Миссионерское служение Успенской Николо-Васильевской обители

0
122
Время на чтение 5 минут
10 декабря 2009 года исполнилось семь лет со дня освящения закладного камня на месте будущего Успенского собора в Успенской Николо-Васильевской обители, основанной приснопамятным схиархимандритом Зосимой (Сокуром; † 2002) в селе Никольское Донецкой области. Прошедший 2009 год ознаменовался завершением строительства Успенского собора и его освящением Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Приезд Святейшего Патриарха - всегда событие неординарное, а в данном случае его можно назвать знаковым. Прежде всего, потому, что освященный патриархом Успенский собор, являясь подобием Успенского собора Московского Кремля, оказывается видимым знаком и символом церковного единства Украины и России.

Вообще визит Святейшего Патриарха Кирилла имел очень большое значение для православной паствы. Он воодушевил и как бы расшевелил очень многих людей. Говорят, в минувшем году после приезда патриарха даже значительно увеличился конкурс в Киевские духовные школы. Самое главное, что многие даже не очень церковные люди, редко бывающие в храме, выходили на улицы и приходили на патриаршие богослужения. Они услышали голос своего пастыря и почувствовали себя членами Церкви.

Церковных же людей и священство патриарх, как и везде он это делает, призвал к деятельному миссионерскому служению, особенно среди детей и молодежи.

О том, что Православная Церковь на Украине находится в непростых условиях, написано много. Известия о новых попытках насильственных захватов храмов раскольниками то и дело мелькают в новостях. Государство не оставляет попыток навязать свою волю Церкви и сделать из Церкви инструмент своей политики. Однако необходимо упомянуть и о положительном аспекте церковно-государственных отношений на Украине. Это особенно актуально и для современного российского общества. Речь идет об относительной свободе миссии и о больших возможностях, открывающихся для работы с детьми.

Школьный предмет, рассказывающий об основах нравственной христианской жизни, о Церкви и православной культуре, называется, в соответствии с украинскими нормативными документами, «Христианская этика». На общегосударственном уровне законодательная база для введения нового предмета существует уже не первый год. И дело сейчас стоит лишь за местной инициативой. Итак, закон есть, пособия по христианской этике тоже есть. Почему же еще не во всех школах введен этот предмет и мало где преподается на должном уровне? Чего же не хватает? А не хватает - и катастрофически не хватает - грамотных и церковных преподавателей.

Конечно, в идеале такими преподавателями могли бы быть священники и прочие клирики. Однако на практике в громадной Донецкой епархии, например, всего несколько священнослужителей посещают школы и ведут регулярные занятия с детьми.

Здесь существуют две взаимосвязанные проблемы.

Во-первых, почти ни у кого нет желания преподавать. Должность законоучителя, то есть преподавателя закона Божия, когда-то в Российской империи была очень почетна и желаема священниками. В некоторой степени это связано с тем достойным материальным вознаграждением, которое получали учителя в дореволюционной царской России. Но и это было обусловлено тем высоким общественным статусом, который имели тогда учителя. Если сейчас мужчина скажет: «Я работаю учителем», то к нему отнесутся, скорее всего, как к неудачнику, который не смог себя реализовать на другом, более существенном (с современной точки зрения) месте. Но такое отношение к учительству, скорее, указывает на глубокую болезнь и деформацию сознания нашего общества. Ибо дело школьного учителя, во многом формирующего личность и мировоззрение детей - нашего будущего, трудно переоценить.

Еще одна проблема, не менее значимая, приводящая к отсутствию священников в украинской школе, - это отсутствие государственной аттестации у церковных образовательных учреждений.

Лишь небольшая часть священников, да и вообще людей хоть с каким-то духовным образованием, имеют соответствующее высшее или среднее специальное образование, позволяющее преподавать в средней школе. Тот факт, что богословское образование не признается до сих пор государствами бывшего Советского Союза, является тяжким наследством, доставшимся нашему времени от большевиков, отделивших Церковь от государства, пытавшихся всеми силами отделить Церковь от общества и народа.

Однако на Украине эта проблема может быть решена на местах. Например, в Донецке существуют курсы повышения квалификации для преподавателей христианской этики при Донецком областном институте последипломного педагогического образования. Пройти обучение, получить необходимые рекомендации, учебные пособия и методические разработки при желании не составляет большого труда. Преподаватели христианской этики периодически собираются на семинары, обмениваются опытом и делятся методическими находками.

В Успенской Николо-Васильевской обители два священнослужителя прошли обучение на этих курсах и получили свидетельство, позволяющее на законных основаниях преподавать христианскую этику в средней школе. Усилиями братии обители христианская этика преподается с 1-го по 6-й класс в сельской средней школе. При таком охвате систематическими занятиями сельских детей на их привычном месте учебы совершенно поменялись акценты в проведении занятий в монастырской воскресной школе. Здесь появилась возможность уделить больше времени подготовке к праздникам, постановке спектаклей, рукоделию, а также паломничествам и путешествиям.

Уже четыре года наша монастырская воскресная школа выезжает в Крым, где преподаватели и ученики вместе переносят все тяготы походной жизни.

Православие - это жизнь во Христе. А жизни невозможно научить, только лишь рассказывая о ней. Поэтому, занимаясь с детьми, мы и сами многому учимся.

В походе нет привычных удобств, нет тут и пустых развлечений, которыми заполнена современная жизнь в миру. Тут дети становятся взрослее, ведь все приходится делать самим: ставить палатки, за дровами ходить, готовить пищу на костре, запасаться водой, стирать свои вещи. С каждым годом возрастает сложность наших походов. Часть пути мы едем на автобусе, а часть проходим по горным тропам с рюкзаками. А это значит, что все нужно нести на себе: и личные вещи, и палатки, и спальники, котлы и продукты.

В походе познается дружба и цена человеческих отношений. В походе, углубляясь в безлюдные места, как древние подвижники, мы остаемся наедине с природой и ее Творцом, мы учимся молиться.

В Крыму до завоевания его турками и татарами на протяжении многих веков жили христиане. Нашему времени об этом говорят остатки множества древних церквей, которые находят археологи в различных местах полуострова, а также многочисленные пещерные монастыри, которые рассеяны по всему горному Крыму.

Крым - это святая земля, где жили и трудились множество угодников Божиих - святителей, преподобных и мучеников. Когда молишься в древних храмах заброшенных пещерных монастырей и городов, то возникает духовное общение с теми, кто здесь когда-то жил и молился. Иначе невозможно объяснить те чувства и мысли, ту особую сосредоточенность, которая возникает в таких древних местах.

Но не только преподаванием в сельской средней и монастырской воскресной школах ограничивается миссионерская деятельность монастыря.

Братия монастыря окормляет исправительно-трудовую колонию строго режима, на территории которой построен храм во имя Благоразумного разбойника, который первый попал в Рай с Господом. Регулярно совершаются поездки в дом престарелых и детские дома.

Монастырь и сам является центром притяжения, в который стекаются многие люди. Существенная часть миссионерской работы в современных монастырях проходит прямо внутри обители: это беседы и экскурсии с паломниками, а порой и совершенно нецерковными «туристами», которых и паломниками не назовешь.

Миссионерствуя и проповедуя, мы всегда должны помнить, что «слово Божие действенно». Что «задача Церкви, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, - обращаться даже к тем, кто в духовном смысле является глухонемым, уповать на волю Божию, помнить, что ни красноречием, ни какой-то миссионерской технологией не достичь человеческого сердца. Человеческого сердца достигает Божия благодать. Но она достигает этого сердца через людей, через религиозный опыт, который часто возникает в контакте с носителями религиозных знаний».

Наши современные монастыри дают прекрасную возможность такого контакта. Монастыри должны быть истинными центрами просвещения (а не смущения, как это иногда бывает) верующих и только идущих к вере людей.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/33209.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Тихон (Васильев)
Все статьи Иеромонах Тихон (Васильев)
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35