеет сегодня самое большое влияние на сознание человека. Но присутствовать не для отстаивания каких-то земных сиюминутных целей, а для того, чтобы посредством этого присутствия могло происходить самое главное, ради чего Церковь и существует,- это встреча со Христом. И порой, когда человек читает газетные материалы, он переживает то, что на самом деле является для него началом той самой встречи. И ради этого мы работаем и существуем».

В дальнейшем разговоре участники круглого стола затронули разные темы и прозвучало немало вопросов. Должен ли журналист, пишущий о церковной жизни, быть ее знатоком или его непосредственное стремление что-то открыть для себя и позволит сделать материал интересным для таких же, как и он, неискушенных читателей? Или: стоит ли публиковать рассказ о Православии в так называемой «бульварной» прессе и, возможно, есть издания, которым Церковь должна была бы отказывать в сотрудничестве?

Проректор по учебно-методической работе Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Елена Елина высказала несколько неожиданное мнение, что не только Церковь заинтересована в том, чтобы ее голос присутствовал в светских СМИ, но и печатные издания только выигрывают от подобного сотрудничества. «Материалы православной тематики придают изданию ту респектабельность, которой порой очевидно не хватает нашим газетам,- поделилась своим читательским впечатлением Елена Генриховна. Когда смотришь публикации, сделанные на заказ, в которых не всегда находишь соответствие того, что написано, тому, что было на самом деле, а потом доходишь до православных страничек, то понимаешь, что наша журналистика еще на что-то способна, во что-то верит и еще в состоянии оправдать свою профессию».

А мне как одному из участников круглого стола и самого процесса взаимодействия светских СМИ и Церкви уже по его окончании - когда вновь обращаешься ко всему услышанному и пытаешься для самого себя найти ответы,- подумалось, что если бы разговор за круглым столом продолжился, непременно должно было в этой беседе появиться понятие ответственности. Потому что время, в которое мы живем, без всякой патетики, непростое, и гости, и участники круглого стола об этом неоднократно говорили. Так, Елена Ямпольская цитировала слова историка Дмитрия Кончаловского о том, что в государстве, где утеряны понятия греха и стыда, порядок может поддерживаться только полицейским режимом и насилием. Вряд ли кто-то из нас хочет жить в обществе с подобными порядками.

И если у Церкви есть ответственность перед обществом и есть стремление менять что-то, помогая в первую очередь измениться каждому конкретному человеку, то СМИ часто гонятся за сенсацией, скандалом, идут на поводу у не всегда высоких вкусов публики. Чувством ответственности Церковь часто движима и в своих инициативах общественной направленности. Один из ярких примеров - антиалкогольный проект «Общее дело», презентацию которого в Саратове неоднократно в ходе разговора вспоминали участники круглого стола.

Сегодня Церковь учится говорить с людьми на понятном им языке через светские СМИ, последние учатся писать о церковной жизни и находить в ней темы, способные взволновать светского читателя, заинтересовать его и вызвать живой отклик. И если бы обе стороны пришли к пониманию, что мы вместе движемся вперед и учимся говорить о Церкви людям, пока еще от нее далеким, вместе совершая ошибки и устраняя их, а не вступая порой в полосу непонимания и полемики, то тогда выигрывали бы в первую очередь читатели. А то, что люди сегодня о Церкви хотят узнавать и интересуются ее жизнью, не вызывает никаких сомнений. И вопросы, обращенные к Церкви, есть абсолютно у каждого человека, все мы знаем об этом по опыту общения с друзьями и близкими. И знаем, как часто самые важные жизненные вопросы остаются у людей без ответа на протяжении всей их жизни. Хотя порой человеку нужно совсем немного: просто, проходя мимо храма, открыть дверь и войти. И произойти это может благодаря журнальной статье или репортажу, который человек увидит или прочитает в светском, привычном для него СМИ.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7812&Itemid=3




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме